«Умные» счетчики за счет доверчивых жителей?


1 июля 2022 года исполнится два года с того момента, как ФЗ №522 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с развитием систем учета электроэнергии в РФ» предписывает менять устаревшие ПУ электричества ресурсникам за их счет, то есть бесплатно для потребителей. При этом счетчики должны быть именно «умными», оснащенными самыми современными функциями учета кВт/ч. Вот только в Дзержинске федеральное законодательство представители «ТНС энерго НН» соблюдают не всегда. Журналистам «ДВ» рассказали несколько случаев, когда горожан по их заявлению о замене отработавших свое электросчетчиков энергетики куда только не гоняют собирать совершенно ненужные справки и акты, а также запутывают несуществующими нормами закона. С большой переплатой
Мы расскажем только одну историю незамены счетчика в нашем городе. Но и этого рассказа достаточно, чтобы понять, что представители РСО нарушают ФЗ, подписанный президентом страны еще в 2018 году.
Итак, некто 40-летний Владимир Я* в том же 2018 году купил комнату в двухкомнатной коммунальной квартире на пр. Свердлова (все данные изменены, оригиналы документов есть в редакции). Жилье было оснащено единственным электросчетчиком, установленным на лестничной площадке. Судя по виду оборудования, оно появилось здесь еще в период сдачи дома в эксплуатацию, а значит отслужило не один десяток лет. Прибор учета за это время естественно устарел и морально, и физически. И хотя циферблат его крутится до сих пор, к расчетам ПУ непригоден. Это подтверждают и начисления «Центра-СБК», которые все четыре года, что Владимир владеет комнатой, равны стоимости услуги по нормативу. За свет с половины квартиры в 45 кв. м. мужчина платит свыше 460 руб. ежемесячно. Это цена за 103 кВт/ч, которые являются постоянной величиной. При этом в квартире Владимир не живет и не «нажег» здесь, по его словам, ни одного киловатта.

Куда Макар телят не гонял
В этом году собственник решил обратиться в «ТНС энерго» с просьбой заменить давно не годящийся для эксплуатации счетчик электричества. Он пошел в абонентскую службу РСО, чтобы оставить соответствующее заявление.
«Сначала мне сказали, что нужно получить в «Управдом-Центре» акт, что счетчик действительно не пригоден для расчетов за свет. Поскольку офис «Управдома» находится в соседнем здании, спорить не стал, хотя и понял, что коммунальщики пытаются затянуть сроки и сделать свою работу моими руками. В УК мне отказали в выдаче документа, пояснив, что такие акты жилищники не составляют — имуществом, которое законодательство возложило на саму РСО, там исключительно и должны заниматься. Я вернулся в офис «ТНС энерго». Мне предложили выполнить новое условие — нужно принести из «Центра-СБК» справку с расчетами, что плачу по нормативу, будто бы они по лицевому счету не видят, что платежи каждый месяц одинаковые и явно завышенные для реального потребления. Такую справку я взял и принес. Тогда заявление на замену счетчика у меня приняли, а попутно дали бланк, который я и мои соседи якобы должны обязательно подписать для замены прибора учета. В своем заявлении я настоятельно попросил дать ответ по электронной почте. В ответ же услышал странную фразу, мол, все равно по заявлению будет отказ», – подробно рассказал горожанин.

Сама, сама, сама…
По дороге домой Я* прочитал заявление для себя и соседей, предложенное коммунальщиками. В бланке говорится, что это согласие на установку одного общего счетчика для всей коммунальной квартиры, но… за деньги жильцов. Владимир решил дождаться ответа энергетиков, попутно направив заявление, что его пытаются ввести в заблуждение с заменой ПУ, в Роспотребнадзор.

16518319611.jpg

 Через месяц и даже больше ответ герою этой публикации, с его слов, так никто и не дал. Когда он снова пошел в представительство РСО, выяснилось, что ему ответили на заявление буквально через два дня, но послали ответ через Почту России. Почтальоны не смогли вручить послание адресату, и оно вернулось в «ТНС энерго НН». И там ни звонить, ни отправлять его по «электронке», указанной в заявлении абонента, видимо, никто не собирался.
К слову, из Роспотребнадзора дзержинцу тоже не ответили. Возможно, жалоба шествует по региональным ступеням, требуя больше времени для ответа. Ведь Я* обратился со своим вопросом не в Дзержинск или Нижний Новгород, а прямо в Москву
А что же в ответе местных энергетиков?

Считают за дураков?
Сначала Владимиру все правильно разъясняют про законы, связанные с предоставлением коммунальных услуг и установкой интеллектуальных счетчиков электричества. И только в конце пишут: «Заявка на установку общего (квартирного) прибора учета электроэнергии в коммунальной квартире по адресу:… может быть принята в случае заключения всеми потребителями в коммунальной квартире соглашения, предусмотренного п. 50 Правил №354 согласно абз. 16 п. 80(1). Жители указанной коммунальной квартиры в адрес ПАО «ТНС энерго НН» для установки общего (квартирного) прибора учета электроэнергии также не обращались».
ответ тнс.jpg

 А теперь читаем п. 50 Правил предоставления коммунальных услуг (Постановление правительства РФ №354): «Если коммунальная квартира оборудована общим (квартирным) ПУ электроэнергии и при этом не все комнаты в ней оборудованы ПУ, то расчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю, проживающему в комнате, оборудованной комнатным ПУ, осуществляется исходя из показаний комнатного ПУ и соглашения между всеми потребителями в квартире о порядке потребления электроэнергии в помещениях, являющихся общим имуществом в квартире».
К нашей ситуации этот пункт не имеет никакого отношения. Во-первых, речь в нем идет о расчете платы, а не об установке счетчика. Во-вторых, в квартире Я*, как уже говорилось, один ПУ, и в комнатах ставить другие никто не собирается, об этом не идет и речи в обращении в РСО. И в самой коммунальной организации, если вспомним предоставленный Владимиру бланк об установке счетчика на деньги жильцов, не возражают против установки одного-единственного на всю «коммуналку» прибора учета кВт/ч. В-третьих, повторимся, соглашение между соседями по п. 50 регулирует совсем иные договоренности, чем те, коими пытаются мотивировать отказ в установке ПУ на пр. Свердлова ресурсники.
В этом же ответе исполнители сообщают: «В соответствии с п. 80(2) Правил №354 установка общего (квартирного) счетчика электроэнергии осуществляется гарантирующим поставщиком в течение 6 месяцев с даты получения обращения потребителя». Но опять же эта норма к нашему случаю подходит не вполне. В п. 80(2) говорится, что установка индивидуальных ПУ в МКД в случае если на 1 апреля 2020 года или ранее такой ПУ отсутствовал, истек срок его эксплуатации или он вышел из строя, должна быть выполнена силами РСО до 31 декабря 2023 года. А в случае если на 1 апреля 2020 года или ранее истек интервал между поверкам ПУ, то поверка или установка нового ПУ должна быть выполнена гарантирующим поставщиком до 31 декабря 2021 года. Кстати, за неисполнение этих обязательств с 1 января 2023 года по заявлению потребителя на коммунальные компании может быть наложен штраф. Но — возвращаемся к срокам установки нового прибора учета электричества по Постановлению №354. В нем говорится, что только в иных случаях, счетчик должен быть установлен не позднее 6-ти месяцев, в том числе после обращения граждан. В нашем же случае у ПУ еще до апреля 2020 года и истек и срок эксплуатации, и межповерочный интервал. Так что его установка является первостепенной без всяких условий и отсрочек.

555888876.jpg

Любой каприз — за ваши деньги
Несмотря на то, что закон четко говорит: «Гарантирующие поставщики в ходе обеспечения коммерческого учета электроэнергии на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению обязаны осуществлять приобретение, установку, замену, допуск в эксплуатацию ПУ в МКД при отсутствии, выходе из строя, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками» коммунальщики не спешат выполнять все эти возложенные только на них действия. На официальном сайте «ТНС энерго Нижний Новгород» говорится, что с 1 июля 2020 года РСО бесплатно меняет приборы учета с истекшим межповерочным интервалом или вышедшие из строя и устанавливает счетчики тем клиентам, у которых они отсутствуют. С 1 января 2022 года гарантирующий поставщик бесплатно устанавливает потребителям интеллектуальные счетчики, которые полностью соответствуют требованиям законодательства. Если прибор учета исправен и у него не истек срок межповерочного интервала, но потребитель хочет поменять данный счетчик на интеллектуальный, ТНС предлагает услугу коммерческой установки. В таком случае что не так с заявкой на замену ПУ Владимира Я*? В очередной раз повторим, у ПУ электричества по его адресу срок эксплуатации и поверки истек много лет назад. Но в РСО его пытаются запутать и дают некорректные ответы с притянутыми нормами, не имеющими ничего общего с нашей ситуацией.

99319031.jpg

Намерен добиваться установки
Сейчас Владимир Я* обратился с заявлениями в УФАС Нижегородской области, прокуратуру Дзержинска, службу по защите прав потребителей. Собственник готов защищать свои права и в суде. Он готовит претензию в ПАО «ТНС энерго НН», чтобы предоставить ресурсникам последний шанс досудебного урегулирования ситуации. Дзержинца можно понять: каждый месяц он переплачивает за свет в жилье, где его реальные платежи могут и должны быть куда более экономными. Можно понять и ресурсников: при смене счетчика они не только затратятся на его установку и подключение, но и потеряют «нормативные», то есть сверхприбыльные, платежи по одному из адресов.
Зайдя в абонентскую службу ТНС на ул. Урицкого, мы и сами услышали, что всех обратившихся с просьбой заменить сломанный или отсутствующий счетчик электричества сотрудники безапелляционно направляют в управляющие компании. «Берите справку, что счетчик неисправен и нужно, чтобы в ней стояла синяя печать. Обязательно — синяя печать. В УК не любят ставить синюю печать в таких бумагах, но вы добивайтесь, чтобы печать была именно синей», – отправляет очередного «макара» женщина за стойкой. И «макар» уходит за «синей печатью», которая ни ему, ни ресурсникам совершенно не нужны. Напомним еще раз, что закон четко указывает РСО менять устаревшие приборы учета, без всяких условий. Если нужны осмотры, акты, справки и так далее, это забота только самих коммунальщиков, но никак не потребителей, которых закон №522 полностью освободил от каких-либо действия по эксплуатации ПУ. Абоненты должны лишь оплачивать электричество на основании «умных» счетчиков.

 16518319031.jpg
За “синей печатью” в “Управдом”. Идти недалеко, но порой приходится терять время

 От напрасных хождений горожан по указке ТСН, кажется, устали даже в УК. Недавно «Управдом-Центр» в соцсетях тоже напомнил, что за заменой электросчетчиков следует обращаться исключительно в ПАО «ТНС энерго НН», а там — заменить их бесплатно. Ходить куда-либо еще при этом не нужно — законом это не предусмотрено.

66655778.jpg
«Дзержинское время» продолжит следить за ситуацией с установкой ПУ в квартире Я*. По идее, если он выиграет суд у коммунальщиков, они обязаны будут еще и пересчитать ему плату за электричество по условно работающему счетчику как минимум с 1 января 2022 года да еще и оплатить моральный вред, ведь его пытались обмануть, выставить недалеким человеком и украли много лишнего времени и сил.



   

Елена Родионова