Из истории полка


Полк был создан в 1979 году. Однако в его состав вошли подразделения старше его – 99-й отдельный комендантский батальон и отдельная рота почетного караула (РПК), представляющая три рода войск: сухопутные, военно-воздушные, военно-морской флот. Официальным днем рождения почетного караула 154-го полка считается 29 ноября 1956 года, когда роту и оркестр из дивизии им. Дзержинского (МВД) передали в подчинение Минобороны. Однако глубинная история воинских ритуалов корнями уходит во времена Ивана Грозного, когда появился на Руси первый протокол встречи иностранного гостя. В СССР этому ритуалу придавалось большое значение. Настолько, что даже в разгар контр-наступления Красной Армии под Москвой в декабре 1941 года для встречи министра иностранных дел Великобритании А. Идена с фронта была отозвана 1-я рота 1-го батальона 1-го полка этого соединения.
 
Вячеслав Нестеров. ОРПК. Москва. 1958 г.

А в 1942 году в составе первого полка дивизии особого назначения имени Дзержинского НКВД СССР почетная стража встречала Уинстона Черчилля. Как отмечали историки, английского премьер-министра так впечатлили гренадеры, что, обходя строй, он подолгу вглядывался в их лица. Поразившие его воображение рослые бойцы и офицеры были тогда настоящими фронтовиками.
 
Вячеслав Нестеров у развернутого знамени полка. 1959 г.

РПК и в наши дни остается лицом Российской армии. Отсюда особая тщательность в отборе воинов. Они обязательно должны иметь хорошую физподготовку, идеальное здоровье и телосложение, рост не ниже 185 см, приятную внешность. В их прошлом не должно быть проблем с законом.

Он встречал королей


После смерти И.В. Сталина руководство СССР активизировало внешнеполитическую деятельность. Начался короткий период «оттепели» в международных отношениях, иностранные партийно-правительственные делегации зачастили с визитами в Москву. Королей, президентов в то время в составе отдельной роты почетного караула встречал и провожал и наш земляк Вячеслав Нестеров. Выпускник ДХМТ (ныне Дзержинский технический колледж) проходил там срочную службу в 1958 – 1961 годах. За безупречную службу и отличные показатели в боевой и политической подготовке в 1960 году Вячеслав был награжден фотографией при развернутом знамени полка. Среди его заслуг – успешное исполнение обязанностей секретаря комсомольской организации роты почетного караула, он безукоризненно проделывал строевые приемы, занимал призовые места по плаванию среди военно-служащих округа. После службы Вячеслав Федорович, женившись, стал москвичом. Заочно окончил институт, руководил партийной организацией одного из предприятий столицы, а с 1983 года вернулся в Кремль – работал инструктором подотдела писем общего отдела ЦК КПСС.
Вячеслав Нестеров во время тренировки в бассейне «Москва». 1960 г.

В 1990 году состоялось новое высокое назначение: Вячеслава Федоровича утвердили в должности консультанта Управления делами аппарата Президента СССР М.С. Горбачева.

Традиции продолжаются


В 2013 году указом Президента РФ 154-му отдельному комендантскому полку было присвоено почетное наименование «лейб-гвардии Преображенский полк». Сегодня воины его подразделений обеспечивают патрулирование, обезвреживают взрывоопасные объекты на территории столицы, там служат связисты, бойцы радиационной, химической и биологической защиты, также на страже: рота медицинской службы, автомобильная, рота-антитеррор, военный оркестр… Однако самым известным подразделением полка по-прежнему остается рота почетного караула.
 Рядовой Преображенского полка Денис Анкудинов. 2014 г.
 
По сложившейся традиции туда направляют лучших парней из Дзержинска. Выпускников техникума им. Красной Армии Дениса Анкудинова и Руслана Глазунова призвали на срочную в 2013 году. Год службы в самом сердце России надолго остался в памяти и сердцах юношей. «Даже не мечтал попасть в Преображенский полк, – рассказывает Денис. – После прохождения комиссии в военкомате мне предложили пройти там службу. Я согласился и ни разу об этом не пожалел.» Отбирают в полк тех, кто имеет группу здоровья «А», полное среднее образование. Но, пожалуй, самый основной этап отбора проходит в подразделении – во время прохождения курса молодого бойца, или, как его называют здесь, «карантина». Через полторы недели уже становится понятно, кто сможет «ходить», а кто не справится с физической нагрузкой и не скоординирует движения рук и ног. В батальон, в который входят две роты почетного караула, попадают самые крепкие и выносливые. «Физически привыкаешь за месяц, – продолжает вспоминать Денис, – а морально нужно терпеть и терпеть. Ведь воинская дисциплина там очень строгая. Считается, что преображенец должен быть эталоном воинской дисциплины.» Служба для ребят начиналась с освоения строевого шага. Нарезая круги на плацу, вслух отсчитывая ритм под звуки барабана, прилежно тянули носок сапога. Раз, два, три, четыре. Раз, два, три, четыре. И так – до бесконечности… Притом в распорядке дня военнослужащих роты: обычные солдатские занятия, дежурство, стрельбы, учения с боевым оружием.

Не шагистика, а искусство


Служба солдатов РПК как на ладони. Во время проведения государственных мероприятий, церемониалов они на виду у всей страны, за ними пристально наблюдают главы иностранных государств, представители дипломатических и правительственных делегаций, потому ходить они должны идеально. И чтобы вчерашний призывник стал полноценным солдатом роты почетного караула, нужно не меньше месяца ежедневных, упорных занятий.
 
Воины отдельной роты почетного караула.1955 г.

«От вытянутого носка до земли – 15 – 20 см, – вспоминает занятия на плацу Денис, – движение прямой в колене ноги идет от бедра… Я считаю, что у нашего почетного караула самый сложный шаг. Знатоки утверждают: такого красивого и зрелищного шага нет ни в одной армии мира. Кто-то называет его кремлевским, на самом деле за основу был взят прусский шаг, который в русскую армию привнес большой любитель парадов Павел I.» Чтобы добиться безукоризненного выполнения всех строевых приемов, преображенцы тренируются на плацу по 6 – 8 часов в день. Срочная служба длится всего год, оттого бойцов готовят по оригинальной методике: уже после полугода большинство военнослужащих может садиться на продольный и поперечный шпагат. «Поначалу ноги гудели. Чтобы отдохнуть, после отбоя приподнимаешь их на «грядушку» – высокую спинку кровати. Так и спишь. А на следующее утро снова шли на плац оттачивать шаг», – рассказывает Денис. И ни разу при этом не упоминает слова «муштра». Наверняка оттого, что сложнейшие приемы строевой подготовки возведены в полку в ранг настоящего искусства – на столь высокий уровень, что им могут любоваться другие.
Встреча иностранной делегации на аэродроме, 2014 г.


Будни преображенцев


Годы летят, а Денис будто вчера снял с плеча армейскую форму – до мелочей свежи в его памяти воспоминания о службе в Преображенском полку. «В расположении роты в исторических зданиях казарм в Лефортово идеальный порядок – все продумано до мелочей», – говорит он. – Вместо табуреток удобные мягкие стулья, шеренги шкафов с тремя комплектами парадной одежды». Оказывается, кровати у преображенцев нестандартные, чуток длиннее, чем обычные армейские. У каждого солдата по три карабина: боевой, парадный и учебный. По три комплекта особой парадной формы – одежды трех видов Вооруженных Сил, соответственно, летней и зимней. На стеллажах застыли серые и черные каракулевые шапки, ряды сапог для торжественных мероприятий. До сих пор их изготавливают вручную из двойного слоя кожи, вместо гвоздей используют деревянные колышки. Каждому военнослужащему шьют индивидуально – голенище должно плотно прилегать к ноге. Каблук парадной обувки для чеканности шага подбит металлическим косячком. Хотя армия давно перешла на «берцы», в роте почетного караула их не признают. И даже для повседневного ношения – сапоги с укороченным голенищем. По словам Дениса, хозкомната в РПК не пустует: солдаты то и дело утюжат стрелки на брюках, отглаживают рубашки. Воины их стирают и гладят сами после каждого мероприятия, с утюгом ребята управляются не хуже, чем с карабином. «Главное – через марлевую ткань гладить, – делится опытом Денис, – иначе сразу лосниться начнет. Костюм-то с шерстью.» Всегда быть в форме – это про них. Парадный мундир у каждого индивидуальный, пошитый в Доме военной одежды – никаких универсальных размеров и лекал. Стричься ребятам приходится не реже чем раз в две недели: пара сантиметров лишних – это непозволительная роскошь. Потому и работы у ротного парикмахера всегда хватает. За несколько месяцев преображенцы начинают готовиться к главному мероприятию – параду Победы на Красной площади.

Линейные


Денис и Руслан принимали в нем участие в 2014 году. Дениса Анкудинова определили в линейные. На параде этим солдатам с красными флажками на карабинах отведена ответственная роль: они первыми начинают движение. Причем с медленного шага, который выполняют на уровне головы (особый строевой прием, который называют «шаг в голову»), и часть пути по Красной площади они проходят, вытянувшись в вертикальный шпагат. Линейные обозначают линии прохождения войск при марше на параде, определяют дистанции между парадными расчетами.
 
Бойцы РПК Преображенского полка к встрече высокого гостя готовы. 2014 г.

Еще во время подготовки Денис освоил одно из самых сложных упражнений на выносливость – стояние на плацу без движения в течение часа, в жару и холод. Как говорит Денис, двигать можно лишь глазами и шевелить пальцами ног. Причем, оставаясь долгое время неподвижным, нужно быть готовым в любой момент выполнить строевой прием. Прохождение торжественным маршем по площади во время парада длится 30 – 40 минут. И все это время линейные находятся на точках, остаются неподвижными с карабином в положении «на караул». Он очень волновался, но все прошло без сучка и задоринки – четко, слаженно.
 
Линейные РПК на параде Победы. Москва. 2014 г.

У линейных есть традиция: к концу службы на своем красном флажке, который крепится на штыке карабина, боец собирает росписи сослуживцев. «Такая реликвия осталась у меня на всю жизнь», – закончил рассказ Денис.

Знаменная группа


Дзержинец Руслан Глазунов участвовал в параде Победы 2014 года в качестве ассистента при выносе знамени. Выглаженная форма, натертая до блеска обувь, саблю крепко сжимает ладонь – все готово к главному мероприятию. Волнение бойцов знаменной группы в тот момент захлестывало с головой. И вот куранты на Спасской башне пробили десять ударов. Все внимание приковано к Красной площади. «Парад! Под государственный флаг Российской Федерации и знамя Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов – смирно!» Грянул оркестр. Чеканя шаг, по брусчатке Красной площади идет знаменная группа.
 
Знаменная группа РПК Преображенского полка на параде Победы. Москва. 2014 г.

А в это время над площадью по всем радио- и телеэфирам звучит торжественный голос диктора: «Государственный флаг Российской Федерации несет рядовой Владимир Чалый, ассистенты – Евгений Коротков и Руслан Глазунов». «Парад Победы стал для меня первым, – рассказывает Руслан. –
Красная площадь, теле- и кинокамеры, миллионы глаз на тебя смотрят… Очень волнуешься перед началом.

И лишь в последний момент слышишь музыку, подстраиваешься под нее, чувствуешь, как за тобой идут другие, подхватываешь одну общую волну и перестаешь волноваться. А дальше все происходит само собой – идешь легко, свободно. Но вот замолк оркестр. Для знаменной группы, считай, основное закончилось. Пот ручьем, легкая дрожь во всем теле – не то от усталости, не то от эйфории.»

Такая вот служба у бойцов РПК! С бесконечными тренировками на плацу, участием в мероприятиях государственного значения, завершающихся главным, – парадом Победы на Красной площади. Ребята не рассказывали о том, что для службы в РПК надо иметь нечеловеческую выносливость… О том, что после «дембеля» наверняка им снится плац и все еще слышится властный голос командира: «Раз, два, три…» Но вряд ли они об этом кому расскажут. Парни ушли в запас, но по-прежнему продолжают чувствовать себя преображенцами – лицом страны и Вооруженных Сил России.

Станислав Шальнов, краевед