Ох, нелегкая это работа — подбирать к информации фото


Новости в СМИ должны быть оперативными, актуальными, интересными и злободневными — чтобы каждую хотелось не просто прочитать, но и обдумать, говорят читатели, когда их спрашиваешь, какая подача информации больше всего будоражит ум. А фотографии имеют значение? Конечно, отвечают опять респонденты, они должны сразу цеплять взгляд и привлекать внимание к новости. А где их берут журналисты? Этого никто не знает: готовый информационный продукт в разрезе не воспринимается — только целиком.

Давно прошло время, когда журналисты работали по схеме: материал плюс фото с места события. Точнее, такой формат сохраняется и сегодня, но для крайне малого числа материалов, во всяком случае в «ДВ». Новостная лента сейчас, как пулеметная: хватай новости, пока далеко не улетели. И так же быстро соображай, придумывай и лови к ним картинку. А где ее взять?

Много новостей сейчас связано с мошенничеством — люди купились на обман по телефону и перевели свои кровные, неизвестно куда и кому. Таких новостей в день бывает не по одной.

Неужели кто-то даже далекий от журналисткой жизни полагает, что при этом для иллюстрации подобных известий нужно искать их настоящих персонажей? Конечно нет!

Телефон в руках у случайного человека — вот он, типовой образ обманутого. Но опять же – такой образ нужен не один, а несколько, ведь одного и того же человека на все случаи распространяемой правоохранительными органами информации не задействуешь. Как же быть?

Штатный редакционный фотограф — даже он вряд ли сделает нужное число авторских снимков на эту тему. С заимствованием фото из интернета сейчас шутки плохи — повсеместно находятся даже не авторы растиражированных в Сети снимков, а те, кто их (надо же!) удачно приобрел у этих авторов, нашел в СМИ, оскорбился и требует у редакции компенсацию за то, что там не получили разрешения и нарушили авторское право. Использовать фото из интернета стало порой очень накладно.

Итак, интернет и свой фотограф отпадают. А что остается для многочисленных снимков все о том же мошенничестве? В первую очередь, фото своих родственников, которые в любом случае согласны на использование их изображений и не предъявят претензий. И – да, случайно подловленные с телефоном в руках люди. Их лица, разумеется, приходится размывать или вообще оставлять одни только руки. Так мы делаем, напомним, каждый день и не один раз за день. Причем не только в случаях с новостями о мошенничестве, но и в связи с освещением других тем.

Очень редко, но находятся такие, кто звонит в редакцию с претензией.

«Вы напечатали статью, а там видно подол от нашей бабушки. Это точно ее голубой халат!»; «Уберите фото, где толпа людей садится в автобус! Я там слишком толстая»; «Фото не имеет отношения к статье — человек один, а событие другое». Конечно, не имеет, подчеркнем еще раз, для тех, кто все воспринимает только буквально. А еще, если не замечали, под нашими снимками часто написано: «Фото из архива «ДВ»». Этому фото может быть сто лет, а новость «свежая». Странное дело, что они совпадают только по действию.

На днях снова подобный звонок и море возмущения — родственницу сфотографировали исподтишка в общественном месте, размыли лицо, но все равно она к этой новости не подходит и разрешения не давала.

– Грубо нарушен закон о персональных данных!

– А какие персональные данные в фотографии с размытым лицом?

– Сумочка и куртка, они узнаваемы.

Друзья, вы тоже никогда ничего не слышали про абстрактное восприятие? Это когда новость, например, про деньги, а на фото изображены не купюры с монетами, а кошелек. Хотя здесь дело даже не в абстракции.

Роскомнадзор, который строго бдит в том числе за фотографиями в СМИ, четко говорит о том, в каких случаях снимки с изображениями людей можно публиковать без ограничений и каких-либо разрешений. Это фото известных лиц; фото, сделанные в общественных местах: магазине, библиотеке, театре, автобусе, больнице и так далее или на публичных мероприятиях; фото, которые применяются в интересах общественной безопасности (темы мошенничества вполне можно считать таковыми) и в ряде других случаев.

Так что фото человека с размытым лицом, сделанное там, где бывает множество людей, по куртке и сумке точно не пришьешь к делу.

Однако, мы, как и в случае с краем голубого халата, пошли навстречу читателям и заменили одну неузнаваемую фигуру на другую. А теперь вот думаем: что если та, другая, «узнает» лак на ногтях?..