Дзержинское время

Как вести себя, если вас остановил сотрудник ГАИ? Как отвечать, какие бумаги подписывать, на чем настаивать? Казалось бы, каждый, кто водит машину, должен знать ответы на эти вопросы назубок. Тем не менее большинство законопослушных водителей безотчетно и беспричинно робеют, когда общаются со стражами дорог, чем дают повод последним давить на себя. В итоге автолюбители совершают ошибки, за которые потом приходится расплачиваться. А все потому, что четко не знают своих прав и законов, регламентирующих поведение инспектора ДПС.
Мы постарались рассмотреть самые распространенные ситуации, на которых «попадаются» растерявшиеся водители, и дать четкие инструкции, как себя в них вести. Но скажем сразу, что мы ни в коей мере не поощряем уклонения от заслуженного наказания. Поэтому речь пойдет об эпизодах, когда водитель на 100 процентов уверен в том, что не нарушал правил дорожного движения.
Стоять – проверка
Начнем с того, что остановить водителя сотрудник ГАИ может вовсе не всегда и не везде, где ему заблагорассудится.
Так, для проверки документов вас могут «тормознуть» только на стационарных постах. Вне их инспектор может остановить машину при нарушении ПДД, для опроса водителя в качестве свидетеля ДТП, на основании сообщения из дежурной части или «ориентировки» о правонарушении. Кроме того, законной будет остановка, если полиция в это время проводит какую-либо спецоперацию, если вас собираются привлечь в качестве понятого и для оказания помощи.
Иногда, если постовые остановили сразу несколько машин, водителям приходится какое-то время ждать, когда же им «займутся». Нормальным считается время ожидания в 10-15 минут. Если по их истечении к вам так никто и не подошел, вполне законно будет не спеша тронуться и уехать. А если вдруг инспекторы пустятся за вами в погоню (что вряд ли), можете спокойно объяснить им, мол, подумали, что на самом деле взмах палки был обращен не к вам. Не согласен!
При оформлении протокола об административном правонарушении первое и главное правило называется «Не согласен!».
Эту фразу нужно писать в графе «Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об АПН (ЛВОК)», даже если вы сами не уверены, нарушили вы правила дорожного движения или нет. Как бы вас ни уговаривали инспекторы ДПС, что бы ни объясняли, как бы ни пытались вас убедить в том, что вы действительно нарушили ПДД, – «не согласен»! Дело в том, что при согласии с протоколом в суде практически невозможно будет доказать вашу невиновность. Никакие объяснения вроде: «не знал», «волновался», «перепутал», «не то написал», «испугался инспектора» и другие в суде не проходят. Ведь, по мнению судей, если вы управляете ТС, то «должны знать», а уж если волнуетесь, путаетесь и боитесь сотрудников ГАИ, вообще не садитесь за руль! «В моей практике единичны случаи, когда при согласии водителя с протоколом удавалось прекратить производство по делу. Как правило, только в случае грубейших нарушений, допущенных самими инспекторами. А как легко было написать «не согласен».
После этого у вас или вашего защитника развязаны руки в суде, можно выстраивать любую линию защиты», – рассказывает дзержинский авто-юрист Михаил Губкин. Семь раз смотрю – один пишу
Существует ошибочное мнение, что водитель, не подписавший протокол, может избежать ответственности за совершенное правонарушение. Это не так. Протокол будет оформлен в любом случае, только ваш отказ от подписи будет зафиксирован двумя понятыми (но не сотрудниками ДПС), а в суде он будет воспринят как подтверждение вашей виновности. Так что следующее правило – подписывайте протокол!
Из него вполне логично следует еще одно – смотрите, что подписываете! «В своей практике я сталкивался со случаями, когда водитель подписывал протокол, не читая его. Либо часть протокола инспекторы ДПС закрывали другим листом, либо вообще давали подписать чистый бланк. Последствия такой безответственности я даже не буду описывать», – говорит Михаил Губкин.
Особенно Михаил Вячеславович обращает внимание на подписание схемы места совершения административного правонарушения. Порой самое небольшое искажение реальной траектории движения машины может менять квалификацию действий водителя настолько, что вместо штрафа будет лишение прав. Если вы сомневаетесь в абсолютной правильности схемы, вспоминайте правило «не согласен!». Отказался – значит виноват
Пьяный водитель для некоторых сотрудников ГАИ – подарок судьбы. Но что делать, если, как назло, автолюбители попадаются законопослушные и трезвые? Самый простой способ, используемый инспекторами исключительно для выполнения плана, – это убедить человека подписать отказ от прохождения медосвидетельствования. Не делайте этого никогда и ни при каких условиях! Наоборот, требуйте доставить вас в специализированное медицинское учреждение, чтобы официально доказать свою невиновность. Настаивайте на этом, даже если протокол об отказе уже составлен, прямо в нем пишите, что от медосвидетельствования вы не отказываетесь.
«Отказ от прохождения освидетельствования – отдельный состав правонарушения, вне зависимости от вашего состояния трезвости. Вердикт суда при данном составе один – лишение прав, даже если позже вы самостоятельно прошли освидетельствование в медицинском учреждении», – поясняет Михаил Губкин. При свидетелях
Бывает, что инспектор вдруг изъявляет желание ознакомиться с содержимым салона и багажника вашей машины. Тут нужно четко понимать различия в понятиях «осмотр» и «досмотр». Осмотр – всего лишь внешнее визуальное сравнение документов с фактами: марка машины, цвет, государственный номер, техническая исправность и так далее. А досмотр – это уже изучение содержимого машины: багажника, салона, бардачка. Тут уже необходимо составление протокола в присутствии двух понятых.
Остается добавить, что понятые также обязательно должны присутствовать при отстранении водителя от управления, при задержании машины в отсутствие водителя, при личном досмотре человека, а также при изъятии его вещей и документов.
Марина Ипатова