Дом желнинского купца Солина – одна из самых примечательных жемчужин архитектурного наследия Нижнего Новгорода начала XX века. На его перестройку Михаил Степанович потратил баснословные по тем временам деньги. Пышное по архитектуре здание не случайно называют звучным итальянским термином – палаццо. Под этим словом подразумевают особым образом спроектированное элитное жилье. В классическом архитектурном облике итальянское палаццо – это правильной формы четырехгранное каре корпусов, которое обрамляет столь же правильный двор, обнесенный аркадами. И хотя дом Солина построен лишь с элементами стиля, он стал памятником архитектуры прошлого. Ведь на примере уникального строения можно наблюдать стиль палаццо по-нижегородски.
Усадьба купца выделяется среди других зданий позапрошлого века, привлекает внимание. Находится она в Благовещенской слободе, на Черниговской улице, 3, под самыми стенами древнего Благовещенского монастыря. Территория слободы занимает прибрежную полосу и часть окского откоса. Здесь будто остановилось время. Почти целиком сохранилась историческая застройка улицы Черниговской, более чем на половину – Мельничного переулка. Здания и сооружения слободы прекрасно вписываются в рельеф, фоном для их восприятия служит высокий озелененный откос. Выразительным силуэтом здесь выделяется ансамбль Благовещенского монастыря.
Еще один сильный градостроительный акцент на территории комплекса Благовещенской слободы – здание Ромодановского вокзала Московско-Казанской железной дороги, замыкающее перспективу улицы Черниговской. В характере архитектуры этого сооружения сочетаются монументальность и представительность. Среди этого великолепия больше столетия красуется, немало повидав на своем веку, усадьба Водовозовой – Солина.
Солины – желнинские купцы-рыботорговцы средней руки, владельцы флота на Волге. Старший – Степан Петрович – оставил детям неплохое состояние, которое позволило им жить безбедно. Он приобрел усадьбу у представительницы своего же сословия Водовозовой. Его сын, Михаил Степанович, кроме всевозможных благ, в наследство получил и этот образцовый особняк. Оттого комплекс носит двойное название Водовозовой – Солина. Как часто бывало в те времена, он записал усадьбу на имя своей жены Аполлинарии Михайловны и занялся капитальной перестройкой. Вскоре на месте скромного дома появился настоящий дворец.
Здание напоминает многоэтажные итальянские городские особняки эпохи Раннего Возрождения XV века: строгие формы, каменная кладка стен и большие окна. Однако «русский вариант» не выглядит таким массивным, как итальянские «дома-крепости». У здания отделана «лицевая», «парадная» сторона, обращенная к улице, «оборотная» – более скучная в архитектурном плане. Но до сих пор многие его детали не находят аналогов в Нижнем Новгороде. Арочные окна второго этажа украшены лепниной, крыша – вазонами и парапетами, потолки – декоративной росписью. Вся эта красота дополнялась мастерски отделанными барельефами. На фасаде Солин устроил грандиозный балкон, с которого любовался видами ярмарки и Стрелки. Во дворе был разбит садик с фонтаном. В усадьбе все дышало эпохой итальянского Возрождения в сочетании с самобытностью национального русского характера.
После революции 1917 года в особняке разместился отдел чрезвычайной комиссии (ЧК) на водном транспорте. Говорят, расстреляли здесь немало осужденных, и на стене можно отыскать отметины, похожие на следы от пуль. Позднее усадьба с двойным названием сменила множество разных хозяев. Их волновали больше всего насущные заботы о прочности крыши над головой, нежели прелести зодчества, поэтому к концу XX столетия по причине разного рода перестроек архитектурный комплекс пришел в упадок. Лет двадцать тому назад дом Солина и вовсе остался без хозяина. За три-четыре года такой жизни его историко-архитектурные ценности растащили: дубовый паркет, изразцы с печей, позарились даже на парапетные столбы, унесли вазоны с крыши, чугунное литье, садовый фонтанчик и фонарь у подъезда. Покинутый дом купца Солина взирал на окрестность пустыми глазницами окон.
Наконец, усадьбу выставили на продажу. К счастью, нашелся покупатель, который, по условиям приобретения в собственность исторического памятника, отреставрировал главное здание, воссоздал его внутренний интерьер, благоустроил прилегающую территорию с восстановлением прежнего исторического облика. И мы теперь можем любоваться особняком в таком же виде, каким его задумал для себя Михаил Степанович. Нынешний владелец предпринял максимально возможное восстановление первоначально богатой и изысканной отделки интерьеров. Несмотря на это, здесь предстоит построить заново фонтан, реставрировать подпорные стенки, лестницы, террасу сада, воссоздать фонарь. Все это требует колоссальных затрат.
Так откуда берут начало корни купцов Солиных – хозяев дома? Архивные документы позволяют нам приоткрыть родословную семьи. Но мы остановимся здесь лишь на ветви Степана Петровича Солина – строителя грандиозного храма Благовещенья в Желнино и его сына Михаила Степановича, щедрого купца-благотворителя. Родоначальником фамилии Солиных в Желнино, из известных нам имен, считаем Михаила Трофимовича Солина. По сведениям метрической книги, у него были дети – Козьма и Петр. В семье Петра родились дети: Иван, Михаил и Степан.
Государственный крестьянин Степан Петрович Солин родился в Желнино в 1830 году. Его первой женой стала Пелагея Григорьевна Галкина. У них родились дети: Василий (1850 г. – 3 недели), Любовь (1850 г.), Михаил (1852 г.), Калерия (1853 г. – 1 месяц), Елизавета (1855 г. – жила 10 дней), Мария (1857 г.), Маргарита (1858 г.), Ольга (1860 г.), Иван (1862 г. – умер в младенчестве). Степан Петрович, оставшись вдовцом в 31 год, женился на девице Марии Егоровне – дочери вольноотпущенного крестьянина Владимирской губернии Муромского уезда села Вареж Егора Петровича Воронина.
Во втором браке у Солиных родились Дмитрий (?), Антонида (1869 г.), Владимир (1870 г.) и Елизавета (1874 г.).
А вот у Михаила Степановича и его законной жены Аполлинарии Михайловны родились Петр (1887 г.) и Дмитрий (1888 г.). Потомственный почетный гражданин Михаил Степанович оставил в Черноречье заметный след своей щедрой благотворительностью. За это в 1896 г. его наградили золотой медалью правительства России. А в 1901 г. в здании биб-лиотеки в Желнино, построенной на его средства, по решению земского собрания установили большой живописный портрет благотворителя.
В 1912 году Михаил Степанович проживал с семьей в Нижнем Новгороде в роскошном особняке в Мельничном переулке Благовещенской слободы. В том году свое пароходство и торговлю нефтяными остатками он передал в собственность вновь учрежденному пароходству и Торговому акционерному обществу «Кама». «Я состою директором-распорядителем и прошу обращаться в общество по всем делам, касающимся перевозки грузов по реке Волге и ее притокам, а также по торговле нефтяными продуктами», – извещал он письмом о переменах в хозяйстве.
Михаил Солин скончался 10 января 1913 года в Н. Новгороде в возрасте 61 года «от крупозного воспаления легких». Похоронили благотворителя в Желнино в семейной часовне-усыпальнице возле Благовещенского храма, построенного его отцом. В скромных солинских особняках родного села после революции 1917 года нашли себе приют многочисленные братья и сестры Степана Петровича: Михаил, Владимир (оба бессемейные), Дмитрий, Полина (также одинокие). В годы советской власти в Желнино доживали свой век Любовь Степановна Солина (Крицкова), Мария Степановна – учительница местной школы, а также Маргарита, Аполлинария, племянник Алексей Михайлович. Давно нет на свете купцов Марковых, Солиных, а их дома-усадьбы на прежнем месте – радуют своим видом нижегородцев, словно диковинные жемчужины, напоминают всем нам о своих корнях.
Станислав Шальнов, краевед
(В материале использованы документы фондов ЦАНО, ГАНО г. Балахны, сведения из публикаций НПО «Этнос»)
На фото:
Солин Михаил Степанович.
М.С. Солин с супругой в Желнино, 1910 г.
Особняк купца Солина в Нижнем Новгороде, 2012 г.
Фрагмент фасада особняка М.С. Солина, 2012 г.