Будут литься вода и идти поезда


Горожане, вероятно, уже забыли, что 6 лет назад — летом 2016 года – из-за провала аварийного коллектора рядом с Дзержинском произошло крупное ЧП: с рельсов на полном ходу сошли 14 вагонов грузового состава. Старенький коллектор, отслуживший порядка 60-ти лет, не выдержал нагрузки и провалился под тяжестью очередного поезда. Только по счастливой случайности в нем не ехали пассажиры, а в перевернувшихся вагонах был неопасный груз… Тогда для экстренного ремонта коллектора под железной дорогой весь город на сутки отключали от воды. Тогда же стало понятно, что без капитальной замены коммуникации уже не обойтись. И конкурс, и строительство
Строительство нового городского канализационного коллектора почти сразу после аварии вошло в инвестпрограмму Дзержинского водоканала в рамках концессионного соглашения с городской администрацией. На водоканале была поставлена задача обновить весь городской коллектор — от микрорайона «Западный» до КНС на ул. Речная (район Дзержинской ТЭЦ) — в общей сложности 11 км «пути». Первоначальной задачей стала разработка проектной документации на строительство. Проект — дорогостоящий и на тот момент казалось — довольно долгосрочный. Изначально предполагалось, что на все работы уйдет 15 лет и они продлятся до 2032 года(!). Тем не менее, он в первую очередь вошел в инвестпрограмму ДВК.

В 2017 году городская администрация подала документы для участия в проекте «Развитие систем водоснабжения и водоотведения в городах Российской Федерации», который курирует Министерство строительства и ЖКХ РФ. Победители могли рассчитывать на крупное софинансирование за счет средств, выделяемых Новым Банком развития стран БРИКС Правительству РФ. Дзержинский водоканал выполнил все условия участия в проекте: предоставил полностью подготовленную документацию (она была выполнена заранее), подтвердил согласие вложить часть средств вместо бюджета города, а также, как говорится, наглядно доказал серьезность своих намерений — активно строил первые участки коллектора независимо от результатов конкурса.

1661428255301.jpg
Переключение стоков на новый участок коллектора, 2021 год (фото из архива “ДВ”)

В 2017 году обновление объекта началось с участка на пл. Привокзальной. Он был выбран неслучайно. Во-первых, рядом с вокзалом всегда большое скопление людей, а тогда ажиотаж добавлял еще и предстоящий Чемпионат мира по футболу, игры которого проходили в Нижнем Новгороде. Предполагалось, что в Дзержинске разместится одна из команд и приедет много болельщиков. То есть речь шла о прямой безопасности людей. Во-вторых, железнодорожный вокзал — своего рода лицо города, его визитная карточка для гостей и проезжающих. Чем быстрее обновятся подземные коммуникации, тем скорее можно привести в порядок и внешнее благоустройство.

В 2018 году началось строительство участка коллектора по ул. Терешковой.

Коллектор делится на семь
Первые два участка коллектора — на пл. Привокзальной и по ул. Терешковой (от Привокзальной между Первомайским лесом и ул. Терешковой до пересечения с ул. Удриса) уже построены силами ДВК.

1661428310176.jpg
Проверка строительства главного коллектора на ул. Терешковой, 2021 год (фото из архива “ДВ”)

«От вокзала до Удриса мы не просто меняли старый коллектор, а оптимизовали всю систему водоканализационного хозяйства на этой территории. Когда раскопали землю, то увидели, что рядом лежат сразу три трубы: действующие и заброшенные. Плюс некоторые коммуникации шли с загибами по очень сложной траектории. Видимо, изначально у наших предшественников были какие-то свои планы по реконструкции сетей, но они остались только планами. Когда мы вели новые трубы, отсекли все лишнее, плюс параллельно в рамках все той же инвестпрограммы ДВК были реконструированы множественные квартальные и уличные канализационные сети. Многие из них были также изрядно изношены, давали высокую аварийность и в новый коллектор хотелось «влить» в том числе обновленные более мелкие сети. Это тоже важная социальная миссия. В общем, глобальная перестройка главного коллектора — это, по большому счету, полная оптимизация всей системы водоотведения в городе. Ведь при проблемных мелких сетях даже при полной замене главного коллектора говорить о 100% качественной коммунальной услуге не приходилось», – отметил директор по техническому развитию и экологии АО «ДВК» Сергей Сафонов.
После того, как по программе софинансирования БРИКС Дзержинск выбрали одним из пяти городов сотрудничества (благодаря хорошей предварительной работе и полной готовности сразу включиться в реализацию проекта) объемы и финансирование распределились. Два участка коллектора общей протяженностью 3,7 км на сумму более 300 млн. были закреплены за водоканалом, а 7,6 км (5 оставшихся участков) и строительство новой главной канализационной станции стоимостью 1,7 млрд рублей взяло на себя представительство БРИКС. Для выполнения всех работ заключен договор с одной подрядной организацией из Санкт-Петербурга, выбранной по конкурсу федеральными властями. Контракт на выполнение работ по софинансированию БРИКС в 2021 году заключили между собой Минстрой РФ, администрация Дзержинска и подрядчик.
Сейчас работы на этих участках с учетом жаркой погоды кипят во всех смыслах слова.

Практически завершаются обновления на участке строительства коллектора по ул. Пушкинская, подрядчик перешел на участок от пересечения проспектов Свердлова и Циолковского до ул. Пушкинская.

перед мостом.jpg
Участок коллектора на перекрестке пр. Циолковского и Свердлова

Еще один этап стройки идет на ул. Автомобильной, в настоящее время подрядчик работает между центральным городским рынком и железной дорогой. Здесь из-за тесной близости объектов инфраструктуры и множества подземных коммуникаций укладка нового трубопровода была невозможна, этот участок реконструируется методом санации (новая полиэтиленовая труба укладывается в прежнюю бетонную трубу).

Автомобильная.jpg
Участок коллектора на ул. Автомобильная

Четвертый участок строительства коллектора — от «прокола» под ж/д путями, где еще в 2016 году заменили разрушенную часть на стеклопластиковую трубу, до строящейся КНС 101/3 на ул. Речная. Здесь диаметр трубы максимальный — 1,4 м — потому что это практически конечная точка сбора стоков. Сейчас в этом районе ведется строительство колодцев и на 70% выполнена прокладка новых труб.

песчаный колодец.jpg
Здесь вскоре появится новый колодец

На объектах строительства представители ДВК бывают ежедневно в составе рабочей группы администрации.

Стоки — без остановки
Очень важный момент в «жизни» коллектора — канализационная насосная станция, благодаря которой все стоки поступают на Районные очистные сооружения. Действующая станция КНС 101/1 была построена еще в 1967 году прошлого века и, конечно, за это время порядком износилась. Ее решено оставить в работе как резервную, а также на случай необходимости для промышленных объектов. А вот над стоками со всего города совсем скоро будет «работать» новенькая насосная станция. Сейчас подрядчик уже трудится над возведением будущего объекта на нужной глубине, а это более 9-ти метров, ведь на КНС важна подземная часть объекта, где и установят современное оборудование для бесперебойной перекачки канализационных потоков. Сейчас рабочие бетоном укрепили основание станции и готовы возводить на нем фундамент. Здесь же можно увидеть готовые для монтажа бетонные «коридоры» или каналы. Их установят в конце труб для первейшей механической очистки стоков, то есть весь крупный мусор из стоков будут удалять прямо здесь и здесь же — отжимать и высушивать для дальнейшей отправки на специализированные объекты складирования ТБО.

КНС.jpg
На месте новой КНС все готово для ее строительства

Рядом с местом строительства КНС сохранился своего рода «музейный» объект — остатки самой первой канализационной трубы в Дзержинске. Она была построена, возможно, еще в 30-е годы 20 века, то есть почти 100 лет назад. Первый трубопровод для отведения стоков был квадратным и строился из обычного кирпича, герметично скрепленного цементным раствором.

«По мощности новая КНС будет равноценной действующей. Но ее работа может быть более вариативной. Сейчас количество стоков снизилось, и выработку насосов можно оптимально понизить. Но если понадобится усилить работу станции, то есть нагрузка увеличится, это все тоже можно будет сделать без труда», – отметил Сергей Сафонов.

трубы.jpg
По плану работы должны полностью завершиться во втором квартале 2024 года.

Без коллектора — никуда
Городской канализационный коллектор является единственным в Дзержинске, поэтому и носит название «главный». Если бы не началось его строительство заново, аварии, подобные «железнодорожной», могли стать повсеместными и постоянными со всеми вытекающими последствиями, включая полное отключение города от холодной и горячей воды, канализации.

Глобальная перестройка не только позволит жить спокойно всем горожанам, но и поможет выполнить еще несколько важных миссий в масштабах всей городской среды.

1661428341054.jpg
Строительство коллектора в прежние периоды (фото из архива “ДВ”)

«Во-первых, мы уходим от проблемы крайней изношенности одной из самых стратегических коммуникаций — системы водоотведения, обеспечивающей санитарную защиту населения. Во-вторых, строительство крупной ветки даст новый виток развитию города в сторону Володарского района, а именно появлению микрорайонов «Западный-1», «Западный-3» и «Комсомольский». Это также позволит обеспечить качественными услугами микрорайоны с новыми строящимися высотками. Старые сети не были рассчитаны на такой объем нагрузки и могли просто ее не выдержать. Строительство и реконструкция новых магистральных и квартальных сетей, заложенные в инвестпрограмму ДВК наравне с заменой центрального коллектора, направлены на оптимальное распределение нагрузки и избежание каких-либо проблем на долгие годы. В-третьих, как уже было сказано, мы не только строим новые сети, но и избавляемся от старых — ненужных, проложенных много лет назад, но так ни разу и не использованных. Каждый метр новых сетей будет востребован и будет четко выполнять свое назначение», – подчеркнул Сергей Сафонов.

машина на автомоб.jpg
Все работы по строительству семи участков главного коллектора и новой главной канализационной станции в Дзержинске завершатся уже через два года.

Но этот объект не единственный, который попал в программу совместного финансирования благодаря программе БРИКС. Сюда же вошло строительство второй нитки Тепловского водозабора, строительство нового магистрального водовода по пр. Ленина и долгожданного водовода на Пыре. Подробнее об этом расскажем немного позже.



   

Алена Кораблева