Вчера, 26 октября, почти все заседание Городской думы Дзержинска было посвящено вопросу недоделанного асфальта на пр. Циолковского, сроков завершения работ и наказания нарушившего все договоренности подрядчика – дорожного строителя. С докладами на эту тему перед местными парламентариями выступили замминистра транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области Сергей Лунев и исполняющий обязанности директора ГКУ НО «ГУАД» Леонид Самухин. Заседание думы по понятным причинам прошло очень эмоционально.
Первым перед депутатами и представителями городской администрации выступил Сергей Лунев. Он сообщил, что еще в 2022 году, сразу после заключения контракта между ГУАД и подрядчиком ООО «Корпорация «Стройинвест»», последний получил крупный аванс для того, чтобы задолго подготовиться к ремонту дорог в Дзержинске и своевременно к ним приступить в 2023 году. Подрядчик, в свою очередь, передал полномочия по ремонту дороги на главном городском проспекте субподрядчику ООО ДСК «Аспект».
Отвечая на уточняющие вопросы депутата Игоря Крашенинникова, в чем именно заключается хулиганство подрядчика, докладчик уточнил, что летом работы на Циолковского начались на 22 дня позже срока. Дорожники после этого проработали на проспекте всего 6 дней, а потом на 18 дней снова бросили свои обязанности. И такое повторялось неоднократно.
Почему к подрядчику не были применены адекватные карательные меры? Потому что по законодательству любой нагоняй дорожным строителям может расцениваться как вмешательство в их хозяйственную деятельность, что законом запрещено. Таков был смысл ответа на следующий вопрос наших депутатов.
Поповка не научила?
Депутат Евгений Минервин подчеркнул, что те же самые рабочие за бюджетные деньги ранее уже пытались построить дорогу на ул. Попова. Из-за многочисленных нарушений и несоответствующего качества покрытия в итоге ГУАД расторгло с ними контракт. Недоделанные участки брошены до сих пор, а переписка с областными владельцами дзержинской дороги ведется хоть и регулярно с обширными ответами, это ничего не меняет на деле. Как можно снова и снова доверять ненадежным людям большие деньги и стратегически важные дороги?
На это замечание Сергей Лунев признал, что часть дороги на ул. Попова брошена безвозвратно, потому что деньги уже распределены на «более важные объекты». При этом, как мы поняли, все работы недобросовестной стороне контракта были оплачены в полном объеме.
Евгений Минервин возмутился, отметил, что так действовать недопустимо и это может быть сравнимо только с саботажем и неэффективным расходованием бюджетных средств.
Депутата Романа Шилова озадачило, как может быть качественно доделана работа до конца октября, то есть всего за несколько дней. Это либо опять нереальные сроки и обман горожан, либо город получит весьма сомнительный результат по надёжности покрытия.
Александр Тереньев спросил у Сергея Лунева, будет ли проведена полноценная экспертиза дорожного полотна при его приемке и попросил предоставить все соответствующие итоговые документы в том числе депутатам Городской думы.
Параллельно Юрий Шахунц отметил, что было бы правильным местным народным избранникам и чиновникам органов МСУ в обязательном порядке контролировать приемку работ и участвовать во всех надзорных мероприятиях, в том числе входить в состав приемной комиссии.
На это был получен ответ, что законом опять же не предусмотрен контроль за дорогами регионального и федерального значения со стороны представителей городской и районной власти. Все проверки выполняет исключительно заказчик.
Штрафы не страшат
Сразу после своего доклада Сергей Лунев покинул зал заседаний Городской думы Дзержинска. Заместителя министра транспорта пытался остановить глава города Иван Носков, ведь обсуждение вопроса еще не закончилось, но это не повлияло на решение представителя из области немедленно уйти с заседания.
Место докладчика тем временем занял и.о директора ГУАД Леонид Самухин. Он довольно бодро разложил по полочкам карательные мероприятия к нарушителю и перспективы завершения работ по ремонту дороги на проспекте Циолковского.
Всего за время работы подрядчика на пр. Циолковского ему было выдано четыре предписания не только из-за срывов сроков и нарушения технологии укладки асфальта. За те месяцы, что дорожники пытаются привести Циолковку в порядок, представители ГУАД и областного Минтранса десять раз собирались на совещания, а пять раз выезжали на место, чтобы лично оценить, как идет ремонт.
Всего в этом сезоне подрядной организации было выписано десять штрафов на общую сумму 4,2 млн рублей, конкретно за недоделки на пр. Циолковского сумма штрафов составила около 1,5 млн. При этом стоимость контракта равна 152 млн и, понятно, что возвращенные по санкциям деньги – мизер по сравнению с полученными.
Леонид Самухин признался: да, штрафами дело было не исправить. Поэтому в ход в итоге пошла крайняя мера – односторонний отказ от исполнения договорённостей контракта со стороны ГУАД. Но в этой мере тоже есть лазейка – второй стороне дается 10 дней для устранения нарушений и создания хотя бы видимости исправления, чем и воспользовался подрядчик. Уведомление о расторжении ему было направлено 10 октября, а 20-го он уведомил об активном выполнении работ. Из-за этого уведомление пришлось отозвать. Но оно снова было направлено подрядчику уже 23 октября. 2 ноября документ вступит в силу, и на этот раз отозвать его будет невозможно. Автоматически данные о дорожной компании, как недобросовестном исполнителе, поступят в ФАС и пополнят специальный «черный список».
Что касается завершения работ, то здесь, судя по словам докладчика, все выглядит очень даже оптимистично. Если такое слово можно применить к укладке асфальта в условиях начавшихся минусовых температур и постоянных осадков.
По заверениям представителя ГУАД, завтра, 28 октября, верхний слой асфальтового покрытия на пр. Циолковского будет доделан полностью, а 29 октября на новом асфальте нанесут всю разметку. 30 октября предстоит окончательно принять работы по ремонту дороги в Дзержинске. Вообще же точечная приемка участков дороги на Циолковского ведется регулярно, и судя по всему уже через три дня дорогу на проспекте признают выполненной окончательно и без нареканий по качеству.
Будут отвечать перед народом
Все время дебатов по поводу недоделки самой популярной автодороги в Дзержинске мэр города Иван Носков держал принципиальную и суровую позицию. Городские чиновники уже столкнулись с тем, что им приходится отвечать за брошенную дорогу перед дзержинцами каждый день, а потом еще взять ответственность за ее качество. При этом, подчеркнул градоначальник, что у него по поводу этого самого качества есть очень большие сомнения.
Предыдущий слой асфальта на Циолковске довольно стойко продержался целых десять лет. Смогут ли горе-подрядчики гарантировать такую же долговечность, твёрдость и ровность асфальта на этот раз?
Иван Николаевич строго заметил, что весной представители из области вместе с местными властями должны будут глядя в глаза горожанам ответить на все их вопросы по поводу затянувшегося ремонта дороги и ее состояния после зимы.
Ну а жителям Дзержинска сейчас остается только наблюдать, как уже не в лужи, а в снег будут торопливо закатывать последние тонны асфальта и наносить на сырую дорогу разметку, от которой во многом зависит безопасность движения всех его участников.