Особое воспитание в семье, природа ли, свойственное, должно быть, с самой юности желание расти и развиваться внутренне или все это вместе взятое помогли ей стать «масштабным», как отзываются многие, человеком… Сейчас и не узнать. В эти скорбные для родственников дни не хочется беспокоить их расспросами. А коллеги, знакомые и ученики узнали ее личностью состоявшейся: профессионалом, педагогом высокого уровня, отличным организатором и восхитительной женщиной. 18 августа не стало преподавателя Дзержинского педагогического колледжа Татьяны Николаевны Манишевской.
На своем месте
БОльшую часть трудовой жизни – 26 лет – с 1984 по 2010 год Татьяна Николаевна посвятила Дзержинскому педагогическому училищу (ныне колледжу).
Сюда она пришла с поста заведующей городским отделом народного образования, где трудилась недолго – чуть более года, но запомнилась добросовестным подходом к делу, редкой самоотдачей и работоспособностью.
«Время тогда было очень сложное, в образовании – масса проблем. Но Татьяна Николаевна всегда успешно с ними справлялась. Это очень достойный человек: умнейшая женщина, выдержанная, тактичная, с твердым и в чем-то даже жестким характером, но всегда справедливая. Она была на своем месте. Наш ГОРОНО постоянно проверяли область и надзорные органы, но при Татьяне Николаевне даже придраться было не к чему, она все делала на высоком уровне», – рассказала Нина Павловна Колесникова, в то время работавшая заместителем председателя Горисполкома.
Талантлива во всем
Из глубины класса, когда сидишь за партой – в школе, училище или вузе, кажется, что урок идет сам собой: преподаватель рассказывает что-то новое, а потом упражняет подопечных, чтобы они запомнили материал получше. И так изо дня в день, из месяца в месяц. И только учитель знает, как это непросто: выстроить систему, составить методику своего курса так, чтобы у учащегося остались не только знания по предмету, но и чтобы он, благодаря им, научился мыслить шире и глубже, а потом – даже через много-много лет – был по-настоящему образованным.
Татьяна Николаевна Манишевская пришла в Дзержинское педучилище через год после его открытия. На тот момент здесь уже сложился костяк профессиональных кадров во главе с Валерием Анатольевичем Бугровым – 24 человека, но коллектив еще долго продолжал формироваться.
«Вначале, как ко всем незнакомым людям, присматриваешься к новым преподавателям. И Татьяна Николаевна, естественно, вызывала интерес, ведь нам предстояло работать в связке – преподавать родственные дисциплины. Она, как мне показалось на первый взгляд, была сдержанной в общении и осторожной в выборе друзей. Очень скоро стало понятно и то, что это человек академического уровня знаний. В филологических дисциплинах – глубока настолько, насколько в них можно погрузиться пытливому педагогу. Общалась Татьяна Николаевна со всеми на равных. Охотно откликалась на просьбы, делилась тем, что знала и умела в профессии сама. При этом она держала себя с таким достоинством, что ни зависти, ни сплетен по отношению к ней невозможно было допустить даже в мыслях», – вспоминает бывший преподаватель педагогического училища Евгения Ивановна Яманова.
Высокое предназначение
Учить учителей – обязательство для педагога куда большее, чем образовывать каких-либо других будущих специалистов. Ведь в педучилище получают знания те, кто дальше сам встанет у классной доски перед самыми маленькими школярами. И здесь важен еще и пример. Татьяна Николаевна всегда четко строила свои занятия: что сказать, где сделать акцент, как подать материал, чтобы он «работал» с предыдущим и перекликался с будущим. При этом всегда была доброжелательной, корректной, выдержанной.
Для нее не существовало «маленьких» просьб, которые можно отложить или вовсе выкинуть из головы. Если учащийся просил разобрать тему чуть подробнее, а коллеги, например – подштриховать свои методические материалы, она откладывала все и, если можно так выразиться, с головой погружалась в эти просьбы. Ей во всем хотелось дойти до самой сути, что касалось образования, и со всей отдачей помочь в вопросах, не касающихся учебы.
«Татьяна Николаевна была в своем деле, без преувеличения, «звездой»: педагогом высочайшей квалификации, въедливой в науке, абсолютно непредвзятой в общении как с учениками, так и с педагогами. Она была красивым во всех смыслах человеком: и духовно, и внешне. В ней чувствовалась, как говорят, порода, стать: если шла по коридору, то сразу было видно, что это Татьяна Николаевна Манишевская. Наши классы находились по соседству, и когда уроки шли одновременно, бывало, среди полной тишины в ее кабинете вдруг раздавался взрывной и непродолжительный хохот. Так она могла неожиданно «разрядить» учащихся даже среди объяснения сложной темы. В ее классе всегда были идеальная чистота и уют. Она сама разводила и ухаживала за горшечными растениями, которые украшали помещение», – поделилась Евгения Ивановна Яманова.
Продолжала помогать
За свою профессиональную деятельность Татьяна Николаевна Манишевская удостоена множества наград, в том числе и высоких: Отличник народного просвещения, медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Уйдя на заслуженный отдых, продолжала жить активно и всегда откликалась на просьбы знакомых людей. Ее знания и умения были разносторонни, а потому – очень востребованы в любое время. Как педагог, она владела логопедической практикой и занималась развитием речи со взрослыми и детьми, а, к примеру, своему внуку, когда тот учился в школе, помогала освоить английский язык.
Очень любила дачный участок, где с удовольствием выращивала цветы, ягоды, овощи, плодовые кустарники и деревца. Соседи говорят, что Татьяна Николаевна знала ответы на все вопросы, всегда могла дать дельный совет по садоводству и огородничеству. И здесь ей не было равных.
Пятьдесят семь лет – семейный стаж Татьяны Николаевны, она воспитала прекрасную дочь, которая также достигла высот в своей профессиональной деятельности.
Очень жаль, что с нами рядом больше нет такого замечательного человека, каким была Татьяна Николаевна Манишевская. Но она останется в сердцах и памяти тех, кто хотя бы однажды узнал ее глубоко и наверняка проникся самыми искренними уважением и симпатией.
Редакция «Дзержинского времени» выражает глубокие соболезнования родным и близким Татьяны Манишевской и скорбит вместе с ними о большой утрате для всего города.
P.S. Выражаем благодарность инициатору этой публикации – Евгении Ивановне Ямановой и тем, кто помог в ее создании: Нине Павловне Колесниковой, Михаилу Александровичу Тарасову, бывшим учащимся педагогического училища Дзержинска.
Елена Родионова