Провал на Буденного – только начало?


Разрушенная ветлечебница. 1970 г. 

Исследования карста в городе на песках


Об истории Дзержинской карстовой станции нам рассказал ее бывший научный сотрудник, карстовед Роман Борисович Давыдько.

Противокарстовая служба была создана еще в 1953 году распоряжением Совета министров. Располагалась она по адресу: ул. Маяковского, д. 33. Первоначальные задачи станции заключались в систематизации и изучении карста в нашем городе и на прилегающей территории. Периодически проводился мониторинг районов распространения карста.

Организатором карстовой станции, инициатором и основным исполнителем первых серьезных исследований до 1962 г. был И.А. Саваренский – ученик известного ученого в области инженерной геологии И.В. Попова. Одним из основателей и руководителей стал также известный в Советском Союзе и за рубежом ученый-карстовед, кандидат геолого-минералогических наук А.Н. Ильин – директор Дзержинской карстовой станции (позднее лаборатории) с 1961 по 1988 г. Под его руководством и при непосредственном участии были проведены исследования карста в Поволжье, в Нижегородской и смежных с ней областях, в Мордовии, Марий Эл, Татарстане, Башкортостане, на территории Тулы, Самары, Кентау (Казахстан), Ирана и Вьетнама. При его участии проектировались такие сложные объекты, как Нижегородский метрополитен, Калининская АЭС, космодром в г. Плесецке Архангельской области и др.

В 1957 году
в составе предприятия была создана группа по изучению и прогнозированию берегоформирующих процессов на водохранилищах и реках волжского бассейна во главе с Л.Б. Иконниковым.  Позднее эти исследования прекратились в связи с отсутствием финансирования.

В 1962 году карстовую станцию передали в Академию строительства и архитектуры, а в 1963-м она вошла в состав Производственного и научно-исследовательского института по инженерным изысканиям в строительстве Госстроя СССР в качестве структурного подразделения – Дзержинской карстовой лаборатории. В этот период помимо региональных работ по карсту стало уделяться значительное внимание исследованиям экспериментального, теоретического и методического характера.
 
Так выглядит поле карстовых воронок

В 1991 году карстовая лаборатория была ликвидирована, и с 1 ноября 1991-го создано Малое государственное предприятие «Противокарстовая и береговая защита». Его директором стал кандидат технических наук В.В. Толмачев, проработавший в этой должности с 1991 по 2001 г. В то время специалисты предприятия активно сотрудничали со многими иностранными учеными из США,  Германии, Китая, Польши, Болгарии и других стран. Организация периодически устраивала научные конференции с участием зарубежных представителей. Проводились большие работы по мониторингу районов распространения карста, в том числе в Дзержинске. Впервые стали вести работы по моделированию процесса образования провалов, что чрезвычайно важно для оценки опасности выявленных бурением недоступных карстовых пустот при строительстве различных зданий.

В 1998-1999 годах по инициативе В.В. Толмачева были разработаны Территориальные строительные нормы «Инженерные изыскания, проектирование, строительство и эксплуатация зданий и сооружений на закарстованных территориях Нижегородской области». Этот документ позволил в значительной степени преодолеть хаос при строительстве в карстовых районах, который возник в 90-х годах. Тогда образовались многочисленные и, по словам Романа Борисовича, в большинстве случаев малокомпетентные проектные и изыскательские конторы. В 2012 г. документ «ТСН 22-308-98 НН» сменили «Рекомендации по проведению инженерных изысканий, проектированию, строительству и эксплуатации зданий и сооружений на закарстованных территориях Нижегородской области».

В 1996 году Законодательным собранием Нижегородской области было принято решение о приватизации предприятия «Противокарстовая и береговая защита», в результате чего через 8 лет предприятие «захватили»  люди, не имеющие отношения к карсту.

В результате «Противокарстовая и береговая защита», имеющая громадный опыт работы в карстовых районах Нижегородской области и других территориях России, оказалась   ненужной и распалась на несколько мелких организаций. Кто знает, существуя противокарстовая организация по-прежнему и проводя регулярные исследования, может, провала на Буденного можно было бы избежать?..

Провалы в Дзержинске – не редкость


Роман Борисович уверенно говорит, что карста опасаться не стоит. Но и не придавать должного значения возможной опасности – глупо. Как правило, на местах карстовых воронок располагаются скверы и парки. В нашем городе тоже. Одним из наиболее карстоопасных районов является как раз центр Дзержинска, а конкретно – парк и прилегающие к нему территории, в том числе дома по Ленина напротив него. Повышенные зоны опасности также в районе ТЦ «Юбилейный». В 50-60-х годах совсем близко от места, где сейчас располагается «Эдем», был громадный карстовый провал. Сильно закарстованы: поселки Желнино и Пыра, район озера Плотинка, набережная и Привокзальная площадь, улицы Буденного, Маяковского, Чапаева, Гайдара, начало Октябрьской, районы завода «Корунд» и «Дзержинской ТЭЦ», район Черной речки. Если посмотреть на карту, которую продемонстрировал эксперт, видно, что большая часть города помечена красными точками – это зоны опасности провалов.
 
Провал диаметром 30 м и глубиной 10 м, произошедший 15 июля 1992 года на территории предприятия «Дзержинскхиммаш», признали самой крупной карстовой аварией в Европе
 

«Еще в 2010 году я говорил о возможном провале дома на Буденного. Сами жители давно замечали на нем трещины. Причем, если бы вовремя был проведен мониторинг, всего этого можно было бы избежать. Посудите сами, в каком случае происходит провал? Он возможен тогда, когда не очень хорошо заложен фундамент, а в доме прорывает канализацию. Агрессивные воды подмывают фундамент, дом постепенно оседает. Предполагаю, что там карстовая воронка, причем располагается она не только под домом 6 А, но захватывает и соседний дом. Не будем нагнетать ситуацию, но со временем вполне возможен и его провал», – объясняет ситуацию Роман Борисович.
 

Вообще, карстовые провалы для Дзержинска не в новинку, просто мы о них, видимо, как-то позабыли. В 60-х случился такой в здании стройбазы «Дзержинской ТЭЦ», в 1970-м – в ветлечебнице. Одним из самых ярких стал провал, произошедший 15 июля 1992 года на территории предприятия «Дзержинскхиммаш». Тогда разрушился целый цех – № 19. Провал был диаметром 30 м и глубиной 10 м. Этот случай признали самой крупной карстовой аварией в Европе. Хорошо только, что обычно провалы, по словам Романа Борисовича, случаются ночью, есть возможность избежать пострадавших. Хотя в случае дома на Буденного повезло, что дом не из блоков, иначе все могло бы закончиться трагедией.

Многоэтажкам тут не место


Именно по причине карстовых воронок строительство высоток в Дзержинске должно быть запрещено. В нашем городе нежелательны даже 7-10-этажки, не говоря уже о строящихся нынче в городе жилых домах-гигантах. Очевидно, что чем выше этажность здания, тем скорее оно может провалиться в случае воронки.
 
Карстовый провал в районе Решетихи

«По моему убеждению, строительство высоток в историческом центре города мало что некрасиво, так еще и небезопасно. Как уже подчеркивалось, район парка и домов напротив него – в зоне повышенной карстоопасности. Что касается небоскреба в конце проспекта Циолковского, то даже при условии отличной закладки фундамента достаточно будет маленькой просадки, чтобы уже отключились высокоскоростные лифты, запланированные в этом доме. Не позавидуешь тому, кто будет жить на верхних этажах. И это лишь один, самый пустяковый, вариант развития событий», – поясняет эксперт.

Напрашивается очевидный вывод: с карстом нужно дружить, как и подчеркивает Роман Борисович. Во избежание провалов необходимо тщательно изучать природу карстового процесса, его специфики, вовремя проводить моделирование, которое у нас, к сожалению, после развала противокарстовой станции толком не проводится. Ну и, конечно, не гнаться за наживой при стремлении построить дом повыше.

Ксения Жульнова