«Когда ты попробовал и влюбился в эту работу, уйти уже не получится»


В этом на собственном опыте убедилась жительница Дзержинска Мила Камаева. А говорит она про свою любимую работу – учитель. Мила Геннадьевна уже несколько лет работает в школе №12 нашего города. В целом же ее педагогический стаж гораздо шире: ранее она трудилась в школе №68, а почти сразу после окончания Горьковского педагогического университета – в Дзержинском политехническом техникуме (ныне Дзержинский техникум бизнеса и технологий)

Выбор профессии – с семьи

Мила Геннадьевна Камаева – коренная дзержинка. В 1993 году она окончила школу №36 и тогда же поступила в вуз, чтобы учиться на педагога. В выбранной специальности сплелись сразу две ее страсти: желание быть учителем и стремление к творчеству. Наша землячка всегда неплохо рисовала, поэтому у нее и возникло желание учить этому детей – в пединститут она поступила на учителя ИЗО.

«Моим самым первым и самым строгим учителем была мама – Татьяна Фроловна Букина. Она преподавала в Дзержинском педагогическом училище, была заместителем директора. Мама воспитывала нас с сестрой в строгости и порядочности, учила быть добрыми, открытыми и приносить пользу людям. Конечно, она не видела для нас другого пути, как получение хорошего образования. Мама очень переживала за меня, когда я готовилась к поступлению в нижегородский вуз, и очень поддерживала меня в этот период. Она не показывала это открыто, но я чувствовала – самый близкий человек гордится моим выбором профессии и очень рада, потому что я пошла по ее стопам»,делится педагог.

В личной жизни Мила Геннадьевна – счастливая жена и мама двух детей. Дочка Настя – взрослая, она сама уже получила высшее образование и живет в Санкт-Петербурге, сын Юра – подросток, учится в одной из дзержинских школ.

Повезло с коллегами и школой

Так сложилось, что несколько лет семья Камаевых жила в другом городе – далеко от Дзержинска, поэтому учителю в работе пришлось сделать перерыв, во всяком случае в нашем городе. Но почти сразу после возвращения Мила Камаева вернулась к ведению уроков в той самой 12 школе. Сегодня здесь она преподает уроки технологии.

«Мне очень нравится работать в школе. Это очень сложно и ответственно, но школа действительно тебя не отпускает, если ты уже влился и втянулся в процесс. В нашей школе очень хороший педагогический коллектив, прекрасный директор Ирина Аркадьевна Рожкова – грамотный, серьезный и в тоже время душевный, понимающий человек. Сейчас к учителям предъявляются очень большие требования, поэтому приходится всегда быть в профессиональном тонусе и всегда быть готовым решить любой вопрос и любую проблему»,говорит наша собеседница.

Расставаться всегда тяжело

Общий стаж героини этой статьи – более 20 лет, педагогический – 10 лет. За это время Мила Геннадьевна Камаева выпустила класс, которым руководила в течение нескольких лет. Буквально в этом году за порог школы вышли ее выпускники – мальчишки и девчонки, с которыми за время совместной учебы и работы учитель успела сродниться. Поэтому выпускной в мае этого года проходил с искренними слезами на глазах – учитель адресовала своему классу добрые напутственные слова, а ребята спели песню и никак не могли расстаться с любимым педагогом. На память об этом дне у всех остались сотни фотографий.

С нового учебного года – с 1 сентября – Мила Геннадьевна взяла руководство 5 классом.

Каждый ребенок – личность

«Быть учителем – не значит просто прийти и провести урок, хотя и это немало, потому что к программе приходится готовиться, и у разных классов она совершенно разная. Когда десятки детских глаз с надеждой смотрят на тебя как на наставника и спрашивают твоего совета, ждут помощи и напутствия, ты не можешь их обмануть. Ты всегда должен быть собранным, ведь ты пример для будущих взрослых самостоятельных людей, состоявшихся личностей, чей характер закладывается при твоем непосредственном участии – каждый день и каждый час в школе»,произносит важные слова дзержинский учитель.

В школе №68 Мила Геннадьевна преподавала ИЗО. А в школе №12 ей предложили вести уроки технологии. Сейчас старый добрый «труд» вовсе не тот, что был в советской школе. Нет-нет, девочек по-прежнему учат на этих уроках готовить, шить, вести хозяйство, а мальчиков – рукодельничать по дому. Но программа с тех пор усложнилась и дополнилась в разы. На сегодняшних уроках технологии школьники проходят целый курс физики, экономики, получают азы черчения, ОБЖ, проходят робототехнику, теоретически изучают конструкцию и технические возможности БПЛА – все, чего требует само время.

Каждый учитель должен быть тонким психологом, это приходит с опытом работы, продолжает делиться Мила Камаева. Да, за целый день ты видишь десятки самых разных детей любых возрастов, но нужно быть готовым к индивидуальному общению – у ребенка может быть плохое самочувствие, неприятности, он может обратиться с личной просьбой. Держа внимание целого класса от звонка до звонка, учитель должен уделить внимание этому ребенку, потому что у него что-то случилось и поддержка нужна в конкретный момент. И неважно, что там за дверью класса – урок или перемена, а может быть вообще конец рабочего дня и все давно ушли домой.

Чувствовать атмосферу класса, любое детское чаяние, едва заметный посыл – вот «высший пилотаж» в учительском деле. Учитель это не работа, вернее не только работа, это тяга вести уроки и общаться с детьми, огромное желание сделать их не только умнее, но и в самом широком смысле – лучше.

В этой работе нет мелочей. Каждая нотка голоса учителя, его собственное настроение, отношение к каждому ребенку и даже внешний вид важны для успешной учебы. Поэтому образ педагога должен быть сдержанным, строгим, но в то же время эстетичным и в чем-то даже красивым. Дети безошибочно чувствуют душевную красоту, а внешняя их покоряет дополнительно, и в этом тандеме учитель становится в глазах ребят тем, кем был испокон веков – старшим товарищем, добрым наставником, прекрасным человеком, лишенным каких бы то ни было недостатков.

Когда звенит звонок

По нашей просьбе Мила Геннадьевна рассказала, как проходят ее уроки, да так образно и живо, что стало возможным легко представить уютный светлый класс и занятия с учащимися. В нашем воображении, надеемся, все сложилось именно так как в жизни.

Вот «идет» урок у мальчиков-восьмиклассников, а следом за ним на занятия приходят девочки из 5 класса.

Мальчики записывают в тетради новый материал. Немного шумят, но учитель строго «держит» дисциплину. Общаясь одновременно со всем классом, педагог за каких-то три минуты успела выяснить вопрос со справкой одного ребенка, передать ответ родителям другого, найти потерянную кофту третьего, подсказать по теме урока еще нескольким ребятам, ответить на вопросы пятого-десятого своего ученика. И все это время она мягко курсирует по большому пространству класса, незаметно оказываясь в самом нужном месте.

А девочки из пятого класса на уроке технологии продолжают выполнять развёртки геометрических тел. Объемные фигуры из бумаги и картона дают навыки черчения и пространственного мышления. И опять эти легкие шаги по классу – кому-то помочь, кому-то подсказать, что делать дальше, кого-то похвалить за уже выполненную работу.

«Дети – всегда дети, они не изменились, они такие же как мы, когда учились в школе: очень честные, наивные, любознательные, их сердца – открытая книга. И то, какие страницы появятся в ней в будущем, зависит в том числе от каждого учителя. В работе учителя меня цепляет именно это. Потому – работать в школе всегда интересно хотя и очень непросто»,заключает учитель.

Мила Геннадьевна поздравляет всех своих коллег с Днем учителя, желает им профессионального вдохновения, успехов, радости и гордости за свой выбор и свой труд на каждом уроке, каждый день и час.

А мы, в свою очередь, поздравляем саму Милу Камаеву с праздником, говорим ей самые теплые слова благодарности и очень рады знакомству.