Исследования карста в городе на песках
Об истории Дзержинской карстовой станции нам рассказал ее бывший научный сотрудник, карстовед Роман Борисович Давыдько.
Противокарстовая служба была создана еще в 1953 году распоряжением Совета министров. Располагалась она по адресу: ул. Маяковского, д. 33. Первоначальные задачи станции заключались в систематизации и изучении карста в нашем городе и на прилегающей территории. Периодически проводился мониторинг районов распространения карста.
Организатором карстовой станции, инициатором и основным исполнителем первых серьезных исследований до 1962 г. был И.А. Саваренский – ученик известного ученого в области инженерной геологии И.В. Попова. Одним из основателей и руководителей стал также известный в Советском Союзе и за рубежом ученый-карстовед, кандидат геолого-минералогических наук А.Н. Ильин – директор Дзержинской карстовой станции (позднее лаборатории) с 1961 по 1988 г. Под его руководством и при непосредственном участии были проведены исследования карста в Поволжье, в Нижегородской и смежных с ней областях, в Мордовии, Марий Эл, Татарстане, Башкортостане, на территории Тулы, Самары, Кентау (Казахстан), Ирана и Вьетнама. При его участии проектировались такие сложные объекты, как Нижегородский метрополитен, Калининская АЭС, космодром в г. Плесецке Архангельской области и др.
В 1957 году в составе предприятия была создана группа по изучению и прогнозированию берегоформирующих процессов на водохранилищах и реках волжского бассейна во главе с Л.Б. Иконниковым. Позднее эти исследования прекратились в связи с отсутствием финансирования.
В 1962 году карстовую станцию передали в Академию строительства и архитектуры, а в 1963-м она вошла в состав Производственного и научно-исследовательского института по инженерным изысканиям в строительстве Госстроя СССР в качестве структурного подразделения – Дзержинской карстовой лаборатории. В этот период помимо региональных работ по карсту стало уделяться значительное внимание исследованиям экспериментального, теоретического и методического характера.
В 1998-1999 годах по инициативе В.В. Толмачева были разработаны Территориальные строительные нормы «Инженерные изыскания, проектирование, строительство и эксплуатация зданий и сооружений на закарстованных территориях Нижегородской области». Этот документ позволил в значительной степени преодолеть хаос при строительстве в карстовых районах, который возник в 90-х годах. Тогда образовались многочисленные и, по словам Романа Борисовича, в большинстве случаев малокомпетентные проектные и изыскательские конторы. В 2012 г. документ «ТСН 22-308-98 НН» сменили «Рекомендации по проведению инженерных изысканий, проектированию, строительству и эксплуатации зданий и сооружений на закарстованных территориях Нижегородской области».
В 1996 году Законодательным собранием Нижегородской области было принято решение о приватизации предприятия «Противокарстовая и береговая защита», в результате чего через 8 лет предприятие «захватили» люди, не имеющие отношения к карсту.
В результате «Противокарстовая и береговая защита», имеющая громадный опыт работы в карстовых районах Нижегородской области и других территориях России, оказалась ненужной и распалась на несколько мелких организаций. Кто знает, существуя противокарстовая организация по-прежнему и проводя регулярные исследования, может, провала на Буденного можно было бы избежать?..
Провалы в Дзержинске – не редкость
Роман Борисович уверенно говорит, что карста опасаться не стоит. Но и не придавать должного значения возможной опасности – глупо. Как правило, на местах карстовых воронок располагаются скверы и парки. В нашем городе тоже. Одним из наиболее карстоопасных районов является как раз центр Дзержинска, а конкретно – парк и прилегающие к нему территории, в том числе дома по Ленина напротив него. Повышенные зоны опасности также в районе ТЦ «Юбилейный». В 50-60-х годах совсем близко от места, где сейчас располагается «Эдем», был громадный карстовый провал. Сильно закарстованы: поселки Желнино и Пыра, район озера Плотинка, набережная и Привокзальная площадь, улицы Буденного, Маяковского, Чапаева, Гайдара, начало Октябрьской, районы завода «Корунд» и «Дзержинской ТЭЦ», район Черной речки. Если посмотреть на карту, которую продемонстрировал эксперт, видно, что большая часть города помечена красными точками – это зоны опасности провалов.
Многоэтажкам тут не место
Именно по причине карстовых воронок строительство высоток в Дзержинске должно быть запрещено. В нашем городе нежелательны даже 7-10-этажки, не говоря уже о строящихся нынче в городе жилых домах-гигантах. Очевидно, что чем выше этажность здания, тем скорее оно может провалиться в случае воронки.
Напрашивается очевидный вывод: с карстом нужно дружить, как и подчеркивает Роман Борисович. Во избежание провалов необходимо тщательно изучать природу карстового процесса, его специфики, вовремя проводить моделирование, которое у нас, к сожалению, после развала противокарстовой станции толком не проводится. Ну и, конечно, не гнаться за наживой при стремлении построить дом повыше.
Ксения Жульнова