ГИБДД планирует использовать дроны для фиксации нарушений ПДД


В России обсуждают новые способы контроля за дорожной обстановкой с помощью беспилотных авиационных систем (БАС). Перспективы их применения для автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения стали темой круглого стола в Совете федерации 23 сентября, сообщает «Коммерсантъ».

Первые эксперименты с использованием дронов для дорожного надзора прошли в 2022-2023 годах. Тогда аппараты работали в 29 регионах и помогли выявить около 35 000 нарушений — в основном выезды на встречную полосу и движение по обочине. Фиксировались и случаи проезда на красный свет. Однако штрафы по этим материалам назначались «вручную»: инспекторы останавливали нарушителей, показывали видео и оформляли протокол на месте.

При этом в ряде регионов после запуска БАС снизились количество аварий и смертность на дорогах. Даже сами информационные щиты с предупреждением о контроле с воздуха дисциплинируют водителей.

В ГИБДД рассматривают и расширение функций БАС – от поиска угнанных машин и контроля дорожных работ до фиксации мелких аварий. Для этого предлагается создавать специальные станции на крышах зданий, которые позволят дронам самостоятельно заряжаться, получать задания и возвращаться на базу.

Сенатор Игорь Тресков отметил, что перед массовым внедрением технологии необходимо подготовить правовую базу. В частности, требуется разрешить регионам закупку дронов по аналогии с камерами фотовидеофиксации, прописать порядок передачи данных и сертифицировать новые комплексы. Без четкого юридического регламента любое решение о штрафе может быть оспорено в суде.

Тресков также подчеркнул, что кадровый дефицит в ГИБДД будет расти, поэтому использование беспилотников станет естественным решением. Он привел в пример опыт Рослесхоза, который применяет дроны для выявления лесных пожаров.

В итоге Совет федерации подготовит протокол с предложениями, которые направят в профильные ведомства.