Печать потихоньку запечатывают

Дзержинское время

Интересно, мог ли представить Петр Первый, по приказу которого 13 января 1703 года вышла в свет первая публичная газета «Ведомости», что сие событие через триста с лишним лет совпадет с празднованием верноподданными государства Российского старого Нового года. Не мог, конечно, как и того, что первый российский президент в 1992 году в честь петровской первой газеты учредит праздник для всех пишущих – «День печати».
Вот так и получился двойной праздник для журналистской братии. Правда, приняла она его холодно. Привыкли журналисты отмечать свой праздник в начале мая, когда уже и травка зеленела, и шашлычок на берегу речки дымился. И пусть этот день ассоциировался с первым выходом коммунистической газеты, те, кто сидел в это время на зеленой травке, уже давно знали, что такое «Правда».
Зато власть пыталась, да и сейчас пытается, в новый День печати журналистов обласкать: тут тебе и пресс-конференции, и награды, и балы. Не для всех, конечно, как у нас принято, для избранных. Словом, все в русских традициях.
Пишу я эту заметку еще 12 января, и не зная, какие пафосные речи будут произносить представители власти в адрес прессы. Неужели по-привычки назовут ее четвертой властью и при этом не поперхнутся. Печать-то у нас стала, к сожалению, почти ручной. Это когда-то, в начале перестройки говорили, что россияне получили наконец-то свободу слова. И действительно, была эта свобода, за газетами в киосках стояли очереди. Наш почивший в бозе «Дзержинец» в те годы выпускался тиражом почти в семьдесят тысяч экземпляров. Представляете, почти каждая семья подписывалась на городскую газету и еще на несколько центральных. Газеты «Московские новости», журналы «Огонек» передавали из рук в руки. Старшее поколение зачитывало до дыр газету «Труд». У каждого издания был свой преданный читатель.
Вот это был праздник печати!
А чем же мы встречаем нынешний День печати? Зайдите в любую редакцию. Тревожные лица, мерное постукивание клавишей мониторов. Собственно, все уже между собой обсудили. Кризис. Но вот что интересно, о банковском кризисе говорят и пишут, о кризисе в строительстве пишут. А в наших родных СМИ все в порядке. Только на телеэкранах можно было видеть в праздничные каникулы в основном старье или просто, извините за грубость, непотребство. Хорошая-то продукция денег стоит. Газеты вынуждены сокращать свои страницы, в редакциях идут сокращения сотрудников, некоторые газеты вообще приостановили выпуск. Что и говорить, праздник! Правда, есть и исключения. В газетах, которые выпускаются на бюджетные, то есть на наши с вами деньги, относительно спокойно. Хотя и это только до бюджетного кризиса, не дай Бог ему быть, пусть лучше власти свои пиар-газеты выпускают.
Собственно, финансовое давление на СМИ началось намного раньше кризиса. Помните непомерные поборы почты за подписку? Собственно, в некоторых регионах они свели подписку почти к нулю. Но ведь и «Роспечать», которая продает печатную продукцию в киосках, то же свой немалый кусок отбирает от тех денежек, которые платят читатели за газеты. Все это делается под бдительным государственным оком. Может, нашему государству не нужны информированные, разбирающиеся в проблемах граждане? Да и зачем они нужны? Вот есть у нас правительство, есть президент, есть губернаторы. Как правило, их мнение единственно верное. Только вот страна все кувыркается, кувыркается и кувыркается. От войны в Чечне до дефолта, от дефолта до кризиса. И долго нам еще кувыркаться? А может, все-таки распечатать рты нашим СМИ, не кормить народ сказками о том, что будет через двадцать лет (помнится, это уже было и при Хрущеве, и при Брежневе), не бряцать оружием, а начать-таки строить настоящее гражданское общество. Оно понятно, дело это долгое. Ну, пусть хотя бы внуки в нем поживут.
 Ольга ЦУККЕР