С апреля и августа этого года вступили в силу поправки в законодательство о службе в армии, направленные на обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности и, в частности, явки по повестке в военкомат. Часть этих поправок относится только к призывникам, но есть и относящиеся ко всем гражданам, подлежащим воинскому учету.   

Как было и ранее, повестки могут вручаться лично гражданину под расписку о получении, например работниками военного комиссариата, руководителями или другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций по месту работы (учебы) гражданина.

К случаям вручения повесток лично получателю приравниваются и другие способы направления повесток.  При этом вручение повесток указанными способами приравниваются к вручению/получению повесток под расписку. Это направление повестки по почте заказным письмом по месту жительства гражданина (причем не имеет значения, что получатель фактически там не проживает – главное, что данный адрес указан в паспорте, как место регистрации гражданина).

Повестка считается врученной в день доставки соответствующего заказного письма при наличии в уведомлении о вручении заказного письма отметки организации почтовой связи о доставке (вручении) заказного письма. Таким образом, повестку в почтовом отделении связи гражданин должен получить лично. Также повестка будет считаться врученной при направлении ее в электронном виде через информационный ресурс Интернет. Повестка считается полученной с момента ее размещения в личном кабинете гражданина на соответствующем информационном ресурсе.

Предусматривается ситуация, когда повестку не смогли вручить ни в письменном, ни в электронном виде. В этом случае повестка считается врученной по истечении 7 дней с даты ее размещения в Реестре направленных (врученных) повесток, формируемом на основании сведений Реестра воинского учета.

Что же такое Реестр воинского учета, где он будет сформирован, когда и как им можно пользоваться?

«Единый реестр сведений о гражданах, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете» – это информационный ресурс в системе Интернет, включающий сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также обязанных состоять на воинском учете и не пребывающих в запасе.

Доступ к информации в реестре для граждан будет предусмотрен только в разделе Реестр повесток одним из следующих способов:

– предоставление авторизованного доступа к личному кабинету гражданина в Реестре повесток;

– размещение информации о направлении повестки в личном кабинете на Портале Госуслуг;

– при личном обращении в МФЦ за получением выписки из Реестра повесток.

Данный информационный ресурс должен быть создан до 1 апреля 2024 г. Порядок создания и ведения Реестра воинского учета определяется Правительством Российской Федерации.     

В настоящее время соответствующий нормативный акт Правительством не принят. Соответственно некоторые процедуры вручения повесток применяться не будут.

Однако его отсутствие нисколько не повлияет на применение временных ограничительных мер при отказе гражданина от явки в военкомат при получении повестки (имеются в виду письменные повестки).

Со дня, когда повестка считается врученной, гражданину в качестве временной меры, направленной на обеспечение его явки в военкомат, запрещается выезд из страны.

Решение о запрете выезда из Российской Федерации направляется гражданину в личный кабинет на Портале Госуслуг.

В случае неявки гражданина без уважительной причины в течение 20 календарных дней со дня, указанного в повестке (не только призывники, но все военнообязанные граждане), кроме вышеуказанной обеспечительной применяются и иные временные обеспечительные меры:

– запрет на государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

– запрет на постановку на учет в налоговом органе физического лица в качестве налогоплательщика, применяющего специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (проще – cамозанятый гражданин);

– приостановка на постановку недвижимого имущества на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав;

– ограничения на пользование гражданином правом на управление транспортными средствами;

– запрет на государственную регистрацию транспортных средств;

– отказ в заключение кредитного договора, договора займа.

Данные меры распространяются также на граждан, которые на учете хотя и не состоят, но обязаны состоять.

Помимо перечисленных ограничительных мер органы государственной власти субъектов РФ (например правительство нашей Нижегородской области) вправе устанавливать дополнительные временные меры в виде ограничения на получение гражданами выплат, льгот, мер поддержки и иных преференций.

Решение о применении указанных ограничительных мер принимается автоматически с направлением гражданину соответствующего уведомления через портал Госуслуг.

Отмена этих мер осуществляется также в автоматическом режиме в течение суток с момента явки гражданина по повестке или подтверждения уважительных причин неявки.  

Перечень уважительных причин неявки гражданина в военкомат при получении повестки (с обязательным документальным подтверждением):

– заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности;

– тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;

– препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;

– иные причины, признанные уважительными призывной комиссией, комиссией по первоначальной постановке на воинский учет или судом.

Решение о применении временных мер, направленных на обеспечение явки по повестке военного комиссариата, может быть обжаловано в призывную комиссию субъекта РФ.

Кроме того, ст. 21.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету, в том числе за неявку по вызову (повестке) военного комиссариата в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от пятисот до трех тысяч рублей.

 При этом нелишним будет напомнить, что повестка, направленная с нарушением требований действующего законодательства, не является основанием для привлечения призывника к ответственности за неявку военкомат и принятия в отношении него ограничительных мер.

Например, когда повестка вручена не под расписку, а просто брошена в почтовый ящик. Также не считается врученной повестка, переданная через соседей, родителей и других лиц, расписавшихся в расписке о вручении.

Не считается правильно оформленной и повестка, в которой отсутствует информация: с какой целью вызывают призывника в военкомат.

Необходимо также помнить, что телефонный звонок с приглашением в военкомат ни в коем случае не заменяет повестку.

Фото из архива “ДВ”