По сообщению регионального министра, Владимир Путин дал поручение федеральному правительству определить единственного подрядчика по ликвидации объектов накопленного экологического ущерба в Дзержинске. Наиболее вероятным исполнителем государственного контракта на санацию шламонакопителя «Белое море», отстойника «Черная дыра» и полигона ТБО «Игумново» считается отечественная корпорация «ГазЭнергоСтрой». Предполагается, что «единый ликвидатор» получит госконтракт вне конкурса.

Как ранее сообщалось в СМИ, «ГазЭнергоСтрой» возглавляет Сергей Чернин, который также председательствует в комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты РФ. Стоит сказать, что на заседаниях Общественной палаты неоднократно обсуждались варианты решения накопленных в Дзержинске экологических проблем. В частности, общественники рассматривали технологию уничтожения отходов «Черной дыры», предложенную «ГазЭнергоСтрой». В основе технологии термолиз с последующим плазменным дожигом. Такой вариант столичные эксперты сочли оптимальным применительно к ликвидации сложносоставных отходов «Черной дыры».

Но достаточно ли у претендента компетенции в части работ с объектами накопленного экологического ущерба, чтобы освоить капиталоемкий государственный контракт? Представители компании в общении с корреспондентами федеральных СМИ подтверждают наличие опыта в этой сфере. Однако журналистам не удалось проверить эту информацию в открытых источниках. Вот и мы, изучив официальный сайт корпо-рации, не нашли подтверждения участия предприятия в работах по локализации очагов экологического бедствия. Основной профиль компании – строительство источников генерации.

«Корпорация «ГазЭнергоСтрой» более 10 лет осуществляет выполнение комплексных работ «под ключ» по строительству генерирующих мощностей, – говорится в презентации компании в сети Интернет. – В нашу компетенцию входит строительство котельных, в котором используется передовое котельное оборудование, также мы строим газопоршневые электростанции. Основное и самое привлекательное преимущество, которое мы даем своим клиентам, – это автономное энергосбережение.»

Между прочим, примерно полгода назад опасения против назначения единого поставщика услуг высказывала Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России. Претензии касались даже не того, что подрядчик будет назначен вне конкурса. В ведомстве опасались, что одна компания, независимо от масштабов, неспособна справиться с ликвидацией сразу трех крупных объектов. По мнению ФАС, на рынке достаточно компетентных игроков, чтобы распределить между ними государственное задание.

Свои опасения антимонопольщики обещали оформить и представить в виде доклада президенту. По информации, представленной Юрием Грошевым, можно понять, что глава государства не учел мнения антимонопольной службы. Как бы там ни было, такое решение эксперты называют вынужденным шагом, ответом Кремля на развернувшуюся драку на местном и региональном уровнях вокруг федеральных миллиардов, предусмотренных на ликвидацию опасных источников химического загрязнения окружающей природной среды. Война между финансово-политическими группировками за крупный куш привела к отсутствию практического результата, крупным хищениям и уголовным делам. Так, исполнение контракта на ликвидацию «Черной дыры» стоимостью 1,63 млрд рублей, который получила саратовская компания «Экорос», закончилось уголовным делом. Управляющего «Экороса» Михаила Морозова осудили на три года лишения свободы за причинение ущерба бюджету Дзержинска на 18 млн рублей. По оценке областной прокуратуры, ущерб от действий «Экороса» мог превысить 200 млн. И только чудом деньги остались целы – правоохранители пресекли перевод средств на счета компании.

Между тем государственный контракт с «Экоросом» был расторгнут только весной 2015 года по решению Арбитражного суда Нижегородской области.
Стоит напомнить, что средства на ликвидацию «Черной дыры» поступали в регион в форме федеральных субсидий по госпрограмме ликвидации объектов накопленного экологического ущерба. В 2012-м и 2013 годах на эти цели правительство РФ перечислило по 1 млрд рублей. По истечении двух лет и при отсутствии практических результатов в 2014 году кабмин принял решение прекратить финансирование и отозвать ранее выделенные средства.

Ни шатко ни валко дело двигалось и в работах по ликвидации шламонакопителя «Белое море». В январе 2014 года администрация Дзержинска заключила контракт с местным ООО «СМП-Строй» на сумму 830 млн рублей. За это время государственная экологическая экспертиза дважды отклонила проект компании. К последней его редакции эксперты предъявили (только вдумайтесь!) 53 замечания, ключевым из которых стало отсутствие в проекте очистных сооружений. В декабре 2015 года договор с ООО был расторгнут по инициативе регионального правительства.
Областные и местные власти сегодня однозначно высказываются в пользу назначения единственного подрядчика, что, по их мнению, позволит ускорить ликвидацию «Белого моря», «Черной дыры» и полигона Игумново. «В частности, можно будет использовать единые инженерные коммуникации для всех трех объектов, не затрачивая время и дополнительные средства на строительство нескольких сетей», – предположил глава мин-экологии региона Юрий Грошев.

Вадим Щуренков