Ученица школы №2 Александра Синицына и ее наставник – учитель ИЗО Надежда Николаевна Охапкина не так давно принимали участие в городских краеведческих чтениях. Здесь они представили свою исследовательскую работу «Учителями славится Россия. Ученики приносят славу ей». Исследование посвящено учителям дзержинской школы №2, которые работали в ней в 30-е годы прошлого века, то есть почти сто лет назад, а также их выдающемуся ученику – Заслуженному художнику РСФСР Михаилу Суздальцеву.
Учителя старой закалки
В мае 1935 года газета «Дзержинец» сообщала, что через несколько дней средняя школа имени М. Горького впервые выпускает из 10 класса 27 человек с законченным средним образованием. Отмечалось, что этот выпуск для нашего города является очередной победой на культурном фронте. В статье говорилось: «Дети рабочих наших заводов имеют возможность в своем городе достичь полного среднего образования». Этот десятый класс считался одним из самых сильных классов во всем городе.
Заведующий учебной частью школы Владимир Иванович Цветков был уверен, что 95 процентов из этого выпуска пойдут учиться в высшие учебные заведения. И он не ошибся. Кто-то решил поступать в педагогический институт, кто-то пошел учиться в медицинском институте. Миша Суздальцев выбрал Академию художеств в Ленинграде.
В становлении Михаила Суздальцева как художника и патриота своей Родины огромную роль сыграли его учителя. Каждый из них достоин уважения.
Из воспоминаний директора школы Пичужкина Михаила Ефимовича: «Директором во 2-ю среднюю школу я был назначен в июне 1935 года и работал до середины 1943 года. В школе был большой и дружный коллектив преподавателей. Старшее поколение учителей получило образование еще до революции. Так, Цветков Владимир Иванович окончил духовную семинарию и учительский институт в 1914 году, Кузнецова В.Н. – высшие женские курсы в Петрограде в 1916 году. Трудолюбием отличалась незаменимая и скромная Лопырина Екатерина Ивановна, которая вполне заслуженно была награждена Орденом Ленина».
Это были учителя старой закалки, которые сохранили интерес к любимому делу, а школа для них стала смыслом жизни.
Учитель математики Чепиков Петр Степанович, окончивший учительскую семинарию, вызывал восхищение ребят тем, что безукоризненно выполнял чертежи на доске от руки. Но кроме того, что Петр Степанович блестяще преподавал математику, он еще и играл на скрипке.
Вызывал удивление разносторонними познаниями хороший преподаватель и высокообразованный Гурьев Павел Александрович. Он прекрасно знал немецкий язык, неплохо разбирался в физике, радиотехнике, успешно занимался фотографией, понимал искусство и сам рисовал, но главным в его жизни была музыка. С учащимися у него были очень теплые сердечные отношения.
Тогда дети были очень любознательны. Многие из них выросли вместе с нашим городом и стали хорошими работниками, специалистами, руководителями предприятий.
Уроки рисования в школе №2 вел Вьюшков Григорий Иванович, который закончил Саратовское Боголюбовское рисовальное училище в 1917 году.
Вместе с учителями Федориной Анной Николаевной и Обжориным Михаилом Николаевичем организовал в школе драмкружок. Педагоги ставили пьесы антирелигиозного содержания и выезжали на гастроли. Учитель немецкого языка Обжорин Михаил Николаевич вспоминал: «Директор Белов В.И. приобрел для школы жалкую клячу, которую он гордо называл лошадью, и в школьной столовой на стене появился ящик, на котором было написано «Для школьной лошади». В него учащиеся бросали объедки от обеда. За худобу учитель рисования Вьюшков Григорий Иванович дал животному меткое название «Росинант». Он вообще был человеком с юмором, добрым, и за это его обожали ученики.
Учительница Кораблева В.Е., которая работала в то же время в школе, вспоминала: «Прошла первая военная зима. Приходили к концу весенние экзамены. Всех волновал вопрос, где придется летом работать. Мечтали о колхозных полях, свежем деревенском молоке, о богатом трудодне. На фронте шли ожесточенные бои. Тыл напряженно работал, лишенный физического отдыха и душевного покоя. Не хватало рабочих рук не только в колхозах, многие участки нуждались в них, особенно заводы, торфоразработки, лесозаготовки. В эти очень близкие к школам объекты решено было направить школьников и педагогов. Только слабые и больные были оставлены в школе, но и им нашлась работа с отстающими учениками, по ремонту школы. Все понимали важность работы и помощи любимой Родине. Были скомплектованы разные бригады».
Школьники-лесорубы
И вот у школы собралась бригада лесовиков. Это были, в основном, здоровые мальчики девятого, десятого классов и их бригадиры – учителя – мужчины, а женщинам предоставлялись хозяйственные хлопоты по питанию и уборка сучьев. Одетые лесорубами, с топорами за поясом, пилами на плече, в рукавицах, деловито зашагали мальчики по лесу. Девочки с корзинами спешили за ними. Шаг за шагом отмеривалась лента дороги, и все были рады, когда восемь километров пути пришли к концу. Делянка была довольно живописная. С гладкой поверхности ее вздымались стройные сосны, с правой стороны была низина с зеленой осокой и молодыми березками, весело светлевшими тонкими стволиками и молодой листвой.
Талантлив учитель – талантливы и ученики
12 марта 1944 года Чкаловским РВК города Дзержинска Григория Ивановича призвали на фронт. Сразу после войны Вьюшков Григорий Иванович вернулся к работе в школе. Был награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалями «За доблестный труд в 1941-1945 гг.», «За трудовое отличие».
За всю свою педагогическую деятельность он вырастил много талантливых учеников и именно под руководством Вьюшкова еще в 1930-е годы начал развивать свой талант выдающийся советский художник Суздальцев Михаил.
В архиве школы бережно хранится память о нем. Вот фотография учкома школы. Первый слева сидит Суздальцев Михаил.
18 мая 1977 года в газете «Дзержинец» вышла статья под заголовком «Свидание с юностью», в которой сообщалось о том, что в преддверии Дня Победы собрались на встречу в нашем городе бывшие ученики школы №2, выпускники 1935, 1936, 1937 годов. Они были первыми из юных дзержинцев, кто получил в тридцатые годы среднее образование. На встрече гости делились своими впечатлениями и воспоминаниями: «Ребята, а наш Миша Суздальцев теперь известный художник. Знаете о том, что он лауреат Государственной премии?»
Известный художник из Дзержинска
После окончания школы Михаил поступил в Одесское художественное училище, которое закончил в 1938 году. А дальше Суздальцев стал студентом института имени Сурикова. Учителями в институте у Михаила Суздальцева были известные художники: Петр Покаржевский, Александр Осмеркин, Григорий Шегаль. К сожалению, война прервала его учебу: в 1941 году Суздальцев был призван рядовым в 1-й стрелковый полк 1-й Ленинградской стрелковой дивизии народного ополчения.
После войны Михаил Суздальцев начал работу над дипломом, это было живописное полотно «А.М. Горький и Я.М. Свердлов на Волге».
В 1948 году дипломную работу Михаила Суздальцева высоко оценили критики, и она была приобретена горьковчанами для городского литературного музея.
В 1951 году ему была присуждена Сталинская Премия второй степени в размере 50 000 рублей за картину «Власть Советам – мир народам!».
Над полотном Михаил работал в соавторстве с другими художниками: Налбандян Дмитрием Аркадьевичем, Басовым Василием Николаевичем, Мещаниновым Николаем Петровичем, Прибыловским Виктором Александровичем.
В газете «Советское искусство» за 1951 год были размещены портреты художников и статья под заголовком «К новым успехам в изобразительном искусстве», в которой писали: «Безусловно, значительным произведением 1950 года, одной из лучших картин на историко- революционную тему является большое полотно «Власть Советам — мир народам!», написанное бригадой художников в составе Д. Налбандяна, В. Басова, Н. Мещанинова, В. Прибыловского, М. Суздальцева. Коллектив успешно справился с важной темой. Авторы картины отразили момент рождения Советского государства, показав, что с первого дня его существования сохранение мира стало основой его внешней политики. Художникам удалось органично показать близость вождя и народа, достичь большой широты обобщения».
У каждого большого художника есть тема, которая ему ближе всех других. Она позволяет ему наиболее полно выразить себя и время, свое образное видение мира. В судьбе каждого творца есть малая родина, в которой полнее всего воплощается мир его радостей и тревог, его счастье и его боль. Такой темой и такой малой родиной для лауреата Государственной премии СССР Михаила Аркадьевича Суздальцева с юности и в течении всей жизни была Волга. Раскрытием ее прекрасного и вдохновляющего облика художник занимался всю жизнь, о чем в 1980 году и написал известный журналист Л. Верин в своей статье «Певец Волги», опубликованной в журнале «Крестьянка».
Михаил Суздальцев проводил много времени на Волге, каждый раз открывая ее для себя и для зрителей по-новому, показывая жизнь и быт волжан.
В 1953 году Михаил Суздальцев представляет на Всесоюзную выставку картину «Навстречу жизни». Картина имела большой успех и в считанные дни разошлась по стране в репродукциях и в открытках.
В 1957 году художник завершил многофигурную композицию «В луга, за Волгу», которая с успехом экспонировалась во всех крупных городах Поволжья, а затем в Москве.
О персональной выставке Суздальцева писал К. Кравченко: «Она дает возможность узнать те жизненные пристрастия, которые питали и вдохновляли его художественный дар – это родная земля, люди, отдающие ей свой труд, заводы, созданные их руками на этой земле, красота народного зодчества, величие и скромная лирика русской природы, открытие потаенной ее сущности, настроения и переживания, рождаемые ею в человеке. Восходы и закаты солнца, летние грозы, сосредоточенность сумерек, легкая радость весенней распускающейся зелени, задумчивые осенние краски лесов и полей — вся та многообразная природная и бытовая среда, в которой протекает человеческое существование, — близки художнику и нашли отражение в его живописи».
Примером могут служить работы Михаила Суздальцева: «Речные просторы», «Над волной», «Старый волгарь».
Особая тема для художника – река, которая всегда была главной в его творчестве: «На новой Волге» «Ветреный день», «Солнечный день», «Рассвет на Оке», «Бегущие облака», «Осень на Оке», «Весна в Поленове», «Гроза и табун».
Не только живописец, но и наставник
Произведения Михаила Суздальцева разных лет, несомненно, найдут отклик в восприятии зрителей, потому что свои сюжеты он черпает в действительности его Родины.
И сегодня творчество Михаила Суздальцева не перестает удивлять ценителей советской школы живописи. Картины социалистического реализма стараются приобрести многие отечественные и иностранные коллекционеры. В 2021 году в средствах массовой печати прошла информация о том, что картину «Волга» кисти Михаила Суздальцева с нижегородскими видами продали на знаменитом аукционе Сотбис за 10 тысяч фунтов или, в переводе на российские деньги, за 1 миллион рублей.
Картина «Волга» из цикла работ «По Волге – путевой альбом» была написана Михаилом Суздальцевым в 1954 году. На картине изображены волжские просторы: на переднем плане – баржа, пассажирский теплоход и лодка, а на заднем – откосы и силуэт Канавинского моста. Неизвестно, кто стал обладателем этой картины.
Теплые воспоминания о Михаиле Аркадьевиче Суздальцеве оставил его ученик, Член Творческого Союза художников России Агранат Владимир Захарович: «Как я стал художником? Ответ может показаться странным, но это так. Его величество случай. Начну с самого начала. Я работал в Московском онкологическом институте им П.А. Герцена. Мне позвонили из Минздрава и попросили оказать внимание пациентке с заболеванием молочной железы. Т.к. ей было назначено комплексное лечение, то довольно часто я приглашал ее к себе в кабинет, где мы обсуждали не только медицинские проблемы, но и говорили о разном. В одном из разговоров я сказал, что я очень жалею, что Бог не дал мне таланта художника. Это был 1980 год. А теперь немного истории. Первые шесть лет я работал в Институте биофизики АМН СССР (1954-1961 г.г.) и объездил почти весь Союз от Сахалина до Мурманска, побывал на всех Сибирских реках, в Средней Азии, в Волжских городах, на Урале. Везде, где это было возможно я посещал наши замечательные провинциальные музеи. С ранних лет самое сильное впечатление я испытывал от живописи и музыки.
После окончания лечения моя подопечная пациентка через каждые полгода приходила на профосмотры и через год пригласила меня в мастерскую мужа, который был замечательным русским художником. Это был Михаил Аркадьевич Суздальцев. Я с удовольствием принял приглашение, познакомился с ним, а он стал показывать мне свои живописные работы. Они были выполнены в реалистическом стиле. Это были городские и сельские пейзажи, портреты, натюрморты, жанровые работы. Я стал говорить о композиции, цвете. Спокойно выслушав мои слова, художник поставил примерно десять картин и просил выбрать себе в подарок одну из них. После моего смущения он сказал: «Если вам не нравится мое искусство, можете не брать». Этим он мне очень помог, и я через несколько секунд показал на картину, о которой он сказал: «Вы выбрали самую лучшую». Через полгода меня вновь пригласили в мастерскую художника. Я подумал, что может быть мне еще подарят картину. Мастер стал показывать свои новые работы. Он только что приехал из Сочи. Это были натюрморты: цветы, фрукты. Я, как и прежде, говорил все, что думал. Вдруг Михаил Аркадьевич стал собирать этюдник, вырезать холст на картоне и предложил мне поехать с ним на пленэр и попробовать написать этюд. Я был удивлен такому предложению.
Он стал убеждать меня. Говорил, что давно не был на пленэре. Прежде чем дать согласие или отказаться от его предложения, я задал ему вопрос: «Нужно ли перед тем, как писать маслом, делать рисунок углем или карандашом?» он ответил: Это не обязательно, я пишу сразу кистью». «Ну раз кистью, тогда поедем». Я дал свое согласие. И вот на следующий день 15 мая 1982 года мы с мастером поехали на этюды. Я привез его в деревню Уборы, что за Архангельским и Ильинским, на берег Москва-реки, где стоит великолепная церковь в стиле Строгановского барокко. Михаил Аркадьевич поставил этюдники мне и себе, сделал мне палитру, дал в руки кисти, тряпку, налил в масленку разбавитель и сказал: «Закрасить холст до линии горизонта, пруда, поля и неба». Перед нами были четыре старых ивы без листьев. Была очень поздняя весна. Художник тоже стал писать этюд. Мы работали часа три. Я испытывал какие-то новые для себя ощущения. Раза два мастер подходил ко мне и делал замечания. Я весь измазался в красках. По окончании Михаил Аркадьевич сказал: «Я не ожидал, 50 рублей на художественной лотерее». С этого началась моя вторая жизнь, которую подарил мне замечательный художник и Человек Михаил Аркадьевич Суздальцев. Он не только мой Учитель, я считаю его моим художественным родителем».
Эти слова Аграната Владимира Захаровича о выпускнике нашей школы Михаиле Аркадьевиче Суздальцеве особенно актуально звучат сегодня – в Год педагога и наставника. И дают нам право гордиться своей школой, выпускники которой работают в самых разных сферах деятельности, но их всех объединяет одно – чувство благодарности любимым учителям! Каждое прошедшее десятилетие подчёркивают их величие, их роль в истории родного Дзержинска.
Давно уже нет в живых Суздальцева Михаила Аркадьевича и его учителей, в 2023 году ушел из жизни Агранат Владимир Захарович, но память об этих замечательных людях до сих пор живет в их учениках и прекрасных картинах.