Могла бы стать актрисой, но выбрала путь учителя и исполнила все свои мечты


Эллу Михайловну Груздеву, заслуженного учителя России, в Дзержинске не знает разве что тот, кто никогда и нисколько (даже мало-мальски) не был связан со школьной жизнью. Она – педагог-новатор, отличник трудовой деятельности, учитель, у которого не повторяется ни один урок, и каждый из них похож на мини-спектакль с оригинальной подачей новых знаний детям. Неслучайно именно Элла Михайловна стала идейным вдохновителем, режиссером и постановщиком школьного театра – сначала для детей, затем с привлечением педагогов, а позже и родителей. Про именитого дзержинского учителя писано-переписано и снято-переснято множество публикаций в прессе и сюжетов на телевидении. Но Элла Груздева, откликнувшаяся на очередную просьбу вновь приоткрыть страницы ее биографии для горожан, удивила и покорила нас, пожалуй, даже еще больше, чем раньше. Надеемся, такие же чувства передадутся и читателям «ДВ». Итак, слово Учителю.

Полсотни лет я в школе пятой,

Заслуженный учитель я.

Горжусь, что школа заложила

Такие качества в меня:

Добро, активность, креативность,

Уменье за собой вести.

И все мне в жизни пригодилось –

Другого не хочу пути.

Я — председатель, заводила,

Вожатая в дружине я,

И так вот, да, пусть по крупице

Сложилась вся моя судьба.

Элла Груздева, Заслуженный учитель России

«Изюминка» по имени Элла

«Я – дитя, которое вырастили школа и Дворец пионеров. С детства всегда была очень активной: яркой, подвижной, «громкой».

Когда я училась в 4 классе, наш классный руководитель предложила поставить сказку «Двенадцать месяцев», я была Ленивица. На показ в школу пригласили молодого педагога, руководителя драматического кружка из Дворца пионеров Вячеслава Александровича Постнова. Знаете, я когда играла свою Ленивицу, так вжилась в роль, что залезла на стул, сильно топнула ногой, от чего на сцене рухнул очаг, но этого даже никто не заметил – все смотрели на меня и мои эмоции.

Вячеслав Александрович оценил такое вдохновение и после спектакля произнес: «А вот эту изюминку я бы хотел видеть в театре во дворце». Ему еще понравился один мальчик — Вася и моя одноклассница Иринка. И вот мы втроем, такие малявочки, пришли на занятия во Дворец пионеров. А там уже играют взрослые ребята, они как настоящие актеры, и мы снизу вверх смотрели на них, как на божество. Театр меня затянул. Я играла, и пока училась в школе, и после, будучи вожатой, и даже когда начала работать учителем.

Затем в лагере меня увидела Галина Савватеевна Туманина – как я играю с малышами и пригласила во вновь открывшийся кружок массовиков-затейников.

Дворец подарил мне две шикарные, самые незабываемые поездки – в лагеря «Артек» и «Орленок». Там я тоже постоянно участвовала в самодеятельности, сама организовывала многие мероприятия. При этом в то же самое время в школе много лет была председателем совета дружины, а, повзрослев, – секретарем комсомольской организации.

«Зеленая учителка» оказалась по-житейски мудрой

После окончания школы я училась педагогике и работала вожатой в своей школе. Вскоре меня пригласили во Дворец пионеров вести кружок массовиков-затейников. Оттуда я ушла в декрет. Когда ребенку исполнился год, меня пригласила директор школы №5 Софья Леонидовна Челнокова. Она сказала: «Элла, свои люди должны работать в своей школе. Выходи на работу! У нас есть третий класс». Я сначала растерялась: у меня совсем маленький ребенок, садик не оформлен. Но все вопросы были моментально улажены. Малыша устроили в сад, и я стала готовиться учить детей. Третий класс передали другому педагогу, а мне дали мой самый первый – первый «В». 47 человек. Парты в классе начинались почти от доски и стояли до самой стены. 47-я девочка сидела за одной из парт третьей.

На 1 сентября меня собирали все родственники и друзья. Я сделала прическу а-ля Анжела Дэвис, подруга оделила венгерским костюмом, подобрали очень красивые украшения. И я пришла на праздник этакая мадам. Родители моих первоклашек шептались: «Это точно та самая Элла Михайловна?..»

Праздник по поводу начала учебного года закончился, я вернула все красивые вещи их хозяевам. В первую учебную неделю было первое родительское собрание. Я иду в класс, а мои родители – 47-ми детей, заняли почти весь коридор и с удивлением расступаются передо мной – худенькой 21-летней девочкой в простом платьице и с хвостиком на голове. Какая-то бабушка не выдерживает и громко вздыхает: «Мамоньки! А учителка-то зеленая!». Я невозмутимо, спокойно и уверенно захожу в класс под пристальные взгляды мам, пап, бабушек разных возрастов и говорю: «Товарищи родители, вы все тоже когда-то начинали работать и у вас были наставники. Если вы будете мне помогать, у нас все получится ради наших детей». И, вы знаете, они меня поняли, я потом чувствовала такую мощную поддержку со стороны этих людей, что, наверное, если бы они не были такими, я бы не стала таким учителем. Эти мамы и папы приходили ко мне в класс, иногда – просто так, поговорить, попить чай, рассказывали о радостях и невзгодах. Иногда мы смеялись вместе, а иногда плакали. Вообще в то время люди много разговаривали. Если возникали какие-то сомнения, спорные моменты, мы просто садились за стол напротив друг друга, и, глядя в глаза, откровенно обсуждали любые ситуации, говорили по душам и всегда могли договориться. Сейчас многие родители, к сожалению, предпочитают почему-то не делиться с учителем, что их беспокоит, а выбирают другие пути.

В том моем первом классе была очень серьезная ситуация: в одной семье сильно пил папа, страдал мальчик. Я пошла к ним домой. Не помню точно, что я тогда этому папе сказала – молодая, сама еще не знающая жизни «учителка». Я просила взглянуть на него глазами его ребенка, и он вдруг осознал, встряхнулся и позже все в этой семье наладилось.

Детей в школе было очень много, работали в две полные смены. В этом кабинете, где мы с вами сейчас находимся, мы делили уроки с Тамарой Ивановной Кирилловой – заслуженным учителем РФ.

Объединяют творчество и спорт

В ту молодую пору, когда мне бывало трудно, мой внутренний голос подсказывал: «Элла, да, начинать всегда непросто, но ты постарайся всех объединить, и будет легче». И я старалась объединить.

Стала устраивать вечерние праздники в классе и для малышей, и для их родителей. Устраивала концерты, КВН, а по субботам мы ходили на каток. Такие встречи нас всех очень сплотили и мы стали одной дружной командой.

Выпустила первый класс, взяла новый. Моим «золотым ключиком» всегда оставался Дворец пионеров. Я договорилась с Людмилой Михайловной Юдиной, тогдашним директором, что буду каждый день приводить класс для получения дополнительного образования: понедельник – хор, вторник – хореография, среда – ИЗО, четверг – куклы. Кстати, кружок изготовления кукол у нас вела Ирина Абахова – актриса Дзержинского театра кукол, заслуженная артистка России. Все мои классы прошли через дворец. Татьяна Николаевна Харитонова, сегодняшний руководитель учреждения, тоже поддерживает эту инициативу, и традиция продолжается. Еще мы тесно сотрудничаем со спортклубом «Магнитная стрелка» и всегда участвуем в туристических слетах, соревнованиях, дети занимаются в спортивных секциях. Нашей дружбе с клубом уже 30 лет, и все это время рядом замечательный человек — тренер Аринушкина Марина Федоровна.

Лебединая песня – 11 лет

У каждого учителя есть много хороших классов, но лебединая песня одна. У меня тоже был такой класс. Впервые и, наверное, единственный раз в Нижегородской области учитель начальных классов был классным руководителем у детей с 1 по 11-й классы. Параллельно, конечно, у меня в это время были еще и малыши.

Вместе со своим классом мы постоянно затевали совместные праздники, ходили в походы, плавали на байдарках. Все родители меня поддерживали, у нас сложились очень доверительные отношения. Мне хотелось радовать своих родителей. И каждый год все эти 11 лет на 8 Марта мы дарили им спектакль с участием детей. В 11 классе мы решили подарить мамам спектакль «Дорогая Елена Сергеевна». Это очень серьезное произведение на школьную тематику. Мои артисты сыграли так, что зрители плакали, позже с этой постановкой мы заняли второе место в области.

Мы часто общаемся и дружим с ребятами из этого класса и поныне. Они заходят в гости, поздравляют меня с праздниками, а я – их.

Вы знаете, в жизни я ни о чем не жалею. Все сложилось самым лучшим образом. Учительство и возможность сочетать в нем самые разные направления деятельности, воплощать самые смелые идеи – это моя сказка, моя песня.

Когда я училась в 9 классе, мне прочили актерскую карьеру и приглашали поступать в Нижегородское театральное училище. Я мечтала какое-то время стать именно актрисой. Но подумала-подумала: нет, не мое.

Еще я хотела стать юристом, адвокатом, защищать права людей.

И вот то, что я выбрала путь учителя, позволило мне воплотить все эти желания: я стала и актрисой, и режиссером, и адвокатом, и даже в какой-то степени дипломатом.

И, конечно, стать учителем я тоже всегда мечтала. Родители всего нашего двора мне, девчонке, доверяли совсем еще маленьких детей и я старалась их увлечь играми и чему-то научить.

Вообще есть у меня одно качество, которое очень выручает, но иногда и мешает – «синдром отличницы». Вот мне всегда нужно, чтобы все было выполнено быстро, классно, безупречно. А так получается все равно ведь не бесконечно, и я, бывает, очень переживаю из-за этого.

А что если сделать театр родителей!

Всю жизнь я обожаю театр. Вячеслав Александрович Постнов и молоденькая Юлия Генриховна Гаранина, которая пришла ему на смену в драматическом кружке во Дворце пионеров во времена моего детства, научили не только азам артистического мастерства. Именно тогда я увидела и поняла: если ребенок стесняется, зажатый, не умеет говорить, но тянется к сценическому искусству, его нужно взять за руку и уверенно завести на сцену. Дать роль и убедить, что она его и только его. Прямо на глазах растерянный маленький человек меняется и раскрывается благодаря своему внутреннему, часто скрытому, таланту.

А сейчас я стараюсь, чтобы в моих спектаклях играл каждый ребенок. Вот есть 30 детей в классе, значит будет 30 ролей. И если я нахожу литературный материал, где персонажей не хватает, я их, выражусь по-своему, досочинёвываю.

Потом мне пришла идея попробовать в роли актеров… учителей нашей школы. Это было пять лет назад. Решила поставить спектакль «Про Федота Стрельца», и мне не хватало актера на одну мужскую роль. Пригласили на нее папу. Он так хорошо вжился в роль! А потом признался, что сразу влюбился в наш театр.

Три года назад захотелось подарить всему педагогическому коллективу на 8 Марта спектакль «Недоросль». Я пригласила мальчишек-старшеклассников и рассказала про такие планы. Спросила, поддержат ли они меня, только, поскольку это был сюрприз, предупредила, что все репетиции нужно держать в тайне. «Прикольно!» – одним словом одобрили ребята. И началась подготовка к новому спектаклю. Я ходила по школе и подбирала на роли учеников из разных классов.

Состав собрался быстро, только на роль Митрофанушки – ну, никак никто не подходил. Я – опять советоваться с мальчишками: что делать, нет у нас главного героя… А в это время один мальчик наклонился и завязывал кроссовок. И вдруг остальные все дружно посмотрели на него и говорят: «А Михан не подойдет?». Он поднимает голову, а это самый Митрофанушка и есть.

Спектакль прошел блестяще, все были в восторге. Многие коллеги потом спрашивали: «Как вы выбрали этого мальчика на роль Митрофанушки? Он же говорит для сцены очень тихо». Да, говорил он тихо и нерешительно. Но когда вошел в роль, прекрасно с ней справился.

А в этом году как всегда ночью, мне стреляет в голову новая идея: что если сделать театр родителей. Пригласить в качестве актеров мам и пап из разных классов. Мои родители уже были тесно знакомы с театром и многие намекали, что им хотелось бы попробовать себя на сцене. Но хотелось задействовать всех желающих. Я поделилась новой задумкой с коллегами и они через школьные чаты написали мамам и папам, что те могут исполнить роли в школьном театре. И вы знаете, желающие нашлись! Помню, как робко входили некоторые из них на первое занятие. Но совместная работа сплотила, зажгла и все мои артисты-родители оказались большими талантищами. Я ими всеми горжусь!

Конечно, мы тщательно репетировали. И вообще сначала я просто занималась со своими новыми «актерами» как в театральном кружке – придумывала для них задания, ставила речь, голос, дыхание, пробовала небольшие сценические этюды. Например, просила сыграть роль зонтика. В итоге мои подопечные так раскрепостились, что чудесно сыграли в спектакле. Зрители тогда с удивлением спрашивали: «А это точно родители, а не настоящие актеры?» Я испытала самое настоящее блаженство.

У нас все получилось, потому что родители загорелись моей идеей. Каждый понедельник в 6 вечера они бежали в школу – на наши репетиции. А на сцену вышли вместе со своими детьми. Детские роли в новогодней сказке тоже, конечно же, были. И маленькие, и взрослые артисты взглянули друг на друга немного другими глазами. «Ого, какой мой ребенок талантливый!» – читалось во взгляде взрослых. «Мама, папа, неужели это действительно вы так перевоплотились в сказочных героев? Да вас не отличить от настоящих – в кино или книжках», – думали дружно дети. В Год семьи сплочение самых близких людей в творчестве – не самая ли важная миссия учителя?

Декорации и костюмы мы тоже придумываем вместе. У нас на сцене все настоящее! Если нужны дрова, родители их находят. Костюмы тоже многие шьют сами. Один папа из 9 класса – Иван – после того, как ему досталась роль Боровичка, отправился к своей родственнице, умеющей шить, и они вместе соорудили шикарный костюм. Его не отличить было от настоящего сказочного героя.

Мамы тоже не отставали: косы, блузки и даже шубы от подруг — все работало на общее творчество.

Некоторые умудрялись выходить на сцену даже в свое рабочее время. Одна мама, работая в службе 112, приехала выступить в свой обеденный перерыв. Выступила и уехала опять на работу — принимать экстренные звонки от горожан.

Ох, и дружный мы народ!

Если вы думаете, что театр и учеба это все, чем мы занимаемся в классе и школе, то это будет заблуждением. Много совместных мероприятий с родителями и детьми проходит и за стенами школы.

Мы очень любим путешествовать: ездим и по области, и за пределы нашего региона. Были в Москве, Нижнем Новгороде, Богородске, на Бору, в Гороховце, Ворсме.

А совсем недавно – в начале июня – организовывали первый поход с ночевкой в палаточном лагере. У нас было 14 палаток, которые установили на базе лагеря «Гагарино». Программу отдыха мы с Мариной Федоровной – нашим бессменным тренером – постарались придумать такой насыщенной, чтобы дети хотя бы на эти два дня отложили в сторону телефоны и провели время активно – на свежем воздухе, опять же с по-особенному сблизившись с мамами и папами, они, конечно, тоже были вместе с нами. Катались на сапах, устраивали семейные соревнования, вечером пели песни у костра.

Знаете, иногда после таких ярких мероприятий у меня рождаются стихи, могу сочинить их буквально за пять минут – порыв такой.

Вот и после этого похода моментально сложились в голове строчки.

В день детей, – какое счастье –

Все в поход мы собрались,

И палатки, и подушки сразу у всех нас нашлись.

Как же здорово, ребята, скажем дружно, не тая,

Что в походе со мной сразу, сразу целая семья!

Тут и папы, тут и мамы, одноклассники, друзья,

Педагог наш, тренер тоже, –

В общем целая орда!

Мы играли, мы купались, загорали, ели мы,

Ох, и вкусные у папы были наши шашлычки.

Ну, а мамы постарались: макароны, каша, суп,

Ведь на воздухе, конечно, аппетит уж больно крут.

Отдохнули мы на славу, покормили комаров,

И на сапах покатались, пели песни у костра,

И хотелось, чтоб в четвертом поддержали нас друзья;

Чтобы класс наш в полном сборе собрался бы вновь в поход.

Пусть же знает вся планета – ох, и дружный мы народ!

Я очень люблю людей

Не устаю благодарить родителей моих учеников за то, что они для своих детей готовы на все: и в поход, и на сцену. Это очень важная и ценная помощь не школе, нет, а прежде всего своей семье – все эти совместные поездки и увлечения делают детей и взрослых по-настоящему близкими, заставляют гордиться успехами друг друга и еще сильнее любить.

Родители сейчас разные. Кто-то говорит: только меня не трогайте! Кто-то, увы, хорошо знает свои права, но напрочь забывает об обязанностях. Мне кажется, что таким людям самим было в школе скучно, возможно, у них не было совместных занятий, любимых дел. А мы как раз и нацелены сделать школьную жизнь интересной, насыщенной, чтобы эти годы навсегда остались в памяти не только детей, но и их родителей.

Я очень люблю людей. И мне в жизни встречаются больше хорошие люди. Конечно, всякое бывало. Я расстраивалась, переживала, плакала. Но потом я всегда отпускаю грустные мысли и всех прощаю. Так легче жить, и, мне кажется, именно поэтому у меня много друзей и близких людей, с которыми можно поговорить обо всем на свете. Я полностью согласна с мнением Спинозы: «Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение».

В школе – 55 лет минус 4 года

Почти вся моя жизнь связана со школой №5. Здесь я училась, потом совсем ненадолго уходила работать во Дворец пионеров и в декретный отпуск. И много лет подряд работаю учителем в родных стенах. Еще один перерыв был связан с моей работой в школе при российском посольстве в Польше, это были 2014-2018 годы.

И там я тоже организовала театр! Помню, как ставили спектакль «А зори здесь тихие». Как только на сцене закончилась премьера, меня обнял директор Рыжов Андрей Иванович и сказал: «Даже не представляешь, какая ты молодец!». Многие зрители в зале были под большим впечатлением. Среди них — родственник одного из учеников – поляк, он плохо говорил по-русски. Но, оказывается, он каким-то образом с трудом прочитал книгу Бориса Васильева, попросил, чтобы ему разрешили посмотреть наш спектакль. Так вот он одним из первых стал аплодировать, стоя.

Каждое лето, в каникулы, все эти четыре года меня отпускали в отпуск домой. Думаете, что я делала первым делом? Бежала в свою школу! Здесь в это время шел летний ремонт, и я помогала обновлять кабинеты и коридоры. У нас в коридорах когда-то давно были нанесены рисунки и орнаменты. Прежде чем красить стены, нужно было свежей краской выделить их. Этим всегда занималась я. Хочу, чтобы они сохранились как можно дольше.

Мне говорили: «Элла, отдохни, ты же в отпуске». А я прижмусь к стеночке в своем кабинете, глаза закрою, постою и как будто и отдохну, и энергии напитаюсь. Это моя школа, где я стала такой, какая есть, и благодаря которой я добилась всего, что сейчас накопилось в моем жизненном багаже. И мне повезло, что у меня были прекрасные директора: Челнокова Софья Леонидовна, Вытнова Нина Николаевна, Бондарева Светлана Владимировна, которые всегда поддерживали мои идеи и творческие начинания.

В Польшу я впервые уехала 6 сентября, а в начале ноября у 5-й школы был юбилей. Мне очень хотелось на него попасть, но я понимала, что это маловероятно. Из командировки можно было попасть домой только летом. Светлана Владимировна — директор школы – написала письмо в Польшу моему тамошнему директору Алексею Азарьевичу Коротанову о нашем юбилее, и он так проникся этим посланием, что походатайствовал, чтобы меня отпустили на юбилей. В тот юбилей была в своей школе №5!

Болит душа за школу

Скоро нам предстоит переезд в новую школу. Это очень здорово. Я рада за детей, что у них будет возможность учиться в таких замечательных условиях. Но душа неспокойна: что будет с нашей пятой школой? Если ее снесут и здесь появится котлован или торговый центр, я не знаю, как пережить это. В школе – моя душа и вся моя жизнь.

Конечно, здание старое, школы №5 и 10 – ровесники. Но если его отремонтировать, оно еще послужит не один десяток лет. Эти помещения могли бы быть вспомогательным корпусом той же новой школы или Дворца детского творчества.

Нужно еще подумать и о том, куда будут приходить выпускники школы №5. Если у выпускников 10-й хотя бы территориально будет свое здание, то у наших – не останется ничего.

Родители и ученики из нашей школы писали во многие инстанции, просили сохранить истории обеих школ в том числе в номере нового учреждения – обозначить ее №5/10. Но решение было принято иное.

Я очень надеюсь, что в новой школе продолжу заниматься дополнительным образованием – театром, а благодаря просторному залу и новой технике наши спектакли станут по-настоящему профессиональными. Театр и спорт помогут быстро объединить две школы и сплотят как учеников, так и их родителей.

…4 ноября 2024 года школа №5 отметит 85-летие. Моя мечта и заветное желание – провести этот день в стенах здания, где я получила надежную путевку в жизнь и, надеюсь, смогла дать ее сотням своих мальчишек и девчонок».