В Дзержинске по решению городской администрации педагогов и родителей учащихся двух учреждений допобразования, двух общеобразовательных и нескольких спортивных школ готовят к слиянию этих объектов. Вместо школ искусств №4 и 5, по замыслу чиновников, должна быть только одна школа. Две обычные – №23 и 27 планируют объединить в единый инновационный учебный центр. Школу шахматистов переводят в ФОК. Школу теннисистов и фехтовальщиков соединяют с легкоатлетистами. Учителям, тренерам и родителям доказывают, что перемены принесут их детям и образовательному процессу сплошные радужные перспективы, но те выступают категорически против. Что смущает родителей и многих педагогов, и готовы ли прислушаться в очередной раз к иному мнению сотен горожан власть имущие, разберемся по порядку. Потеснятся и споются?
Для тех, кто далек от обучения искусству юных горожан в нашем городе, расскажем, что в Дзержинске много лет работают несколько музыкальных школ и школ искусств. В последних обучают не только игре на музыкальных инструментах и вокалу, но и хореографии, изобразительному искусству. Школа искусств №5 со дня своего основания, то есть вот уже почти 36 лет, располагается в отдельно стоящем двухэтажном здании по адресу: пр. Циолковского, 78В.
Школа №4 своего здания не имеет – детей обучают тем же самым дисциплинам на базе общеобразовательных школ в виде занятий в рамках допобразования. Руководство этой школы занимает небольшую площадь в пристрое к жилому дому по адресу ул. Ситнова, 8Б.
В школе №5 по вечерам, когда идут занятия, яблоку негде упасть: почти 500 детей и три десятка педагогов учатся, репетируют, творят на каждом уголке родного здания. Все 36 лет, пока существует учреждение дополнительного образования, его возглавляет Анатолий Анатольевич Курылев. Именно с его подачи при содействии опытных заместителей, методиста, секретаря – администрации школы – она стала одной из лучших в Нижегородской области и вошла в сотню лучших школ такого профиля в России.
По замыслу реорганизаторов, как сообщили родители детей из школы искусств №5, руководство этой школы планируют сократить, а на их места посадить дирекцию школы №4.
Родители первой выступают категорически против такого объединения, по этому поводу написано открытое письмо, под которым расписались больше сотни мам и пап.
Расцвет на зарплату директора
Напомним, что, когда пошли разговоры об объединении школ в городе, эта идея подносилась, как возможность сэкономить на зарплатах руководящего состава педагогов и передачи высвобожденных денег на развитие учреждений. Кроме того, говорилось, что такая реорганизация поможет оптимально использовать пустующие помещения одних школ детьми из других. В неофициальных беседах двум объединенным школам, воспитывающим таланты, и вовсе сулят шикарный подарок – открытие концертного зала в жилом доме на ул. Галкина, где располагается библиотека им. Симонова.
О чем же тогда переживают родители детей из 5-й школы искусств?
В первую очередь о выстраивании образовательного процесса с учетом двойного увеличения воспитанников. В здании школы на ул. Галкина и так тесно, втискивать сюда педагогов с детьми из другой ДШИ – значит помешать учить тех, кто здесь всегда учился. Ведь если играть на разных инструментах дети начнут в и так крошечных кабинетах, получится какой-то сплошной крыловский «Квартет». И речь здесь, конечно же, не о слухе музыкантов, к которому сводил описание баснописец, а о неслаженности звуков игры, когда, например, балалайка, баян и гитара зазвучат в одном маленьком кабинете, в принципе.
Если же часть детей из школы №5 распределить по обычным школам №4, 21, 18, где организованы занятия воспитанников 4-й школы искусств, значит обречь детей из 5-й на никому не нужные скитания по городу без обеспечения безопасности. Кроме того, при слиянии «сильной» школы №5 и школы №4, не имеющей таких успехов, произойдет неизбежное падение уровня образования и статуса образовательного учреждения в целом, считают родители юных творцов.
Экономия на зарплатах – тоже сомнительное преимущество. Да, не придется оплачивать труд 4-5 человек, но при объединении школы удвоятся все ее параметры и затраты, и новому руководству должны по всем законам логики прибавить жалованье за контроль над столь масштабным проектом. Таким образом, новой дирекции просто удвоят зарплату, и высвобожденных денег, если они и останутся, будет совсем немного.
«Функции по организации ДШИ города осуществляет «Управление культуры, молодежной политики и спорта администрации Дзержинска, которое, в свою очередь, руководствуется Положением об управлении культуры, молодежной политики и спорта администрации (утверждено постановлением администрации города Дзержинска №3169 от 21.10.2021 г.). По этому положению Управление должно создавать условия для содействия сохранению и развитию инфраструктуры в сфере культуры (п. 3.1.3.3), организации деятельности по созданию условий для художественного творчества (п. 3.1.3.5), а также проводить мониторинг обеспечения условий для реализации Федеральных государственных требований в учреждениях дополнительного образования художественно-эстетической направленности (п. 3.1.4.3). Таким образом, очевидно, что при принятии указанных спорных решений руководство должно в первую очередь исходить из интересов детей и сохранения условий для культурного воспитания и творчества, а не эфемерной экономии бюджетных средств с непонятным результатом. В настоящий момент все доводы сводятся к экономической целесообразности и уплотнению школ, что уже нарушает права детей на нормальные условия для образовательного процесса», – пишут больше ста родителей учеников школы искусств №5.
Свои сомнения и опасения эти люди пытались обсудить с руководством города, придя на прием к главе, но там, по словам представителей родительского комитета, упрямо твердят о некой выгоде, а к доводам делегации от школы отнеслись с почти нескрываемой неприязнью.
Открытое письмо родители адресуют в министерство образования Нижегородской области.
В нем они просят создать комиссию, куда бы в обязательном порядке вошли и члены родительского комитета школы искусств №5, для расчета экономической целесообразности объединения двух школ с помощью конкретных расчетов и бухгалтерских документов. Помимо этого, авторы призывают не нарушать основных устоев и принципов деятельности ДШИ №5, а проблемы ДШИ №4 решить другими способами, нежели слияние с более успешной школой.
В своем письме родители приводят цитаты президента страны Владимира Путина, неоднократно повторяющего, что представители власти должны прислушиваться к мнению простых людей, у которых «велики запросы на справедливость, честность и открытость».
В городе простых людей не услышали, услышат ли в области?
Елена Родионова