Вот уже почти три недели, как в Дзержинске введен карантин по бешенству.
Правда, об этом многие горожане узнали лишь после праздников – ведь
соответствующий указ губернатора вышел под занавес прошлого года, 29
декабря. И хотя сюжет о карантине местная телекомпания показала в тот же
день, дзержинцев волновали уже другие проблемы – предпраздничные. Бешеной собаке семь верст – не крюк
В том, что в карантинную зону по бешенству попал Дзержинск, нет ничего удивительного: посмотрите архив «НТА-Приволжье» за декабрь прошлого года – на информационной ленте этого агентства почти каждую неделю сообщалось о случаях выявления бешенства то в одном, то в другом районе области.
В начале декабря опасное вирусное заболевание зарегистрировано в Воротынском районе – его носителем была лисица. Через неделю бешенство диагностировали у четырех лисиц и коровы в Пильнинском районе, затем на карантин поставили Дальнеконстантиновский район, где выявили бешеных лису и кошку. Через несколько дней очередь дошла до Богородского и Кулебакского районов – смертельный вирус нашли у собак. А 27 декабря и вовсе произошел вопиющий случай – больная волчица жестоко покусала жителя опять же Воротынского района. Говорят, что за последние 25 лет в нашей области впервые выявлено бешенство у этого вида животных. Вообще же, судя по информационным сводкам, Воротынскому району в последнее время сильно не везет – только за прошлый год карантин по бешенству там вводился четырежды, не успеет закончиться один – начинается другой.
Если же брать статистику за весь 2012 год, то в «плену» у бешенства побывали также Сергачский, Дивеевский, Ардатовский, Большеболдинский, Кстовский районы, где главными виновниками карантина были лисы, со-баки и кошки. А вот Перевозский и Борский районы угодили в «черный список» благодаря крысам, больным бешенством.
Большинство очагов инфекции, к счастью, от Дзержинска прилично удалено, но есть среди этих территорий и такие, что находятся у нас в соседях. Тот же Богородский район, «заболевший» бешенством в середине прошлого декабря, – огни его «столицы» горят в ночи на другом берегу Оки. Только река и разделяет нас. И она же нас связывает, когда лед встает. Что стоит какой-нибудь лисичке перебежать с одного берега на другой? Ведь именно эти рыжие красавицы чаще всего и являются начальным звеном в цепочке заболеваемости бешенством, в которую затем включатся домашние животные.
Стоит ли удивляться, что рядом с Дзержинском, в прилегающих к городу поселках – 29 декабря прошлого года в Игумнове и 11 января нынешнего в Петряевке – были замечены лисы, которые отличались неадекватным поведением. В одном из случаев больное животное отстрелил местный житель, а в другом пришлось вызывать МЧС и ветеринаров. Дальнейшие исследования подтвердили, что обе лисы были заражены бешенством.
Докатилась болезнь и до самого города – за несколько дней до Нового года у одного из жителей дома 52 по проспекту Ленина умерла кошка. По словам ее хозяина, обратившегося на дзержинскую станцию госветуправления, животное перед гибелью перестало есть и пить. И, видимо, вело себя очень агрессивно – ветеринары заметили на руках его владельца раны от кошачьих когтей. И хотя исследования на смертельный вирус оказались положительными, хозяин кошек утверждал, что его питомцы на улицу – ни ногой. Именно питомцы – ведь в квартире проживали две кошки, вторая после инцидента неожиданно сбежала. И кто теперь скажет, успела она подцепить вирус от своей соседки или жива-здорова и не опасна? Можно, конечно, надеяться на лучшее, но куда разумнее перестраховаться и исходить из того, что инфекция все-таки выплеснулась на улицы города. Разумная осторожность – лучшее «лекарство» от бешенства, тем более что других лекарств от него нет. При появлении первых признаков этой болезни лечить бесполезно как животных, так и людей.
Вакцина животному – спасение человеку
Прежде всего следует «осторожничать» владельцам домашних животных – защитив их от бешенства, они подстелют соломки и себе. По словам заместителя руководителя ГБУ НО «Госвет-управление ГО г. Дзержинск» Елены Майоровой, утвержденный указом губернатора план противоэпизоотических мероприятий предполагает поголовную бесплатную вакцинацию против бешенства всех домашних животных, в том числе и скота – коров, коз, овец, лошадей, принадлежащих дзержинцам и жителям окрестных поселков. Горожане могут привить своих кошек-собак на станции госветуправления, что расположена на ул. Красноармейской, 21а. А также в двух частных клиниках – «Центре ветеринарной помощи» на ул. Терешковой, 6 А и «Босе» на ул. Октябрьской, 5 – им передана часть бесплатных вакцин отечественного производства.
А вот в поселки ветеринары госветуправления выезжают сами. Они уже побывали в Петряевке, Бабине, Игумнове и привили около 200 животных. На очереди – Пушкино и Бабушкино, где ветврачи проведут вакцинацию местной домашней живности в ближайшую субботу, 19 января. Жителей поселка Бабушкино с их питомцами они ждут у бывшего медпункта с 10 до 12 часов, а затем с 12 до 14 часов машина ветслужбы будет стоять в Пушкино у кафе «Сельский клуб».
Также ветеринары госветуправления готовы выезжать по коллективным заявкам, если они поступят от жителей большого дома или целого двора, от руководителей предприятий, на территории которых содержатся собаки и кошки. Кстати, в 2009 году, когда в Дзержинске тоже был введен карантин по бешенству, заводское руководство в первых рядах подало заявки на вакцинацию животных. Нынче же – тишина.
По словам Елены Викторовны, из 2 тысяч кошек и собак, зарегистрированных на дзержинской станции госветуправления, вакцину пока получили не больше 700 домашних питомцев. А сколько еще в городе неучтенной хозяйской живности! Так что можно констатировать, что наши сограждане не очень-то торопятся обезопасить своих любимцев от убийственного вируса. Возможно, предполагают ветеринары, и по причине своих заблуждений: владельцы собак и кошек, ответственно относящиеся к тем, кого приручили, обычно раз в год прививают своих питомцев от бешенства. И если они это сделали, к примеру, в сентябре прошлого года, то считают, что их животным сейчас болезнь не угрожает. Однако Елена Майорова настаивает на том, что в период карантина дополнительная прививка домашним собакам и кошкам просто необходима. Разумеется, в ветклиниках «пациентам» обеспечен индивидуальный подход, и больных, беременных, старых животных вакцинировать не будут.
Отказ может стоить жизни…
Карантин по бешенству предполагает множество самых разных мероприятий. Однако даже в таком осадном положении от дзержинцев никто не потребует делать профилактические пред-экспозиционные (до контакта) прививки – они предназначены лишь для групп высокого риска, к которым относятся ветеринары, работники службы отлова животных, охотники и т.д. Другое дело, если человека все же укусило подозрительное домашнее, к тому же непривитое, и уж тем более дикое животное, оцарапало или его слюна попала на поврежденную кожу – в этом случае антирабическая вакцина прописана всем без исключения пострадавшим. Отказ от нее может стоит жизни: инфекция распространяется по нервным путям, достигает нервных клеток спинного мозга и коры головного мозга, вызывая острый энцефалит. Летальный исход наступает через 7-10 дней после появления первых симптомов заболевания. Причина смерти – паралич дыхательного центра.
А потому, промыв рану теплой водой с мылом (лучше всего хозяйственным – в нем больше щелочи, которую боится вирус), нужно как можно быстрее добраться до ближайшего травмпункта. В идеале, лечение должно быть начато в первые два дня после инфицирования вирусом, в крайнем случае – не позднее 14 дня с момента укуса. Вообще же лозунг врачей-рабиологов таков: «Чем раньше, тем лучше. Тем больше шансов не заболеть!».
Про «40 уколов в живот» можно забыть. С 1993 года в медицинской практике используется концентрированная очищенная культуральная антирабическая вакцина (КОКАВ), которая позволила сократить курс вакцинации. Он включает в себя пять внутримышечных инъекций: в день обращения, на 3-й, 7-й, 14-й и 30-й дни от начала курса. Правда, некоторым пациентам, при необходимости, вводят дополнительную шестую инъекцию на 90-й день. При укусах в голову, шею, кисти и пальцы рук, а также при множественных глубоких ранах, когда есть вероятность короткого инкубационного периода (обычно он составляет от 10 до 90 дней, в редких случаях – до года и более), вместе с вакциной пострадавшему в течение 24 часов после возможного инфицирования, но не позднее 3 суток после контакта с животным, однократно назначают и антирабический иммуноглобулин.
Курс вакцинации может быть сокращен при условии, что удалось проследить дальнейшую судьбу животного, жертвой которого стал пациент травмпункта. Это возможно лишь в том случае, если речь идет о домашнем питомце – его отправляют на 10-дневный карантин в ветлечебницу. Не погибло оно за это время – можно с облегчением вздохнуть. Умерло – делают вскрытие и ищут в тканях головного мозга тельца Бабеша-Негри, которые и свидетельствуют о заражении бешенством. При их отсутствии может быть сделан дополнительный анализ – биопроба на мышах. И если через месяц после заражения мышки будут пребывать в полном здравии, то диагноз не подтверждается. Получается, что положительный ответ будет готов через 1 день после смерти животного, а отрицательный – только через месяц. К сожалению, прижизненная диагностика бешенства у животных – дело непростое, и вряд ли на нее стоит рассчитывать.
Карантин по бешенству продлится в Дзержинске два месяца. В течение всего этого времени в городе будут под запретом выставки собак и кошек, торговля животными, вывоз их за пределы Дзержинска, продажа сырого молока. Нет сомнений в том, что из-за эпидемии отлов бродячих животных специальная служба будет вести с особым рвением. И мало кто уцелеет в этой войне. Так что держите своего домашнего любимца на поводке и покрепче – не ровен час и его, гуляющего без хозяина, примут за бродяжку…
Елена Волгина