Этот день Тамара Леонидовна М* (имя изменено), живущая в одной из «эсок» Дзержинска, не забудет теперь уже никогда. В четверг, 2 октября, примерно в 6 часов вечера она приехала с дачи в свою квартиру в доме №14 по ул. Петрищева, открыла дверь, а навстречу ей хлынул поток воды. Вода стояла во всех комнатах выше щиколотки. Оказалось, что 67-летнюю женщину затопили соседи. При этом водопад сверху продолжался около двух часов без перерыва. Сейчас М* считает ущерб и просит, чтобы «ДВ» следило за ее ситуацией, подобно экспертам, которые прошли уже ни одно дело по проливам квартир в дзержинском суде.
У бабушки сорвало шланг
Причина коммунального ЧП, которое стало для Тамары Леонидовны настоящей катастрофой, банальна. В квартире, расположенной выше, ни с того ни с сего под раковиной на кухне сорвало шланг холодной воды. Дома в тот момент была только 80-летняя бабушка, которая, увидев потоп, очень растерялась.
Было 2 часа рабочего дня, поэтому из соседей, к которым старушка кинулась за помощью, дома оказалась лишь такая же старенькая женщина. Ни перекрыть воду, ни избавиться от нее на полу обе они не смогли, потому и затопили нижних жильцов полностью.

В УК не приняли заявку
При этом бабули догадались набрать номер «аварийки» управляющей компании – «Наш дзержинский дом». Они очень надеялись, что там немедленно помогут справиться с хлеставшей водой. Однако, узнав, что причина потопа в «личном» шланге, в УК выезжать на место затопления отказались, сказав, что это ответственность исключительно собственников жилья.

После этого хозяйка квартиры, давшей течь, позвонила сыну, который в тот момент был за городом. Он срочно выехал домой, но все это заняло немало времени, в течение которого вода продолжала с напором литься вниз.
Вода была повсюду
Для женщины это происшествие – не просто неприятности и материальные потери, это еще и личное горе. Всего три года назад они с супругом сделали у себя большой дорогостоящий ремонт – вскрывали полы, выравнивали стены, клеили обои, натянули потолки, уложили новый линолеум, заменили электропроводку и некоторую бытовую технику. А после этого – около двух лет назад – семья потратилась на новую мебель. Один шкаф из гарнитура стоил около 100 тыс. руб. Он очень массивный со сложной конфигурацией и комплектацией.

Недавно муж Тамары Леонидовны умер. Он очень мечтал пожить в обновленной уютной квартире, но успел сделать это совсем недолго. Женщину очень печалит этот факт, а порча имущества стала ударом по памяти.
Ущерб – невооружённым взглядом
Мы побывали дома у М* по ее приглашению всего через два дня после пролива, поэтому все последствия были хорошо заметны даже без специальных обследований.
В зале лопнул натяжной потолок, а новый большой шкаф расклеился внизу от длительного нахождения в воде примерно на 15 см по всем швам. Пошла волнами внутренняя часть тумбы, на которой стоит аквариум.

«Волны» можно наблюдать и на платформе кухонного стола. Здесь же отсырела и разбухла нижняя планка кухонного гарнитура.


Обои на одной из стен превратились в большие пузыри. Все это время с потолка на кухне в нескольких местах капала вода.

Деревянная дверь в туалет отсырела и стала велика для проема, поэтому перестала закрываться.

В коридоре натяжной потолок выдержал большой объем воды, но сушить его придется еще долго, так как из отверстий для спотов также сочилась вода даже на третий день после случившегося.

Без света – из-за замыкания
Отдельный разговор о проводке. Свет на кухне, в коридоре и большой комнате, а также в ванной и туалете частично отсутствовал. Но даже при выключенной люстре со сберегающими лампами на кухне одна из них продолжала мерцать довольно ярко.

На отсыревшей стене висит телевизор, а рядом стоит холодильник, здесь же установлены розетки. Хозяйка боится проверять технику, чтобы она не сгорела из-за замыкания.

В зале люстра уже не подлежит восстановлению – ее «сломала» «рухнувшая» с потолка вода. Тамара Леонидовна вызвала домой электрика, мастера по натяжным потолкам и эксперта для составления акта о состоянии имущества и оценки ущерба.

Платить придется немало
По ее словам, соседи сверху с ней сразу вышли на связь, но по поводу окончательной суммы компенсации они пока не договорились. Не исключено, что разбираться во всех деталях придется в суде. Для этого Тамара М* и оценивает все повреждения в своем жилье.

Деньги – УК, а надежда на себя

Удивляются этому и все ее соседи, ставшие свидетелями большого ЧП, от которого так легко отмахнулись жилищники.
Не застрахованы и от пожара
Весьма кстати к этому случаю дзержинцы припомнили, что в начале июля этого года, когда над городом разбушевалась сильная гроза, в их дом попала молния, и во многих квартирах 14, 15, 16, 17 и 18 подъездов перегорело бытовое оборудование. В квартире М*, к примеру, в розетки были включены телевизор стоимостью около 50 тыс рублей и компьютер. Они сгорели. Когда женщина подала претензию в «Наш дзержинский дом», ей опять, как признается, ответили, что это не зона ответственности УК.

Тогда Тамара М* не стала требовать ущерб от УК только потому, что технику ей удалось восстановить за приемлемые деньги – около 7 тыс. рублей. Если бы компьютер и телевизор пришлось покупать заново, не исключено, что она бы также прибегнула к помощи юриста.
В тему – несколько штрихов
Мы будем следить, чем закончится дело с потопом в квартире нашей героини, а пока в качестве резюме – еще несколько штрихов.

Дзержинский городской суд рассматривает немало дел, связанных с проливами квартир, как по вине соседей, так и из-за управляющих компаний. До суда доходит, как правило, тогда, когда стороны не могут договориться о сумме компенсации. В суде им приходится доказывать, сколько стоит восстановление поврежденного объективно и требовать/отдавать реальные суммы на приведение всего испорченного в порядок.
Буквально в июле наш городской суд начал разбирать одно из таких дел. В проливе еще одной пожилой женщины оказалась виновна УК «Управдом-Центр». По поводу вины ответчик не спорил, но не хотел отдавать заявленную потерпевшей стороной стоимость ущерба. Суд назначил дополнительную экспертизу, в ближайшие дни она должна быть готова, и дело продолжится. Очень печально и показательно здесь то, что истец (ее интересы в суде представляет юрист) сразу после случившегося едва не погибла – у нее от переживаний случился сильнейший инсульт, от которого пенсионерка все еще не восстановилась.

Пострадавшая сможет получить деньги и сделать ремонт, но кто вернет ей здоровье?
Этой УК с недавних пор руководит, как и ДУК, «Наш дзержинский дом», Олег Богданов. Когда он заступил на место директора еще и «Управдом-Центра», дал пресс-конференцию. На ней были высказаны главные тезисы деятельности всех УК под его началом. Среди них – работа по «прОливам», в том числе «с применением лучших наработанных практик и искусственного интеллекта». Дзержинцы тогда не смогли удержаться от комментариев: какой ИИ, когда в компаниях не хватает слесарей? Нет желания и умения работать, нет, как показывают примеры, ни малейшего позыва помогать людям. А есть только алчное рвение к сбору денег с жильцов…
Еще раз кстати, в начале 2025 года, по данным ГИС ЖКХ, на Петрищева, 14 прошло общее собрание, где большинство собственников, как во многих других домах «ДУК» и «Управдома», проголосовали за то, чтобы платить за содержание жилья ежегодно все больше и больше денег. Индексация должна быть равна проценту повышения тарифов на коммунальные услуги, которые заметно растут с каждого нового июля.

Одна надежда, что в этом МКД «сильный» председатель совета дома и весь актив, и этим людям удастся каждый год принимать и отстаивать свой тариф, а не платить по повышенному – на 10-12% автоматически.