Платите, но не просите


Основной проблемой в сфере ЖКХ в 2022 году россияне назвали начисление платы за ЖКУ. Об этом сообщает НП «ЖКХ Контроль». Организация составила рейтинг основных проблем в сфере ЖКХ на основе обращений граждан за 2022 год (их было более 21 тысячи), пишет «РГ». Чаще всего люди задавали вопросы и жаловались на тему начисления платы за жилое помещение и коммунальные услуг (3 401 обращение, или 16,1% от общего количества).

Значимую часть (18,9% от количества обращений по теме и 3,2% от общего числа обращений в целом за год) составили вопросы о начислении платы за коммунальные ресурсы, которые идут на общедомовые нужды.

Это связано со вступлением с изменением правил оплаты этих услуг, вступивших в силу с сентября 2022 года, и предстоящим в первом квартале перерасчетом платы по этой статье в ряде домов (где в течение года оплата ведется по нормативу потребления). Обращения перерастут в массовые жалобы после получения гражданами платежных документов о перерасчете за 2022 год, считают эксперты “ЖКХ-Контроль”.

Вновь отмечается рост доли обращений по вопросам содержания и состояния общего имущества в многоквартирных домах. Это связано в том числе с действием мораториев на проверки со стороны госорганов в 2020 и 2022 годах. «Особенно негативно граждане реагировали на отсутствие такой меры как предписания. Замена их предостережениями позволила управляющим организациям безнаказанно не устранять последствия выявленных нарушений», – говорят авторы рейтинга.


1673168364157.jpg
Выросла и доля обращений, связанных с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами в целом. В этом блока чаще всего гражданами ставится вопрос об отсутствии нормального взаимодействия с управляющими организациями.

Несмотря на то, что услуга по аварийно-диспетчерскому обслуживанию является одним из стандартов управления, работа в этом направлении тоже организована слабо, отмечают эксперты. Не соблюдается порядок регистрации, выполнения и контроля выполнения поступающих заявок, не соблюдается правило о территориальной доступности представительств УК, предоставлении отчета об исполнении договора и многие другие правила.

1673168429559.jpg
Впервые за последние три года с шестой на четвертую позицию рейтинга переместился блок жалоб на состояние придомовой территории и объектов благоустройства. Доля таких вопросов составила 9,2%. При этом в 2021 году на четвертом месте были вопросы, связанные с деятельностью по управлению многоквартирными домами, а в 2020 году – с качеством коммунальных услуг.

Самой нестабильной позицией рейтинга являются обращения по вопросам качества коммунальных услуг. В 2016 году они были на первом месте (22%), в 2021 на 3 месте (12,7%), в 2017-2019 годах на 4-м (9,5-12,4%), в 2020 году на 7-м (8%). По итогам 2022 года эти вопросы оказались на пятой строке рейтинга.

На шестой позиции рейтинга (на строку ниже, чем в прошлом году) разместился блок вопросов о капитальном ремонте (1619 обращений или 7,7% от общего числа). Главным образом граждане жалуются на сложность изменения сроков проведения капремонта на более ранние, нарушение порядка организации и проведения этих работ. Но больше всего собственников интересует качество выполняемых работ и исполнение регоператором гарантийных обязательств. «Несмотря на многочисленные программы обучения активных собственников, до настоящего момента в обществе не сложилось четкое понимание роли региональных операторов, что дает возможность ввести их в заблуждение, направляя для выяснения путей разрешения проблем к подрядным организациям», – отмечают эксперты.

Также опрос выявил проблемы общих собраний собственников. В 2022 году это 7 позиция рейтинга жалоб (2021 год – 8-я).

Никак не удается преодолеть и проблемы «мусорной реформы» – в 2022 году это 8-я позиция рейтинга.

1673168501102.jpg

Фото из архива “ДВ”
   

Наш корр.