Какие продукты в магазинах дорожают больше всего


Росстат каждую неделю фиксирует рост инфляции в России. При этом одни продукты дорожают, а другие могут даже дешеветь, сообщает “Финансы mail.ru”.

Доцент кафедры статистики РЭУ им. Г.В. Плеханова Ольга Лебединская объяснила, какие именно продукты дорожают в России опережающими темпами, а какие — даже дешевеют.

В оценке роста цен следует разграничить социально-значимые товары и все остальные. Динамику цен на социально-значимые товары государство пытается контролировать. Поэтому стоит ожидать, что молоко и масло будут дорожать меньше — на 7−10%. При этом другая молочная продукция, которая не является социально-значимой (йогурт, творог и пр.) будет дорожать сильнее, на 20%.

Практически в каждой группе товаров есть «компенсаторы» выручки. Их купят в любом случае. Например, средний рост цен на вино гораздо будет выше, чем по другим видам алкогольной продукции, до 30%. Такая же история с кофе, какао.

Почему тогда в еженедельных отчетах Росстата мы не видим таких больших значений? Это связано с тем, что индекс потребительских цен (ИПЦ), который является одним из основных показателей динамику удорожания или удешевления товаров и продуктов, включает в себя определенный набор товаров и услуг. И этот набор содержит не все товары в стране, а покрывающие минимальные потребности человека.

Экономист напомнила, что действующий «продуктовый набор» будет актуален до 31 декабря 2023 года: с января следующего года его могут или изменить, или продлить существующий сейчас.

Половину стоимости потребительской корзины россиян (50%) составляют продукты питания, вторую половину — одежда, обувь, лекарства, белье и прочие товары.

«Если говорить о продуктовой части, то 35,5% в ней приходится на молоко и молочные продукты. Изменение цен на них в наибольшей степени окажет давление на ИПЦ», отметила Лебединская.

На втором месте по удельному весу – хлебные продукты (16%), третье занимают овощи (14,1%), 10,7% в структуре корзины приходится на покупку картофеля. Доли остальных групп продуктов не превышают 7%: яйца – 1,9%, рыба – 2,3%, мясо − 7,2%, фрукты – 7,3% и сахар – 2,9%.

Чем выше доля затрат на товар в структуре, тем больше влияет изменение цен на общее значение ИПЦ.