На днях воскресным октябрьским утром группа учеников Дзержинской православной гимназии отправились на очередную экскурсию в один из самых древних городов России, входящих в Золотое кольцо, Владимир.
Город обладает уникальными историко-архитектурными памятниками 12 века. Юные дзержинцы узнали много интересного из истории русского православия и увидели своими глазами знаменитые Дмитриевский и Успенский соборы.
Дмитриевский собор возведён в 1193—1197 годах Всеволодом Большое Гнездо (сын Юрия Долгорукого, младший брат Андрея Боголюбского) в честь своего небесного покровителя великомученика Димитрия Солунского.
Собор одноглавый – это канонический пример крестово-купольного храма, который знаменит своей белокаменной резьбой. На этих древних стенах — самое крупное в России собрание каменного кружева домонгольского периода.
Фасадная часть собора состоит из трёх ярусов. Нижняя часть, самая высокая, почти лишена убранства и только резные порталы обращают на себя внимание.
Средняя часть — аркатурно – колончатая с белокаменными фигурами и орнаментом.
В центре, над порталом, устремленный вниз голубь символизирует собой дух небесный, который сходит на каждого входящего в храм.
Верхняя часть собора с узкими окнами, которые символизируют ворота в рай, давая понять, что не каждый сможет туда попасть, полностью покрыта резьбой с изображением ангелов, святых, пророков, павлинов, разных фигур животных и растительного мира. Причем все фигуры устремлены к воротам в рай.
Венчает собор золочёный купол в форме богатырского шлема. На куполе водружён крест, в основании которого находится цата в виде полумесяца. Цата на кресте — символ Господа Иисуса Христа. А венчает крест голубь – символ святого Духа и выполняет он роль флюгера.
Псалмопевец царь Давид, поющий и сидящий с гуслями в руках, является главной фигурой в убранстве собора и занимает центральное место на всех фасадах. Вся резьба подчинена единому идейному замыслу, заключающемуся в прославлении красоты и совершенства мира.
Дмитриевский собор небольшой по размерам, поскольку был домовой церковью князя.
Успенский собор — кафедральный собор Владимирской митрополии Русской православной церкви. Памятник русского зодчества XII века. В нем сохранились подлинные и точно датированные фрески прославленного иконописца Андрея Рублёва на площади более 300 кв. м.
Созданная А. Рублевым композиция «Страшный суд», как ни странно, наполнена покоем и не обещает привычных всем адских мучений.
В центральном нефе под хорами собора изображена фигура Христа, правой рукой он указывает путь праведникам, левой — грешникам. На престоле лежит книга, в которую вписаны деяния людей. У подножия престола на коленях – трепещущие Адам и Ева. Слева и справа – Богоматерь и Креститель — заступники рода людского. Петр и Павел возглавляют два ряда апостолов, чьи фигуры размещены уже на склонах свода.
На прилегающей к своду восточной арки размещена композиция, символизирующая четыре царства, чьему владычеству суждено окончиться вместе с концом жизни на земле.
В круге А. Рублев разместил четырех зверей из видения пророка Даниила (VII, 2–28). Крылатый лев — «Римское царство». Рядом с ним светлый крылатый барс — «Царство Македонское». Медведь – это «Царство Вавилонское». Четвертый зверь, символизирующий «Царство Антихристово», обладает самой страшной внешностью: у него морда хищника, между рогами помещено человеческое лицо, хвост завершается змеиной головой. Эти земные царства должны уступить место царству правды и справедливости.
А еще одна фреска, внимание на которую обратила экскурсовод Елена Тайгер, «Души праведных в руке Божией», т. е. пользуются особым благоволением, покровительством Божиим.
Представляет собой изображение Божественной десницы — правой руки, держащей множество фигурок младенцев (либо праведников, заключенных в сферу).
Внутри Успенского собора находится некрополь, он содержит более 40 захоронений Владимирского великокняжеского рода и Владимирских архиереев.
Ближе к алтарю расположены саркофаги Андрея Боголюбского и сына его Глеба Владимирского.
Успенский собор является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
После посещения храмов дзержинская группа отправилась в музей хрусталя и стекла, который располагается в здании бывшей Троицкой старообрядческой церкви. В витринах — авторские произведения выдающихся мастеров-художников Гусевского хрустального завода.
Здесь после знакомства с удивительной экспозицией и историей стеклоделия некоторым гимназистам удалось принять участие в мастер-классах и самим поработать со стеклом.
Завершилась экскурсия по древнему городу в парке на колесе обозрения «Небо 33». С 50-метровой высоты в раскачивающихся на ветру кабинках дзержинцы попрощались с Владимиром и отправились домой.
Татьяна Денисова, фото автора