Детям нужны душа и чувства, а не инструкции и протоколы


Алла Викторовна Карпук – преподаватель по классу фортепиано с многолетним стажем и значимыми профессиональными достижениями. Тридцать четыре года она учит юных музыкантов игре на фортепиано и прививает любовь к музыке так, что очень многие ее выпускники выбирают профессии, также связанные с музыкальным образованием. 24 года Алла Викторовна преподает в Дзержинском музыкальном колледже и 15 лет из этого стажа – учит ребят в Центральной детской музыкальной школе имени Скрябина. О тонкостях своей работы и большой любви к детям и музыке, а еще – о стойкости и самоотдаче на непростом пути Учителя журналистам «ДВ» рассказала сама Алла Карпук.

Музыка заворожила с детства

«Помню, как в детском садике на музыкальных занятиях меня завораживали руки игравшей на фортепиано воспитательницы. Они порхали над черно-белыми клавишами, и лилась удивительно красивая мелодия. Я не могла оторвать глаз от этого действа и тогда еще не могла даже мечтать, что когда-то тоже смогу владеть этим величественным инструментом. На утренниках больше всего я любила петь, потому что все праздники в садике проходили под волшебные звуки фортепиано»,вдохновленно, как будто это было только вчера, вспоминает детство Алла Викторовна.

Конечно же, как только ей исполнилось 9 лет, девочка стала готовиться к поступлению в музыкальную школу. Не сразу родители приняли решение отдать дочь учиться в музыкальную школу. Маму и папу пришлось упрашивать купить инструмент. Были непростые времена – времена дефицита, – инструменты стоили немалых денег. Но все же решение было принято, родители купили новое пианино, девочка выдержала серьезный конкурс и поступила в музыкальную школу № 1 на ул. Кирова, которая сейчас является ЦДМШ им. А.Н. Скрябина.  

«Мы жили на улице Суворова и территориально ближайшей музыкальной школой была третья – на Октябрьской. Но родители подали документы еще и в первую школу – на улице Кирова. ДМШ № 1 уже тогда была выдающейся – с сильнейшим в городе педагогическим коллективом и великолепными концертами в Большом зале. В памяти до сих пор отчетливо запечатлен день, когда были вступительные экзамены в этой школе – специальная комиссия просила выполнить музыкальные задания для определения чистоты интонации, музыкальной памяти, слуха, ритма. И в этот же день после окончания вступительного экзамена в фойе школы вывесили списки детей, кто какие оценки получил, и люди – взрослые и дети – с волнением искали на стенде свои имена. Меня приняли в ДМШ № 1, а в ДМШ № 3 я не стала сдавать экзамены, потому что родителям я заявила, что хочу учиться в лучшей музшколе – №1, хотя она и расположена дальше от дома. В Центральной детской музыкальной школе были, повторюсь с уверенностью, сильнейшие педагоги, именно им я обязана своим дальнейшим профессиональным выбором и желаем учиться после окончания школы в музыкальном училище»,продолжает Алла Карпук.

Стремилась быть лучшей и все успевать

«Моя семья никак не связаны с музыкой. Но близкие – родители и дедушка с бабушкой – очень хороши пели, имели музыкальный слух. Видя мое желание учиться и получать музыкальное образование дальше, всегда меня поддерживали. Все в семье знали, что я горю своим делом, стремлюсь каждый свой шаг в учебе выполнять с самоотдачей и любовью, что именно музыка растит во мне трудолюбивого, воспитанного, культурного человека, и я знаю, что все мои родственники всегда восхищались и гордились этим»,вновь делится педагог.

Окончив с отличием Дзержинское музыкальное училище, Алла Карпук подала документы в Горьковскую  консерваторию имени Глинки и поступила в этот престижный на уровне всей страны музыкальный вуз. Параллельно юная студентка успевала работать концертмейстером в ДКХ – крутилась как могла, было тяжело учиться на очном отделении и одновременно работать, но и на учебу, и на работу всегда стремилась с особым  чувством ответственности. Да, тяжело, и времени ни на что другое не оставалось, но любимое дело поглощало полностью, захватывало, как говорится, с головой. Алла старалась учиться так, чтобы получать повышенную стипендию. Стипендию и зарплату отдавала родителям, а мама выделяла деньги на ноты, книги, пластинки.

Прошло еще несколько лет, и наша землячка получила высшее музыкальное образование – как всегда, имея в дипломе одни пятерки.

«В то время было широко распространено распределение, когда молодой специалист первые годы службы должен посвятить какому-то государственному учреждению, нередко – далеко от дома. Для кого-то, возможно, это было проблемой, а я с готовностью и желанием выбрала для первого трудоустройства… далекий Благовещенск», – видно, что это одни из самых теплых воспоминаний в жизни нашей героини.

Быт пришлось налаживать с нуля

Незадолго до этой поездки Алла Викторовна вышла замуж. В Благовещенское музыкальное училище по направлению от Горьковской консерватории она отправились вместе с новоиспеченным супругом.

Понимая, что едут не на год и не на два, Карпук постарались взять из дома максимум вещей, которые могли пригодиться в далеком городе на границе с Китаем.

«Мы ехали с шестью чемоданами. Сначала на поезде до Москвы, потом был долгий перелет в Благовещенск. Приехали уставшие, вымотанные, совершенно без сил. Все, о чем мечтали после тяжелой дороги, – упасть на кровать и поспать. Пришли в общежитие, а нас провели в комнату, где не было ни-че-го, одни голые стены. Мы в первую минуту совершенно опешили – где взять мебель, на чем мы будем спать. Но в советское время между незнакомыми людьми было самое настоящее братство. А в Благовещенске, я потом в этом не раз убеждалась, вообще жили какие-то особенные люди – приветливые, радушные, отзывчивые. Не успели мы познакомиться с новыми соседями, как откуда-то взялась кровать, другая нехитрая мебель. Позже мы своими руками сделали в комнатке ремонт, пришел контейнер с вещами из Дзержинска: диваном, ковром, другой необходимой утварью, и постепенно мы зажили вполне уютно. Я стала преподавать в музыкальном училище и подрабатывать в Благовещенском областном театре драмы. Муж тоже устроился на работу. Со временем мы вошли в местный ритм жизни, привыкли и полюбили его», захватывающе рассказывает Алла Викторовна.

Далекий город стал родным

Ту свою далекую от малой родины жизнь Алла Карпук и сейчас, спустя годы, помнит в деталях и хранит в памяти с особой нежностью. Как сдружилась с коллегами и обсуждала свои первые творческие проекты; как учила своих первых  студентов и детей, участвовала с ними в конкурсах и завоевала первые дипломы и грамоты; как готовилась к аттестационным экзаменам и всегда защищала свой новый уровень профессионального мастерства не просто хорошо – блестяще.

Благовещенск стал вторым домом молодой семьи Карпук, душа болела только за родных, оставшихся в Дзержинске. Родители старели, болели, в помощи нуждался брат Аллы Викторовны. Рожать первенца и проводить декретный отпуск Алла поехала домой. У нее родился сын, в котором души не чаяли бабушка и дедушка. Но уже через год педагог заскучала по работе и вскоре, попрощавшись с родными, молодая мама вместе с малышом вернулась в Благовещенск.

«Вышла на работу. Конечно, было сложно, но как-то все складывалось удачно и каким-то удивительным образом удавалось все успевать. После работы в училище у меня было всего полчаса до начала репетиций и спектаклей в театре драмы. Мы, музыканты, были артистами маленького оркестра, сидели в оркестровой яме и играли в музыкальных спектаклях, водевилях, чтобы наполнить все происходящее на сцене соответствующим музыкальным сопровождением. Всем процессом руководил дирижер, который и писал музыку к музыкальным спектаклям. Здание театра – и внутри, и снаружи – величественное, царственное, как самый настоящий дворец. У меня всегда дух захватывало от того великолепия, необыкновенной красоты и от того, что я могу ходить и выступать в таком грандиозном храме искусства. Мой сын, конечно, не пропускал ни одного детского спектакля, ни одной сказки на сцене театра драмы, и это тоже его воспитывало определенным образом. Вновь и вновь вспоминаю то время с особой благодарностью и замиранием души»,признается Алла Карпук.

С удовольствием делится Алла Викторовна и другими моментами из своей тогдашней биографии. По выходным они с мужем часто прогуливались по набережной Амура, восхищались мощью новых строек на том берегу Амура, ведь напротив буквально на глазах разрастался китайский город Хэйхэ. Хорошо врезалось в память, как решили научиться водить машину и вместе отправились в автошколу. Курсы вождения были интенсивными – по вечерам приходилось заниматься каждый день по три с половиной часа, кроме субботы и воскресенья. Но зато уже через два месяца, после успешной сдачи экзаменов молодые родители сели за руль своего первого автомобиля – Toyota Sprinter. Управлять машиной Алла Викторовна любит и сегодня, в водительском кресле чувствует себя уверенно и комфортно.

«Пока вечерами мы с мужем пропадали в автошколе, с маленьким сыном сидели девочки-студентки, которых я учила, они тоже жили в этом общежитии. Я обязательно пекла им на вечер блины или пирожки – они же тоже жили далеко от дома, включала в видеомагнитофон кассету с мультфильмами или передачей «В гостях у сказки», и они прекрасно нянчились с нашим ребенком. Мы оставляли его под присмотром совершенно спокойно»,говорит преподаватель.

Когда мальчик подрос и готовился пойти в школу, Алле Викторовне предложили переехать в Китай, чтобы преподавать музыку и там. Но, взвесив все «за» и «против», от такого предложения она решила отказаться. А еще через какое-то время чета Карпук приняла решение насовсем вернуться в Дзержинск. В Благовещенске пара отдавала профессиональный долг своей стране целых девять лет.

И снова – все сначала

«Это сейчас педагогов везде не хватает, и многие школы ищут и ждут преподавателей, а тогда, когда мы вернулись из Благовещенска, штат во всех музыкальных образовательных учреждениях Дзержинска был укомплектован. Так случилось, что я приехала в Дзержинск 19 сентября, когда преподавателям уже была распределена нагрузка. Я пришла к директору музучилища, сходила в одну школу, в другую… Все восхищались моим послужным списком, достижениями и уровнем мастерства, но разводили руками – мест нет. Я встала на учет в центр занятости. Обидно было до слез. В Благовещенске я была очень востребованным специалистом, меня ждали каждый день, встречали на работе с радостью и благодарностью, а здесь – стали просто опускаться руки от сознания собственной нереализованности»,рассказывает женщина.

В конце концов Алла Викторовна купила билет в Благовещенск и, еще даже не решив, надолго ли она останется там на этот раз, хотела вновь вернуться в свое училище, где ее с готовностью взяли бы обратно. Однако в этот самый момент ей позвонили из Дзержинского музыкального училища: «Появилась вакансия, мы готовы Вас трудоустроить».

Так начался новый этап в работе Аллы Карпук. А еще через несколько лет, присмотревшись к успехам педагога и к тому, как она ведет свои уроки и выводит «в люди» выпускников, тогдашний директор детской музыкальной школы им. Скрябина Галина Александровна Карасева предложила коллеге совместительство в своем учреждении. Руководитель сразу оценила большие плюсы для школы и учащихся с приходом нового педагога и концертмейстера: Алла Викторовна не просто самородок в своем деле, способный даже из мельчайших навыков каждого своего ученика взрастить талант, но и связующее звено в цепочке между школой, колледжем и консерваторией. Ребенок, увлекшийся музыкой на первом образовательном этапе, перейдет в «знакомые руки», чтобы учиться музыке дальше, уже профессионально. Это ли не цель, ради которой и работает каждый настоящий учитель?

Гордость школы

Как и тогда, несколько лет назад в Благовещенске, Алла Викторовна Карпук сегодня вновь совмещает много дел и успевает выполнить, казалось бы, нереальный объем задач. Она окончила еще и аспирантуру в консерватории, написала диссертацию, преподает в музыкальном колледже и музыкальной школе, где когда-то училась сама.

Ее любят все без исключения ученики и боготворят родители, не уставая повторять, что их педагог – и человек редчайшей души, и профессионал от Бога.

«Никакого секрета здесь нет. Я просто без всяких условностей люблю каждого своего ученика, люблю учить музыке и маленьких детей, и подростков. В каждом кроются творческие задатки. Только раскрывать их нужно индивидуально – всему свое время и момент, когда успех буквально грянет, непременно наступит. К каждому ученику необходим индивидуальный подход, ведь все дети разные по характеру, настроению, темпераменту. Их нужно почувствовать, расположить и увлечь. Это даже трудно назвать авторской педагогической методикой, это, скорее, жизненный опыт, чутье, – как раскрыть ту самую крупицу таланта, как ее расшевелить, разбудить, вытащить наружу и дать расцвести иногда самым что ни на есть чудесным образом»,говорит учитель.

Для каждого своего ученика Алла Карпук становится настоящей «музыкальной мамой». Ведь педагог в музыкальной школе – отчасти это даже больше, чем классный руководитель в обычной школе. Там у учителя – целый класс детей, а музыке преподаватель и ученик учатся вдвоем, иногда много времени проводя вместе – наедине с прекрасным творчеством и таинством звуков, рождаемых клавишами.

«Я знаю, как и чем живет каждый ребенок, знаю и общаюсь с его родителями. Всегда чувствую настроение моего маленького человечка. Если он чем-то расстроен и его вовремя не утешить, урок может пройти впустую, а ребенок продолжит тревожиться дальше. Я сразу могу понять, что мои Маша или Артем получили плохую оценку в школе, а Саше не ответила взаимностью девочка-одноклассница. А ведь он так долго горел желанием познакомиться с ней – стал ухаживать за собой, постригся иначе… Я как бы невзначай начинаю разговор с того, что девочка обязательно оценит ум, обаяние, доброту и все тот же талант. Ну, а оценки – вообще дело поправимое, нужно только получше подготовиться к следующему уроку. «Хочешь, я поговорю с родителями и они тоже убедятся в этом и никто не будет ругать за случайную «тройку»», – говорю искренне, глядя в глаза, и к ребенку возвращается уверенность – вот сейчас самое время заняться музыкой»,вновь доверительно раскрывает свой учительский подход к детям Алла Карпук.

В Дзержинске немало примеров успешных историй юных музыкантов. Когда-то они впервые пришли в «скрябинку» и первый раз вложили свою маленькую ладошку в руку Аллы Карпук. Уверенно поддерживая и наставляя каждого своего ученика, она «провела» их сквозь годы учебы в школе, затем была надежным тылом в колледже, напутствовала при поступлении в консерваторию. И у ребят все получилось. Не только в музыке, но и в жизни. А иначе не могло и быть. Ведь у них был самый лучший учитель – щедро одаривший их частичкой собственных большой души и таланта.

Много в нашем городе  хороших учителей. В  скрябинке таких тоже немало. Но если бы сейчас спросили, кому доверить ребенка, чтобы он искренне полюбил музыку и увидел себя в ней сильным и красивым человеком, без сомнений, ответ был бы только один – Алле Викторовне Карпук.

P.S. С 26 августа 2024 года Аллу Карпук хотят уволить из Центральной детской музыкальной школы им. Скрябина только за то, что она является совместителем. Позиция руководства школы – Трудовой кодекс позволяет и даже отдает предпочтение замене прекрасного опытного педагога на незнакомого новичка, если тот заявился как основной работник. Алла Карпук тоже не против сменить статус совместителя на основную единицу в штатном расписании. Но это почему-то дела не меняет. Лично нам видится, что причина увольнения кроется вовсе не в совместительстве, а в желании избавиться от  преподавателя персонально. В наше время подхалимства, трусости и безликости чаяния детей никого не волнуют; ход конем в кадровом составе, чтобы избавиться от неудобного сотрудника – прямо по головам людей – вот на чем основана, на наш взгляд, вся эта история в детской музыкальной школе.  

Но надежда в этом случае не умирает даже последней, она есть. Как сообщили в «ДВ» родители детей, которые учатся игре на фортепиано у Аллы Карпук, с ними встретилась заместитель главы города Ольга Палеева и успокоила: никто не собирается рубить с плеча в кадровой политике музыкальной школы. Тем более и дети, и взрослые так искренне и смело просят сохранить место за любимым педагогом и защитить ее от увольнения. Участники встречи договорились собраться еще раз – в середине августа и общими усилиями расставить все точки над i в этом непростом вопросе.

«ДВ» продолжит следить за ситуацией, потому что при сложившемся повсеместно дефиците педагогических кадров и огромной редкости повстречать «своего» преподавателя увольнять такого человека – преступление. Преступление, может быть, не перед законом, но перед здравым смыслом, совестью, маленькими детьми, которые с болью думают даже о самой возможности расстаться с Аллой Викторовной.

Так пусть же наконец этот здравый смысл выйдет у здравомыслящих людей на первое место.