В Дзержинске лечение от туберкулеза, а также все профилактические мероприятия, связанные с этим социально опасным заболеванием, продолжают выполнять бесплатно для горожан. Об этом по просьбе «ДВ» сообщила руководитель дзержинского противотуберкулезного диспансера Елена Хлыстова. Напомним: в конце прошлого года в центральных СМИ прошла информация, что лечение от туберкулеза в России якобы исключают из системы ОМС, поэтому был сделан искаженный вывод, что за свое лечение пациенты должны платить сами. Эта информация официальными источниками вскоре была опровергнута. Тем не менее, мы решили обратиться за развернутым комментарием по этому поводу к дзержинским фтизиатрам. Попутно стало известно, что в нашем диспансере в этом году произошли новшества, которые не связаны с профилактикой и лечением, но могут быть тоже интересны нашим читателям.

– Елена Сергеевна, как финансируется система противотуберкулезной помощи в Нижегородской области? Здесь что-то изменилось за последнее время?
– В плане финансирования профилактики и лечения от туберкулеза в Нижегородской области в целом и конкретно в Дзержинске ничего не изменилось. Есть программа государственных гарантий, по которой из регионального и федерального бюджетов выделяются деньги на эти цели. Ежегодно объемы финансирования просчитываются и утверждаются. На 2026 год финансирование на лечение больных и диагностику заболевания мы получили в полном объеме. То есть для пациентов диспансера и вообще всех жителей Дзержинска все осталось по-прежнему. Все они могут получить фтизиатрическую помощь, как прежде, бесплатно.

Только одна категория граждан сюда не входит – это люди без гражданства, мигранты. Они должны заплатить за услуги сами, но так было всегда, это тоже не новшество.
Кстати, это касается и лечения от других социально значимых заболеваний: ВИЧ, венерических, наркологических и психиатрических недугов. Их финансируют точно по такой же схеме.

Единственное значимое изменение, которое так же не отразится на услугах и помощи диспансера, связано с реорганизацией нашей службы в регионе. С конца января этого года дзержинский диспансер по решению регионального Минздрава перестал быть самостоятельным юрлицом и вошел в состав Нижегородского областного клинического центра фтизиопульмонологии. То же самое коснулось еще нескольких диспансеров по области, которые вошли в состав головного центра в Нижнем Новгороде. При этом все врачи, медсестры остались на своих местах, как и, повторюсь, объемы медпомощи нашим гражданам.

– Какова сегодня статистика заболеваемости туберкулезом в Дзержинске? Больных стало больше, меньше или уровень заболеваемости не меняется?
– Случаев заболеваемости стало намного меньше, чем раньше. Если, например, в 2009-м и последующих годах первичных заболевших по году было около 300, то в прошлом году – только 40. Среди детей это вообще единичные случаи. В 2025 году в Дзержинске не было выявлено ни одного заболевшего среди несовершеннолетних. Сейчас обстановка по туберкулезу благоприятная, и так – в целом по области.


– А что касается коечности дзержинского диспансера, на сколько пациентов рассчитан стационар?
– Во взрослом отделении у нас сейчас 60 койкомест.
Детского стационара в Дзержинске нет, все дети лечатся в Нижнем Новгороде. У нас для детей работает поликлиническое отделение, куда можно прийти на прием по направлению от педиатра.


– Елена Сергеевна, с апреля в Дзержинске закрывают детский сад №35 с фтизиатрическим уклоном. Детей будут распределять по другим садикам. Они не опасны для воспитанников?
– Нет, эти дети не опасны и могут находиться в детских коллективах без ограничений. Скорее всего, это дети, скажу просто, у которых впервые выявлена повышенная реакция на пробу Манту. Они стоят у нас на учете, получают при необходимости профилактическое лечение и обследуются.

– Я слышала, что пробы Манту часто дают неточные результаты. Не рассматриваются ли другие методы диагностики туберкулеза у детей?
– У нас действует система такой иммунодиагностики у детей до 7 лет, и она вполне совершенна. Когда ребенок рождается, ему делают вакцину БЦЖ – прививают туберкулез в микроскопических дозах, чтобы к нему начал вырабатываться иммунитет. Потом до 7 лет ежегодно в садике и школе проводят пробы Манту. С возрастом в идеале «пуговка» должна становиться все меньше. Это говорит о том, что в организме с защитой от туберкулеза все в порядке.
Конечно, встречаются и ложноположительные результаты после Манту. Мы наблюдаем таких детей. Делаем им дополнительные процедуры для выявления или исключения сбоев.

В 7 лет детям, у которых все спокойно, проводится ревакцинация БЦЖ. А с 8 лет и до совершеннолетия выполняется другое тестирование, – всем хорошо известный Диаскинтест. Это идеально точный метод диагностики наличия скрытого туберкулеза, который не «ошибается».
– А взрослым людям не нужно делать такие пробы или прививки?
– Нет, в этом нет необходимости. К 18 годам практически каждый человек уже инфицирован возбудителем туберкулеза и у каждого из нас сформирован иммунитет к этой инфекции. Поэтому чтобы заразиться от человека с туберкулезом здоровому человеку нужно, скажем так, очень постараться.
Чаще всего болезнь развивается только у ослабленных людей или у людей из группы риска по туберкулезу (бронхиальная астма, сахарный диабет, заболевания ЖКТ и другие). У них снижен иммунитет, и болезнь может развиться из дремлющих в организме палочек туберкулеза.

– Мы с Вами, в основном, обсуждаем туберкулез легких, а другие формы этого заболевания по-прежнему встречаются? В Дзержинске есть такие случаи?
– Туберкулез поражает все органы и ткани, кроме волос и ногтей. Есть туберкулез кожи, глаз, костей, кишечника и так далее. Кстати, внелегочные формы за последний год выросли по статистике примерно в 3 раза. Но на 99% такая ситуация складывается у ВИЧ-инфицированных людей. У них «проседает» иммунитет, и инфекция буквально атакует весь незащищенный организм. Если ВИЧ отсутствует, туберкулез вне легких развивается достаточно редко.

– Всегда напоминаем дзержинцам, что нужно делать, чтобы точно обезопасить себя от туберкулеза. Давайте снова их предупредим.
– Нужно заботиться о своем иммунитете. А для этого – исключить вредные привычки, хорошо питаться, обеспечить здоровый сон, постараться избегать стрессов, больше гулять, в том числе на солнце. В таком случае вам точно не страшен туберкулез.
– Недостаток питания и сна действительно напрямую связаны с риском заболеть туберкулезом?
– Конечно. Если человек не спит, значит, ему что-то мешает: он переживает, находится в стрессе или у него переутомление. Значит, он может ослабить свои внутренние силы и будет больше подвержен любым болезням в отличие от человека, который полноценно отдыхает после рабочего дня.
Питаться тоже необходимо в достаточном объеме и сбалансированно. В рационе должны быть жиры, масла, фрукты, овощи, полезные углеводы, много белка. У нас были случаи, когда на лечение попадали девушки-студентки. Они увлекались диетой и практически доводили себя до истощения. Организм ослабел и возбудились спящие процессы, которые привели к развитию туберкулеза.

– А почему флюорографию так важно проходить раз в год? Ведь вроде бы если человек не кашляет, нормально дышит, то можно предположить, что у него с легкими все в порядке.
– На начальных стадиях туберкулез может вообще никак себя не проявлять. Жалобы на кашель, слабость, одышку появляются, когда процесс уже распространенный, и возможно даже с полостями в легких. Такие формы туберкулеза уже заразны для окружающих и требуют более длительного лечения. А ведь можно было обнаружить их на стадии небольших очагов и излечиться быстрее, легче и без последствий. Поэтому проходить профилактическое обследование, конечно, нужно, даже если ничего не беспокоит. Я призываю к этому всех горожан и приглашаю к нам на обследование, если по каким-то причинам не получается сделать ФЛГ в поликлинике по месту жительства.
– Елена Сергеевна, существует еще один миф, а может быть и не миф. Предполагалось, что после ковида больных туберкулезом может стать больше. Особенно среди тех, кто переболел пневмонией. Как сложилась в Дзержинске ситуация на самом деле?

– У нас были такие беспокойства, но они не оправдались. Сам ковид и пневмония здесь ни при чем. Но эта болезнь, как и другие, существенно ослабляла защитные функции организма, и в этом случае на фоне воспаления легких мог развиться туберкулёз. К счастью, этого не произошло. И после пандемии коронавируса в 2021-2022 годах в Дзержинске больных туберкулезом больше не стало. Как я и сказала в начале нашей беседы, в последние годы их, наоборот, становится меньше. И это не может не радовать.
– В последнее время Дзержинск будоражат новости о жестком дефиците медицинских кадров. Из-за отсутствия врачей и оборудования закрылось первичное сосудистое отделение в госпитале, больных с инфарктом стали возить в Павлово. Как укомплектован врачами и медсестрами штат нашего противотуберкулезного диспансера?
– С медицинским персоналом у нас все благополучно. И в поликлинике, и в стационаре врачей и медсестер достаточно. По штатному расписанию все ставки закрыты. Вопросов с записью на консультацию в поликлинику и детей, и взрослых не возникает. Многие медики у нас имеют большой стаж, трудятся на одном месте десятилетиями. Дело в том, что фтизиатров нет в общей лечебной сети, поэтому все специалисты, по сути, работают в одном месте.

– Сейчас в медицинской отрасли очень активно развивается цифровизация. В Вашем учреждении тоже меняются технологии, используются современные методы?
– Наш противотуберкулезный диспансер – не исключение из общих тенденций развития медицины. Персонал с интересом использует и изучает возможности ИИ. Что-то мы уже берем на вооружение.
Что касается электронных процессов, то это тоже очень помогает в работе и применяется у нас уже достаточно давно и широко. Во-первых, это электронный документооборот, обмен данными между учреждениями. Во-вторых, у нас в диспансере огромный архив медицинских изображений. То есть, к примеру, человек сделал ФЛГ, а врача что-то смущает, он моментально в электронной базе поднимает снимки этого человека за прошлые годы и сравнивает состояние легких в динамике. Если ничего не изменилось – все в порядке. Когда нам не с чем сравнить наличие изменений в легких, пациента направляют на обширный ряд дополнительных исследований. А если есть архив предыдущих исследований, то нужно 2-3 минуты, чтобы найти в базе архивный снимок и посмотреть динамику изменений. Очень удобно и надежно и для медиков, и для посетителей.


– Несколько лет назад ходили слухи, что дзержинский противотуберкулезный диспансер из-за близости к МКД должны перенести за город. Сейчас вопрос закрыт?
– Да, сейчас вопрос закрыт. В этом здании диспансер работает уже 75 лет (в прошлом году мы отметили такую дату) и за это время из-за близости к домам никаких заболеваний и вспышек не произошло. Поэтому спокойно продолжаем работать на нашем историческом месте.
Еще раз приглашаю всех дзержинцев к нам на флюорографию, на консультации, если есть необходимость в приеме фтизиатра. Заботьтесь о своем здоровье и приходите в тубдиспансер для профилактики в привычное место на улице Попова.

– Елена Сергеевна, спасибо Вам за интересную и подробную беседу!








