К сожалению, в нашем мире никто ни от чего не застрахован. Всегда были, есть и будут случаи, когда дети теряют самых близких людей – маму и папу. Но все чаще ребятишки становятся сиротами при живых родителях. Понятие «социальное сиротство» известно каждому, но не все понимают, что именно оно означает. Так что же это и почему так получается – мы решили попробовать разобраться.
Родители вроде бы есть, а вроде бы и нет
На самом деле значение этого термина объяснить несложно. Куда сложнее понять, почему такое явление вообще актуально в нашей жизни. Социальные сироты – это дети, оставшиеся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания недееспособными, безвестно отсутствующими. Впрочем, такие мама и папа могут быть и не лишены родительских прав, главное, что они не заботятся о воспитании своих детей, а те, в свою очередь, слоняются по улицам и предоставлены сами себе. Родители живы и здоровы, но такие ребятишки все равно одиноки, и пока сверстники завидуют их мнимой свободе, они ждут, что когда-нибудь родные люди все-таки вспомнят о них.
Начальник отдела по делам несовершеннолетних УМВД России по Дзержинску Светлана Комшилова говорит, что статистика подобных случаев ведется ежедневно. За прошедшие месяцы 2017 года уже семь несовершеннолетних детишек в возрасте до 4-х лет помещены в специальные учреждения здравоохранения, десять – в социально-реабилитационный центр. Если брать весь 2016 год, то в учреждениях здравоохранения оказались семнадцать детей, в центре – двадцать шесть. Кажется, что меньше пятидесяти ребят за год в масштабах целого города – цифра небольшая, но за ней сломанные детские судьбы и слезы.
«Случаи бывают самые разные. Часто речь, конечно, о пьющих родителях. К примеру, была у нас недавно такая история. Женщина познакомилась на улице с мужчиной, привела его в дом, дабы вместе распить бутылку-другую. Затем сказала новому приятелю, что ей нужно ненадолго уйти и оставила его в квартире со своей маленькой дочкой. Прошли сутки – мать ребенка так и не появилась. Этот мужчина позвонил нам, сообщил о случившемся, добавив, что даже имени малышки не знает.
Другой пример: отец требует лишить родительских прав мать своей маленькой дочки, говорит, что она пьющая и не может позаботиться о ребенке. Женщина и правда пьет, но и папа не такой хороший, каким хочет показаться. Он двадцать лет провел в местах не столь отдаленных. И как тут понять, с кем этой крохе будет лучше и не преследует ли ее отец совсем иные цели, нежели позаботиться о дочке? Очень сложная ситуация», – рассказывает нам Светлана Геннадьевна.
Лишать – не лишать?
При этом полиция отнюдь не преследует цели забрать детей у непутевых родителей. Наоборот, это является крайней мерой. Сотрудники УМВД сотрудничают с представителями социальной защиты, органами опеки и попечительства и комиссией по делам несовершеннолетних. Идет большая работа, мамам и папам всегда готовы предоставить возможность общения с психологом и даже бесплатную кодировку, а если уж ребенка и отправили в социальный приют, то родителям разрешают с ним общаться и какое-то время ждут – может, они возьмут себя в руки и устроятся на работу? Но это нужно не всем и не всегда. Некоторым взрослым людям, оказывается, проще плюнуть на все, в том числе и на ребенка.
Бывают, конечно, и сложные случаи. Неполная семья, мать одна тянет детей, разрывается на нескольких работах и все равно денег не хватает. Но в такой тяжелой жизненной ситуации ребятишки, как правило, любят и жалеют ее, понимают, что они не брошены, просто в их семье трудные времена. В опеке работают не звери, хуже они не сделают, насильно детей не отнимут, а постараются, по возможности, помочь.
Новая жизнь – новый ребенок
До этого речь шла о так называемых неблагополучных семьях. Но мы поинтересовались у Светланы Геннадьевны: всегда ли термин «социальное сиротство» касается только их? Сотрудник полиции уверенно ответила: конечно, нет.
«Меня одна ситуация тронула прямо до слез. Представьте, обычная семья, в которой есть 15-летняя девочка. Ее мать выходит замуж во второй раз и уезжает в Москву, где строит свою жизнь, рожает второго ребенка, удачно устраивается на работу и вполне себе счастлива. В это время девочку оставляют на попечение бабушки, причем документально оформляют на нее опеку. Девочка ни в чем не нуждается, у нее дорогая одежда, клевый телефон, в материальном плане она прекрасно обеспечена. Одноклассницы завидуют, что она часто в квартире одна и вообще делает все, что хочет. Но девочка несчастлива, у нее случаются истерики, срывы, бабушка и мама утверждают, что она просто неадекватная. А при спокойном разговоре с ней легко выяснить, что все нормально, просто подростку не хватает любви и понимания. Она скучает по маме и ревнует ее ко второму ребенку, которому та уделяет все свободное время, а на старшую дочь когда-то махнула рукой. Второму мужу мамы эта девочка не нужна. Бабушку она любит, но это не совсем то, ей хочется родительского тепла и понимания, а его нет.
Мы побеседовали и с бабушкой, и с девочкой, кажется, они нас поняли, сейчас у них все нормально. Жаль, что с мамой побеседовать так и не удалось, она редко приезжает навестить дочь…» – поясняет Светлана Комшилова.
Нам рассказали еще немало подобных случаев. Все их объединяет одно – социальными сиротами часто оказываются дети, если не из пьющих семей, то от первых браков. Родители почему-то, устраивая свою личную жизнь, не особо заботятся о них. К слову, если на этот момент ребенок еще маленький, то вследствие моральной травмы в дальнейшем это запросто может привести к отставанию в развитии. Большинству брошенных детей не хватает родительского внимания, они становятся неразговорчивыми, склонны к мелкому воровству, пьянству, ранним половым связям.
Родителям готовы помочь
В связи с этим полиция старается проводить профилактическую работу. Сотрудники УМВД ходят в школы, с кем-то общаются индивидуально. Как уже упоминалось, они помогают родителям, если те сами идут навстречу и готовы меняться. Особую роль, конечно, играет обсуждение проблемы с психологом. Общество при этом мало чем может помочь, разве что стараться чаще вовлекать таких детишек в какие-то мероприятия, поддерживать их, дать им понять, что они очень нужны и не одиноки. И все-таки работа профессионалов в этой ситуации более действенна.
Понятно, что проблема социального сиротства не решится по мановению волшебной палочки. Но хочется, чтобы горе-родители понимали, как важно ценить своих детей и прислушиваться к ним, иначе потом они могут прийти к ответной ситуации: сейчас одиноки их дети, но когда они вырастут и так же бросят их, одинокими станут они.
Ксения Жульнова