11 и 12 апреля Дзержинский театр кукол представил своим зрителям премьеру – спектакль «Можно попросить Нину?» (6+) по одноименному рассказу советского писателя-фантаста Кира Булычева. Эта постановка стала возможна благодаря грантовой поддержке Президентского фонда культурных инициатив. За два дня (4 сеанса) спектакль посмотрели около тысячи дзержинских школьников из 5-8 классов.
Когда к телефону «просили»
Если вы откроете рассказ Кира Булычева «Можно попросить Нину?», то сразу обратите внимание, что он состоит почти из одних диалогов, а спектакль, тем более для юных зрителей, как думается, должен иметь хоть короткую вводную – авторскую – часть, чтобы было понятно, о чем сейчас пойдет речь вообще и между героями тоже.
Подробно пересказывать сюжетную линию самого произведения, наверное, не имеет смысла. По нему снято несколько фильмов, в том числе современный – «Временная связь» 2020 года. Поэтому сразу перейдем к спектаклю.
Начинается он интересно и неожиданно: на сцене появляется целая телефонная станция и ее персонал: начальник и три телефонистки. Действие происходит в 1972 году в Москве. Тогда, чтобы соединить два номера, нужно было набрать «сто» и попросить подключить к связи нужного абонента. Поэтому телефонистки выполняли очень важную миссию: работали они круглосуточно и со всей ответственностью втыкали и вытыкали провода на больших стендах-стеллажах с ячейками, «отвечающими» за городские районы.
Куклы могут сыграть драму
Здесь хочется сделать важное отступление. Театр кукол в последнее время удивлял своих зрителей уже не раз. И эта премьера не стала исключением. Если раньше учреждение культуры воспринималось исключительно как место, где для малышей играют куклы – сказочные персонажи, то сейчас здесь идут и спектакли для взрослых, и поднимаются очень серьезные темы для подростков, как в спектакле «Можно попросить Нину?» (6+).
При этом актеры-«кукольники» перестали быть только голосом и руками: они вышли на сцену и доказали, что обладают прекрасным драматическим талантом – и своим образом, и пластикой, и, конечно, глубиной ролей.
В спектакле девушки-телефонистки работают на своих местах в форменной одежде со строгими сумками-чемоданами, безупречными выправкой и дикцией, как в жизни. Чисто режиссерский прием – между работой порой они двигаются в незатейливом танце, но очень синхронно под авторскую музыку, которая сразу настраивает на нужный тон спектакля – война, пересечение судеб и личная драма каждого героя.
Подготовка была сложной
Поскольку именно первые сцены и впечатления от них очень сильные, хочется назвать тех, кто в спектакле остался за кадром. Это режиссер-постановщик (и актриса театра) Полина Крупа, композитор Анатолий Князьков, художник Ирина Житкова, хореограф Евгений Алехин, художник по свету Ксения Прилашкевич, звукорежиссеры Ольга Глухова и Александр Жаббаров.
Режиссер-постановщик спектакля Полина Крупа
А теперь пора приступать к самому главному.
Сорокалетний москвич Вадим Николаевич, живущий в 1972 году, звонит своей знакомой Нине, но провода на станции странным образом перепутываются так, что его звонок поступает 13-летней девочке Нине, которая живет в военной Москве. В далеком уже детстве сам Вадим тоже пережил военное лихолетье. В октябре 1942 он потерял хлебную карточку в одном из дворов, после чего им с мамой целый месяц пришлось жить на один ее паек и голодать. Общение с Ниной из прошлого воскресили детальные воспоминания мужчины и он посоветовал девочке найти его карточку, чтобы получить по ней хлеб, ведь Нина призналась, что голодает.
Судьба висит на проводах
Взрослого Вадима играет актер Михаил Крупа, а Вадима – мальчика – он же, «руководя» куклой. Куклу Нину зритель видит только во время разговора с Вадимом Николаевичем, она держит трубку в маленьком окне своего домика. Нина разговаривает голосом актрисы Татьяны Петрашкевич. Сама Татьяна также играет одну из телефонисток вместе с «коллегами» Кристиной Сергеевой и Маргаритой Авдошиной. Комментирует их деятельность в спектакле солидный начальник станции Михаил Раков.
Спектакль развивается динамично: горящие огоньки лампочек телефонной станции, разговоры взрослого мужчины и девочки, то трогательные, то эмоциональные, воспоминания о войне – голоде, зашторенных окнах, воздушной тревоге…
Вадим Николаевич на следующий же день нашел Нинин номер в старой телефонной книге, а по нему узнал точный адрес и пошел туда, неизвестно зачем. А Нина ждала его все эти тридцать лет. Не только для того, чтобы сказать спасибо за хлебную карточку, ведь она, должно быть, спасла семью девочки, но и потому что образ мужчины из будущего, сообщившего ей, голодной и замерзшей, одинокой и испуганной, что советские люди победят фашистов, стал ее детской мечтой. Об этом взрослая Нина написала Вадиму в записке, которую вручили ее соседи. Сама Нина с семьей уехала на Север, и два героя этой короткой драмы никогда больше не встретятся.
Спектакль о вере и человечности
Спектакль «Можно попросить Нину?» (6+) был поставлен в ДК им. Свердлова, так как в здании театра кукол сейчас идет капитальный ремонт. Зал дворца большой, поэтому зрителей на каждой постановке было очень много.
Позже ребята признались, что спектакль им очень понравился, потому что он, хотя и фантастический, но очень добрый. Ведь Вадим Николаевич хотел помочь Нине, он даже собрал ей продукты, чтобы накормить, и только потом понял, что его звонок прошел через десятилетия, и он не сможет увидеть ту самую Нину, которая прямо сейчас говорит с ним по телефону.
Этот звонок был нужен обоим героям для того, чтобы оставаться людьми и быть уверенными в собственном счастливом будущем. Вот такой настрой точно и органично передали детям режиссер и актеры Дзержинского театра кукол, а также все те, кто им помогал.