Александр Харитонов – зодчий вне времени


 

Малая родина – Дзержинск


Александр родился в 1951 году, когда Дзержинск с каждым годом полнился новыми архитектурными шедеврами Кусакина – красивыми монументальными зданиями, величественными ансамблями жилых домов. Он пошел в первый класс школы № 33. В том году в городе закончили строительство грандиознейшего архитектурного ансамбля из жилых домов, с фасадами, выходящими на проспекты Чкалова, Кольцевой, Дзержинского, на площадь Дзержинского с рестораном «Ока». А спустя пять лет, когда Александр заканчивал восьмой класс, у нас появилась новая площадь Героев, возведенная под руководством архитектора Воронкова.

Наверняка Харитонов любил свой родной город, ведь главного зодчего Нижнего Новгорода связывало с ним многое. Его родители, Евгений Александрович Харитонов и Татьяна Михайловна Успенская, обосновались в Дзержинске еще до начала большой войны. Оба были молодыми химиками-инженерами. Имея «бронь»-документ, освобождавший от отправки на фронт, Евгений Александрович в военное время оставался в Дзержинске, испытав на себе все тяготы «химической каторги».

В 1946 году в семье инженеров первой родилась дочь Наталья, а спустя пять лет появился на свет сын Александр. Его жизнь в родном Дзержинске начиналась в доме в переулке Жуковского. Затем без малого двадцать лет – с 1961-го до 1979 года – он жил в доме № 19 по улице Грибоедова.

У истоков рода


Для каждого из нас родной дом имеет особенное значение. Отец Александра – Евгений Александрович родом из Тамбова, родовые корни мамы Татьяны Михайловны ведут в старинный священнический род Успенских в селе Нарусково Лукояновского уезда Нижегородской губернии. Один из ее прямых предков был легендарной личностью в православном мире – священномученик Фалдей (в миру Иван Васильевич Успенский). В период гонений большевиков на православную церковь Фалдея не раз арестовывали, этапировали в Сибирь. После ссылки он жил в Волоколамске, а службы вел в московских храмах.

В жизни великого праведника, каковым его признали при жизни, была Астрахань, затем Саратов, Тверь. 20 декабря 1937 года сотрудники НКВД в очередной раз арестовали архиепископа, поместив в камеру с уголовниками. Он с кротостью и смирением переносил мучения и издевательства. 31 декабря 1937 года большевики казнили священнослужителя по приговору тройки НКВД. Рассказывали, что владыку утопили в яме с нечистотами. Спустя много лет, в 1993 году, были обретены останки архипастыря-мученика архиепископа Тверского Фалдея. Ныне они покоятся в Вознесенском соборе в г. Тверь.

В семье Харитоновых глубоко чтили его память. В кабинете Александра Евгеньевича в доме на Грузинской и теперь все так же, как было при его жизни: на полках его книги, фотографии, личные вещи… На самом почетном месте хранится икона русского священномученика Фалдея, подаренная семье архитектора настоятелем Вознесенского собора в Твери еще при жизни Татьяны Михайловны Успенской.

«Художка»


Смышленый, рассудительный, очень подвижный Саша Харитонов на уроках в школе все схватывал на лету, в учебе был первым. Обладая замечательной памятью, учился легко, словно для него учеба была вовсе не учебой, а веселой игрой.

Ко всему паренек с рвением занимался фигурным катанием в спортивной секции на стадионе. Но скоро его главным увлечением стала «художка» – занятия в детской художественной школе. Здесь он чувствовал себя в своей тарелке, уже тогда раз и навсегда определив свое будущее: стать архитектором.

В 60-е годы художественная школа под руководством ее основателя и первого директора Николая Филипповича Кузнецова будто магнит притягивала дзержинских мальчишек. «Тогда в «художке» у нас девочек училось мало, – рассказывает А.Ю. Денисов, одноклассник А.Е. Харитонова по «художке», ныне инженер-строитель. – Ведь профессии художника и архитектора мы считали исключительно мужскими.»

Ученики «художки» летние каникулы проводили в своем, особом лагере. Июнь-июль проходил на природе, в палатках: сами готовили еду на костре, рубили дрова, носили воду из родника. Лагерь в разные годы размещался то на Святом озере, то в дубраве у Васильевского ручья. День проводили на пленере, вечером купались, играли в футбол, сидели у ночного костра. Потом устраивали выставки, ребячьи работы отправляли на конкурсы. «Саша Харитонов рос обычным пацаном, ничем не выделялся среди нас, – вспоминает Алексей Юрьевич. – Разве только тем, что Харитоша, как мы его ласково называли, подростком был полненьким мальчиком, но проявлял и ловкость, и остроумие, за что его очень уважали пацаны. А еще любил плавать и плескаться в воде. Это было его страстью. Он порой тайком сбегал на реку, чтобы лишний раз искупаться.
Однажды попался, за что получил нагоняй от Филиппыча, то есть Николая Филипповича – нашего директора школы и начальника лагеря.»

В 1968 году Александр, успешно закончив художественную школу, одновременно попрощался со своей средней школой № 33 в переулке Жуковского. Классный руководитель В.И. Сарбаева проводила своего питомца не простым выпускником, а золотым медалистом. Его ждал инженерно-строительный институт им. В.П. Чкалова в Горьком, куда он без колебаний тем же летом подал документы.

Студенческая жизнь


Однако на вступительных испытаниях по специальности будущему академику архитектуры «зарубили» рисунок. Он выполнил его по-своему, как учили в «художке» – «с проявлением индивидуальности», забыв при этом про академические требования. Экзаменатор, к счастью, заметив рвение парня и неплохую технику рисунка, отнесся к нему благосклонно, разрешил повторное испытание. Александру не составило труда за несколько уроков усовершенствовать манеру рисования, без проблем поступить на первый курс архитектурного факультета.

С первых дней учебы в институте он подружился с другим студентом-первокурсником Евгением Пестовым. Эта дружба позже переросла в столь значимый творческий тандем двух выдающихся зодчих, что профессор архитектуры О.В. Орельская посвятит ему солидный научный труд, назвав «Александр Харитонов. Евгений Пестов. Архитектурный дуэт». Но это случится много позже, а пока два друга с упоением постигали азы архитектуры – искусства, которое поэты величают не иначе как «музыкой, застывшей в камне».

Тогда Харитонов «с головой» ушел в новую для него стихию: он живо следил за новинками специальной литературы, собирал коллекцию открыток ярких архитектурных сооружений мира, всерьез изучал историю архитектуры, искусство, эстетику. Скооперировавшись, каждое лето друзья-студенты небольшой группой отправлялись путешествовать. Практически без денег (студенты строго блюли правило: тратить не больше рубля в день на всех), в легких курточках с рюкзаком за спиной и этюдником на плече «автостопом» объехали пол-СССР: побывали в Москве, Ленинграде, в старинных городах «золотого кольца», увидели Прибалтику, Север России… И каждый раз на ватманских листах оставалось множество набросков, эскизов с изображением православных храмов, старинных дворцов и усадеб, в большинстве находившихся тогда в запустении… Однако именно они, возможно, послужили Харитонову источником вдохновения для создания выдающихся проектов.

Рождение архитектора


«Харитонов скоро стал не только душой, но и «головой» нашей студенческой группы, – рассказывает Евгений Пестов, архитектор, однокурсник, друг-соратник и автор сов-местных проектов с Александром Евгеньевичем. – Он был первым в учебе – с ним советовались по учебным проектам, просили помощи в решении сложных технических вопросов. И при этом Александр – весельчак, Александр – заводила, душа компании, везунчик, которому удача, кажется, сама шла в руки. Он был центром внимания, особенно у девушек. Мы уважали и ценили его за широкую эрудицию, ум, талант, который проявился уже в студенческие годы.»

Тогда в инженерно-строительном, особенно на архитектурном факультете, вовсю практиковалось проведение конкурсов студенческих проектов, даже появилось движение: «Сами проектируем, сами строим». Будущие архитекторы увлеченно проектировали детские площадки, городки, зоны отдыха дворовых территорий. Лучшие проекты студенты воплощали в жизнь своими же руками в составе строительных отрядов. Среди победителей часто оказывались проекты Александра Харитонова. Инженерно-строительный институт Харитонов окончил в 1973-м. Как один из лучших выпускников, он остался в Горьком, получив распределение на работу в институт «Горьковгражданпроект».

Дзержинск-Горький-Нижний Новгород


Работал в Горьком, а жил по-прежнему в Дзержинске. Как и во времена учебы в институте, каждый день утром и вечером спешил на вокзал на электричку. Лишь спустя пять лет, в 1978 году, молодой архитектор получил свое жилье в Горьком – однокомнатную квартиру в «малосемейке» на улице Белинского.

Старшая сестра Александра Наталья к тому времени вышла замуж и жила в Горьком. Отца уже не было в живых. Свою маму Татьяну Михайловну он забрал из Дзержинска к себе в Нижний в 1992-м, когда перебрался на жительство в элитный дом № 8 на Грузинской улице.

В далекие 70 – 80-е годы в областном центре возводилось большое количество зданий общественного назначения. Большинство из них продолжали строить по типовым проектам. И лишь некоторые из них сразу становились заметными в городе: строили их по индивидуальным проектам. «Формула искусства – единство в разнообразии. Если эту формулу усвоить и действовать по ней, то город будет уютным, красивым и комфортным», – любил повторять будущим зодчим их учитель – профессор С.А. Тимофеев, с 1986-го по 1991 г. – главный архитектор Нижнего Новгорода. Вот и Александр Евгеньевич в своей деятельности – с 1986 года в должности главного архитектора «Горьковгражданпроекта», а затем с 1992-го по 1999 г. – главного архитектора Н. Новгорода – не уставал воплощать в жизнь мудрый совет наставника.

Он с первых шагов выступил против упрощенчества в архитектуре, уже в 80-е годы представив на суд коллег свои яркие проекты. «Коробки мы больше строить не будем! – заявил он с друзьями. – Необходимо сохранить исторический образ и структуру города и преобразовать его в современный город.» Харитонов доказывал это своими проектами, реализованными в прекрасных зданиях гостиницы «Октябрьская» на Верхне-Волжской набережной, реконструкцией Дома актеров на ул. Пискунова, реконструкцией старого ТЮЗа под Театр комедии на ул. Грузинской… В содружестве с Е.Н. Пестовым избрал путь возрождения образной, выразительной архитектуры – разнообразной, разноликой и интересной. В 1992 году, возглавив творческую мастерскую «Харитонов и Пестов», объединил талантливых архитекторов в единое творческое содружество. Один за другим появлялись в Нижнем шедевры Харитонова и Пестова: банк «Гарантия», жилой дом «Пила», «Титаник», здания фирмы «Линдек», Пенсионного фонда…

А вместе с ними – почетные звания, награды, премии: c 1993 года Харитонов – член-корреспондент, а с 1998-го – действительный член Российской академии архитектуры и строительных наук, дважды лауреат Государственной премии РФ (1996-й и 2004-й посмертно).

Память


В феврале 2016 года А.Е. Харитонову исполнилось бы 65 лет. Он ушел из жизни слишком рано – в 48. Ушел, не успев сделать многое, не воплотив в жизнь задуманное. Летний день 26 июня 1999 года стал для него роковым – в автомобильной катастрофе из всех пассажиров погиб только он…
 
Затем в 2011 году трагическая смерть остававшейся бездетной старшей сестры Александра Евгеньевича Натальи поставила окончательную точку в нижегородской ветви рода Харитоновых. Однако память об архитекторе живет в его делах. По словам профессора архитектуры О.В. Орельской, можно указать на три основные заслуги Александра Харитонова: архитектор вывел нижегородскую архитектуру на российскую и мировую арены, высоко поднял планку мастерства нижегородских архитекторов и показал путь самобытной региональной архитектуры. В его время город был признан «архитектурной столицей России». В Нижнем Новгороде на улице Грузинской, 8, на родине Харитонова в Дзержинске на улице Грибоедова, 19 в память о выдающемся земляке установлены мемориальные доски. По-прежнему украшают «архитектурную столицу» его замечательные творения-здания.

И, по-моему, совершенно справедливо утверждение, что в творениях архитекторов живут их души…

Станислав Шальнов, краевед

Автор благодарит за содействие в работе над материалом Н.В. Тимачеву – вдову архитектора А.Е. Харитонова; Е.Н. Пестова – нижегородского архитектора, руководителя творческой мастерской, членкора Российской академии архитектуры и строительных наук; В.И. Сарбаеву – бывшего классного руководителя 10 «Б» класса школы № 33.
 
На фото:
Александр Харитонов в студенческие годы. 1973 г.
Акварель А.Е. Харитонова. 1995 г.
А.Е. Харитонов – главный архитектор института «Горьковгражданпроект». 1986 г.