В воронку
«Хаотичное движение транспорта по берегам, которое в принципе запрещено природоохранным законодательством, привело к уничтожению плодородного слоя грунта, – объясняет причины экологического бедствия председатель общественного движения «Голос Дзержинска» Сергей Вилков. – Дождевые и талые воды смывают песок со склонов в акваторию озера, в результате чего озеро мельчает, по берегам образуются большие овраги, оголяющие корни деревьев. Так появляется реальная угроза гибели вековых сосен на высоком северном берегу.»
Перспектива, по мнению экологов, ужасна – превращение природной жемчужины Дзержинска в песчаный безлесый котлован. Непродуманная расчистка озера, которую проводило ООО «Сапропель», только усугубила проблемы водоема.
Во время санитарно-экологической очистки озера подрядчик должен был складывать донные отложения в районе восточного берега в предварительно устроенную карту намыва, чего по факту не было. В результате на этом месте образовался песчаный отвал грунта, который открыл доступ для транспорта в недоступные прежде окрестности озера. Между тем весь добытый со дна ил и песок со временем должны были вывезти за пределы Святого.
Как исправить ситуацию, чтобы сохранить озеро для потомков? Активисты общественного движения «Голос Дзержинска» заверяют, что у них есть оптимальный вариант, который бы снял все проблемы сразу. При этом решение с технической точки зрения довольно простое, а с финансовой – малозатратное. Речь идет об установке ограждений по периметру озера, которые бы перекрыли дорогу автотранспорту. Это металлические или железобетонные столбики на уровне или ниже колена, врытые в землю на расстоянии чуть больше метра. Такие барьеры не преодолеет ни один четырехколесный транспорт. В то же время они не помешают пешеходам и велосипедистам.
Деньги в пути
О необходимости прекратить свободный проезд автомототранспорта в водоохранную зону озера экологи завели речь еще в 2011 году, но власти услышали их только спустя почти пять лет. Сначала активисты просили деньги только на приобретение столбиков, а вкопать их обязались самостоятельно. На том и сошлись. Но осенью 2015 года грянули выборы в Городскую думу, которые похоронили проект.
Общественники тем не менее продолжили работу и с новыми властями. Дело откровенно буксовало. Были выездные совещания с участием представителей администрации Дзержинска и думского комитета по городскому хозяйству. В итоге общественникам удалось склонить на свою сторону депутатов, а те уговорили чиновников профинансировать проект ограждения озера. Администрация обещает включить необходимые для этого средства в пакет очередных изменений в бюджет города, а депутаты – поддержать эту поправку. Ориентировочная сумма – 500 тыс. руб. Управление архитектуры и градостроительства дорабатывает графические материалы, необходимые для проведения работ.
Доработка понадобилась, потому что вскрылись некоторые казусы. По северному берегу озера – от центральной дороги поселка Пушкино до родника на озере Святом (этот участок относится к озелененным территориям общего пользования (ОТОП) – сейчас фактически проходит проезжая дорога. Грунтовку по большей части накатали владельцы коттеджного жилья. Между тем на ОТОП такой дороги быть не должно.
«Годами никому до этого не было дела, – констатирует Сергей Вилков. – В итоге полной бесконтрольности со стороны властей всех уровней дорога к здешним коттеджам постепенно сместилась из жилой зоны ближе к озеру на ОТОП, достигнув аж водоохранной зоны! Самовольная проезжая часть в среднем на 8-9 метров удалена от жилой зоны, что уже само по себе очень много.» А это, по мнению эксперта, наносит урон и местным экосистемам.
В этой связи экологи предложили вернуть дорогу в установленные Генпланом границы, убрав ее из водоохранной зоны. Этого, в свою очередь, можно добиться установкой ограждений ближе к коттеджам. «Тем самым мы исключим в перспективе и дальнейший самозахват муниципальной земли», – считает председатель «Голоса Дзержинска».
Предложение экологов по сужению дороги на северной стороне озера может не понравиться жителям частного сектора. На словах они как будто бы не против смещения грунтовки, но вместе с тем настаивают на установке шлагбаумов на съезде с центральной дороги. Такое решение и было прописано в варианте проекта, который представила администрация на последнем заседании думского комитета по городскому хозяйству. Экологи и депутаты не считают правильной идею со шлагбаумами и попросили администрацию доработать проект. По факту установка шлагбаумов может означать то, что жители частного сектора продолжат распоряжаться озелененной территорией общего пользования по своему усмотрению.
А дальше?
Кроме ограничения въезда с центральной части озера, там, где должен располагаться официальный пляж, экологи предложили перекрыть проезд для автотранспорта на территорию памятника природы со стороны турбазы «Триатлон» (Желнинское шоссе), а также между улицей Новозапрудной и детским оздоровительным лагерем «Космос». В некоторых местах, там, где имеется необходимость, будут установлены столбики со шлагбаумами для проезда автомобилей экстренных служб.
«После претворения в жизнь наших предложений на берегах озера должна замедлиться эрозия, где-то начнет расти трава. Затем самое время будет подумать о достойном проекте берегоукрепления и благоустройства водоема и его окрестностей», – считает Сергей Вилков.
«Голос Дзержинска» поставил в известность администрацию города о том, что такой проект необходим. Предложение рассматривалось на недавнем совещании в мэрии. Чиновники согласились с необходимостью восстановления откосов и рекультивации многочисленных оврагов на озерных берегах, но сослались на отсутствие средств в бюджете города. Экологи также понимают, что проект капиталоемкий, но крайне важный как для города, так и для спасения самого водоема.
Это дело не одного года, но нужно начать движение в этом направлении – заказать инженерные исследования, чтобы понять масштаб и оценить затраты берегоукрепительных работ.
А дальше нужно искать финансирование и проводить эти работы, иначе все сосны по берегам озера просто сползут вниз и Дзержинск лишится живописного уголка природы с расположенным в центре уникальным озером.
Вернуть украденное
Одним из источников средств на реанимацию природного комплекса могла бы стать компенсация, полученная с ООО «Сапропель». Следственные органы оценили масштабы проведенных на озере дноуглубительных работ и доказали ущерб бюджету города на 22 млн руб. Стоимость всего контракта, заключенного в свое время между администрацией Дзержинска и ООО «Сапропель», составила 32 млн руб. Дело закончилось обвинительным приговором в отношении бывшего директора департамента стратегического развития администрации Дзержинска Натальи Федосеевой, которая подписывала «Сапропели» акты за работы, которые по факту не были выполнены. Но почему бы не взыскать ущерб, причиненный бюджету, непосредственно с ООО «Сапропель» и ее руководства? Начальник правового управления администрации Дзержинска Алексей Карпов заверил, что власти сделают такую попытку. Чиновник сообщил, что УВД Дзержинска планирует возбудить уголовное дело в отношении руководства «Сапропели». Толчком для этого послужило заявление городской администрации в УВД за подписью первого заместителя главы. И вот сейчас чиновники решают, по какому пути двигаться. Либо самостоятельно выходить в Арбитражный суд Нижегородской области с иском против «Сапропели», либо выступить гражданским истцом в рамках уголовного дела.
Но каковы шансы взыскать многомиллионный ущерб с коммерсантов? Получится ли создать прецедент? «Сапропель» – не первая фирма, которая обманула город. Вспомним, тот же «Экорос», который выиграл право на исследовательские работы в рамках санации несанкционированной свалки промышленных отходов «Черная дыра». Следствие также доказало ущерб на десятки миллионов рублей. Но ни копейки похищенного в бюджеты не вернулось.
И даже если взыскание обратить не на юридическое, а на физическое лицо – на руководителя «Сапропели», то и здесь дело может не выгореть. Директор «Сапропели», скорее всего, окажется гол как сокол.
Вадим Щуренков