В канун Великой Победы 237-й танковый полк, получивший постоянную «прописку» в Дзержинске с 1990 года, простился со своим знаменем – подразделение в результате армейской реформы будет расформировано.
Признаться, даже нам, журналистам, людям посторонним, грустно было смотреть на то, как знамя 237-го танкового Краснознаменного орденов Суворова и Богдана Хмельницкого полка в последний раз пронесли перед строем. Настоящее боевое знамя, прошедшее вместе с полком с 1943 года не одну горячую точку, «раненное» в сражениях и временем. Каково же было самим служивым в те торжественно-траурные минуты, особенно тем, у кого не год, не два – жизнь связана с 237-м полком…
Это действительно было похоже на траурный митинг – будто человека хоронили. Да и слова с трибуны звучали под стать: «проводить в последний путь», «отправить на вечный покой». Чайки вдруг откуда-то взялись – кричали в небе жалобно, прощально.
Хотя все – и гости из Городской думы, и сами военные изо всех сил хорохорились, пытались подпустить оптимизма в свои речи: дескать, история полка заканчивается, но его традиции и память о славных подвигах танкистов будут жить. А затем принимались вспоминать о трех боевых орденах, которыми отмечено подразделение в годы войны, о четырех героях Советского Союза, служивших в нем, о заслугах наших танкистов, воевавших на Северном Кавказе, о признании полка по итогам прошлого года лучшим в 22-й гвардейской армии…
Но от этого становилось почему-то еще горше: как же так, лучшее и на покой?! А тут еще «Прощание славянки», коленопреклоненный перед знаменем комполка Александр Михайлович Фролочкин и как апофеоз – две женщины-военнослужащие, держащиеся за руки во время прощального шествия на плацу…
Понятно, конечно, что расставание со знаменем – эдакая официальная точка в летописи полка, формальный, хотя и трогательный момент. Полковые ряды, судя по разреженным шеренгам в строю, еще до этого поредели – многие здешние военнослужащие уже отправлены на новое место прохождения службы. И, надо сказать, не всех участников этого последнего полкового митинга ждет такая же участь – для кого-то он стал прощанием со службой. Эх, реформы… Лишь бы в толк, в дело, иначе непростительна вся эта «мясорубка» в мирное время.
Совсем скоро в нашем гарнизоне снова закипит привычная военная жизнь – вместо двух расформированных танковых полков, 100-го и 237-го, появятся 5 батальонов в составе 9-й отдельной мотострелковой бригады, которые будут писать новую армейскую историю в Дзержинске. Хочется верить, помня о прежней, по-настоящему славной, героической.
Елена Волгина