На прошлой неделе в Дзержинске произошло поистине значимое для культуры города событие: на здании театра кукол открыли памятную доску актеру Владимиру Петровичу Шорохову.
Я не была знакома с этим актером, даже не видела его работ. Если только в детстве. Но в детстве все куклы живые, и о том, что за куклой прячется человек, даже не думаешь… А недавно, когда увидела записи выступления Владимира Петровича, пожалела, что не знала его…
Все, кто работал с ним, говорят одно: «Хулиган», – имея в виду, конечно, творческое хулиганство, импровизацию. В творческом порыве он был настолько непредсказуем, что работать с ним было и сложно, и интересно одновременно.
Талантливого молодого кукольника маститые мастера сцены отметили еще когда он был студентом: его дебют на сцене Горьковского театра кукол в 1965 году запомнился тогда многим режиссерам. Талант трудно не заметить – он как те камушки из сказки братьев Гримм, которые раскидывал мальчик Гензель, чтобы найти дорогу домой, светятся даже в темноте…
И еще – голос! Он у Шорохова был необыкновенный. Тихий до нежности и одновременно сильный, глубокий – голос сказочника. Выступай он в театре одного актера, зрителю, даже самому маленькому, наверняка не было бы скучно: Шорохов, как говорят его коллеги, мог «вытащить» любой спектакль. Он не просто не повторялся в ролях, он умудрялся, играя даже одного и того же персонажа, найти в своем герое что-то новое. И вот уже шороховская кукла живет на сцене своей жизнью: импровизирует, резвится, творит.
В дзержинский театр кукол Владимир Петрович пришел после тридцати лет работы: в Нижегородском, Ульяновском, Брянском кукольных театрах. Пришел уже Заслуженным артистом России. Так что дзержинскому зрителю досталось от Владимира Петровича самое лучшее: больше полусотни ролей в сорока спектаклях. Солдат («Огниво»), Рейнеке («Заклятие старого замка»), домовой Вася («Соломенный Бычок»), Васька-бражник («Град Лебединец»), Степан («Три желания»), Айболит («О чем рассказал волшебник»), Змей Горыныч, Баба-Яга («Чудо неслыханное»), Бикеня («Сладкая ловушка»), Купец («Аленький цветочек»), Профессор, Мидас, Бахус («Прелестная Галатея»), Казначей («Карлик Мук»), Леший («Подарок для Деда Мороза»)… И много-много других.
Те, с кем работал Владимир Петрович, рассказывают, что у него была такая забава: он здорово изображал людей, говорил чужими голосами, подражал голосам животных. А еще писал стихи, эпиграммы… Говорят, рядом с Шороховым было очень весело. Хотя вряд ли его можно назвать весельчаком. Скорее, печальным клоуном. И не- случайно, наверное, веселый кукловод мечтал сыграть Вертинского…
От архитектора остается здание, от художника – полотно, а от актера – только память о нем. Мы помним вас, Владимир Петрович.
Елена Богомазова