В «Дзержинское время» на днях обратились жители дома №12Б по ул. Урицкого и сообщили, что у них резко выросли платежи за воду на общедомовые нужны. За май они задолжали УК «Управдом-Центр», судя по данным в квитанциях, примерно по 800 руб. с каждой из 120 квартир. Раньше платежи были в 10 раз меньше. Самое интересное, что почти весь май, по словам собственников, у них во всем доме было отключено горячее водоснабжение. Откуда тогда вообще взялось ГВС на СОИ в платежках?
ОДН «скакнули» в 10 раз
Конечно, в первую очередь этот вопрос жителям нужно задать своей управляющей компании.
В предыдущих квитанциях, которыми поделились читатели, мы видим, что ХВС на СОИ в них нет совсем, а расходы на общедомовое ГВС чисто символические – 0,25 куба с одного лицевого счета, это порядка 65 руб. при стоимости одного куба – 240 руб. Соответственно небольшие затраты были и на водоотведение – тоже 0,25 кубометров – 11 руб. Даже электричество на СОИ стоило сущий мизер – всего 8 руб.

В мае все изменилось. Общедомовая холодная вода «вытянула» сразу на 200 руб., ее расход якобы составил 3,3 куба с квартиры. В целом на дом это порядка 400(!) кубов – нереальные затраты. Они могли возникнуть только в случае глобальной утечки или какого-то перерасчета. Напомним, что в предыдущих квитанциях ХВС на СОИ на Урицкого, 12Б не было вообще. Возможно, в УК забыли начислить плату, а потом выставили все «оптом». Но почему тогда в этом остались виноваты жители?
Впрочем, о несостоятельности такой версии говорит и немалый внезапный «коллективный» расход ГВС – по 1,7 куба на квартиру, а на дом это 200(!) кубометров воды по цене с каждой жилой единицы в доме более 400 рублей.

Отсюда и выросшая в разы плата на обшедомовую канализацию – тоже порядка 200 руб. с квартиры. Выросло в доме и общее электропотребление: с 8 до 58 руб. с каждой из 120 квартир.
Повысили за то, чего не было
При этом, как уже было замечено, в мае в доме надолго отключали ГВС. По словам собеседников, горячая вода у них пропала 5 мая, а включили ее только 27-го, то есть ресурса не было у всех почти весь месяц. По этому поводу горожане даже жаловались в Роспотребнадзор. Там им сообщили, что отключение горячего водоснабжения плановое. Вода появится в доме 27 мая.

О том, что в доме длительно не будет ГВС, жителей известили и объявлениями. Причина – необходимые технические работы. Теперь, чтобы выяснить, откуда ноги растут у таких огромных общедомовых нужд, людям в доме не помешало бы узнать истинную причину отключения, и какие именно работы велись у них в течение почти 3 недель. Не ушло ли именно на это столько большое количество и холодной, и горячей воды, и даже электроэнергии.
Ведь на самом деле плановое отключение воды в городе расписано по графику и оно длится всего по 3 дня, также в июле ГВС отключат у всех объектов, «запитанных» от ТЭЦ на неделю. 10 дней – вот норма действительно плановых отключений в нашем городе в течение лета. На Урицкого, 12Б велись какие-то свои работы и, судя по времени их выполнения, это должно было быть глобальное вмешательство во внутреннюю инфраструктуру.

Со счетчиками воды что-то не так?
Еще один важный момент. Есть ли на Урицкого, 12Б общедомовые счетчики коммунальных ресурсов и исправны ли они? Собственники утверждают, что в подвале у них все в порядке – ОПУ в наличии, коммуникации тоже не вызывают нареканий, жители за их состоянием следят постоянно. Однако ж учета показаний приборов учета они не ведут.
На ГИС ЖКХ по описываемому нами адресу сообщается, что в доме действительно установлены все необходимые счетчики: тепловой и электроэнергии, ХВС и ГВС. Но если у двух первых даты поверки 2026 и 2027 годы соответственно, то вот как раз по ОПУ ХВС и ГВС здесь указана очень интересная информация. Счетчик холодной воды был установлен в 2014 году, в 2020-м он прошёл поверку. А дальше?
Еще загадочнее сведения по воде горячей. Прибор учета появился в доме в 2022 году, а вот поверку проходил в… 2018-м. И все.

Среди неисправных ОПУ на Урицкого, 12Б в реестре «Т Плюс» не значатся – ни по отоплению, ни по горячему водоснабжению. Но с ПУ ГВС с такими данными явно что-то не так, если это не ошибка в документации. И жителям дома тоже было бы неплохо с этим разобраться.
СОИ — забота «Управдома»
Если расставить все на свои места в вопросе подскочивших затрат на ОДН у собственников рядовым образом не получится, есть меры радикальные. Всем понятно, что дом при отключенном ГВС, да и при включенном тоже, не мог «вылить» 600 кубов воды физически. Куда они ушли, если были, должны четко ответить в УК.
Недавно мы описывали ситуацию в доме №4Б по ул. Буденного. Там систематически жителям в квитанциях выставляют какие-то нереальные затраты и суммы за ГВС на СОИ. При этом никаких работ, связанных с использованием ГВС в доме не проводится, утечек тоже нет. Жители постоянно обращаются с вопросами все в ту же компанию «Управдом-Центр», но там только разводят руками – такие показания фиксирует общедомовой счетчик, а он исправен.

По этому же поводу мы общались с юристом и общественником, знатоком сферы ЖКХ Алексеем Авериным. Он комментировал вопрос, если говорить кратко, таким образом: если в доме большие затраты на СОИ, то УК должна документально подтвердить, на что были потрачены коммунальные ресурсы прежде, чем выставлять за них плату. То есть сказать, что большие показания «накрутил» счетчик без объективного подтверждения расходов ресурсов нельзя.
Общедомовые нужды – епархия жилищников, и именно они должны их контролировать и следить, чтобы в МКД не было лишних затрат. Если же таковые возникли – весь спрос с УК. Куда и на что делись сотни кубометров воды на Урицкого, 12Б, которых раньше здесь не было? Откуда их взял и куда использовал именно «Управдом»? Ответов нет? Тогда это значит, что УК нанесла ущерб собственникам. К сожалению, в подавляющем большинстве случаев в дальнейшем по таким ситуациям приходится разбираться в судебном порядке.