Дзержинское время

 
В этот раз по уже сложившейся доброй традиции сначала актеры заехали в гости к своим подопечным – воспитанникам дзержинского детского дома. Но если в прошлом году артисты проводили для них мастер-классы по актерскому мастерству и, надо сказать, заставили ребят активно участвовать в конкурсах и творческих играх, то в этот раз уже мальчишки и девчонки пригласили своих московских друзей на чаепитие, где все очень душевно пообщались, поделились друг с другом новостями. На прощание актеры подарили ребятам книги со своими автографами и пожеланиями и пригласили их на свое вечернее выступление.
В ДКХ в тот вечер собрались ветераны войны и труда, работники компании, жители Дзержинска, готовясь увидеть не совсем обычное представление – концерт-спектакль. Его форму действительно очень трудно определить. Действо состоит из отдельных вокальных номеров, каждое из которых представляет собой целый мини-спектакль. Артисты исполняют песни военных и послевоенных лет, в том числе очень знаменитые, например, «Смуглянка», «Журавли», «Эх, путь-дорожка фронтовая», и те, что не у всех на слуху – «Марьюшка», «Полюшко-поле», «Письмо отца».
В то же время все номера объединены одной общей темой – в основу концерта легла Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича, известная под названием «Ленинградская». Ее премьера состоялась прямо в блокадном Ленинграде, и пока в зале филармонии зрители погружались в звуки музыки, все артиллерийские силы города были брошены на подавление огневых точек противника. Исполнение симфонии транслировали по радио, поэтому ее слышала вся страна. Со временем она стала символом несгибаемого русского характера и бессмертия музыкального гения. «Мы заметили, что музыка Шостаковича и военные песни порой даже переплетаются музыкально. Получился такой, скажем, микс, в котором люди знающие смогут услышать и знакомые мелодии шлягеров и темы из «Ленинградской симфонии», – рассказывает актер Театра наций Олег Савцов.
Между тем представление Театра наций получилось вовсе не мрачным и тяжелым. Скорее, артисты попытались понять, как жили люди на фронте и в тылу, что переживали, о чем плакали и над чем смеялись, и чем на самом деле для них стала песня – отдушиной, убежищем, в какой-то степени спасением. И потому у всех почти 800 зрителей, собравшихся в ДКХ, то выступали на глазах слезы, то расцветали улыбки, а то и звучал смех. Плюс ко всему – великолепные голоса Марии Биорк, Павла Акимкина, Натальи Ноздревой, Артема Тульчинского, Елены Николаевой, Олега Савцова и других артистов, которые пели в сопровождении живого оркестра.
Надо признать, что у Театра наций есть свой узнаваемый стиль, свои приемы, которые сразу их выделяют и делают запоминаемыми. Это, например, нарочитая нетеатральность, естественность действия, которые порой вызывают у зрителей такое впечатление, как будто спектакль создается вот прямо сейчас, на их глазах. По ходу действия передвигаются скромные декорации, актеры прямо на сцене переодеваются, неожиданно, как будто между прочим, появляется босой танцор. При этом используются различные звуковые и световые спецэффекты. Благодаря всему этому смысл некоторых известных военных шлягеров открывается в совершенно новом свете. Порой неожиданном, но точном.
Театр наций уехал, оставив теплые воспоминания, яркие эмоции и надежду на новые встречи в будущем.
Марина Ипатова