А история эта началась, когда жители дома № 5 по улице Патоличева заподозрили неладное после проведения корректировки платы за отопление за 2015 год.

С просьбой проверить правильность перерасчета в приемную общественного движения «Альтернатива Есть!» обратилась председатель совета многоквартирного дома (МКД) Любовь Трутнева. Еще в 2014 году в этой пятиэтажке ресурсники установили и ввели в эксплуатацию общедомовой прибор учета тепловой энергии (ОПУ).

С 1 января 2015 года поставщик тепла при расчете размера платы за отопление руководствовался нормативом потребления тепла, установленным правительством Нижегородской области. А через год, в январе 2016-го, в соответствии с действующим законодательством тепловики выполнили корректировку платы за поставленное в дома дзержинцев тепло исходя из реальных показаний ОПУ за 2015 год. Так вот, Любовь Трутнева увидела свои платежки и пришла к выводу, что поставщик тепла неправильно выполнил перерасчет и возвратил не все, что положено по закону.
Предположения бдительного председателя совета МКД подтвердились.  

Юрист «Альтернативы Есть!» Максим Петров составил запрос в теплоснабжающую организацию, в котором попросил предоставить информацию о корректировке размера платы за тепло в 2015 году, а также о потреблении тепла отдельно взятым домом на Патоличева по ОПУ за 2015 год с разбивкой по месяцам.

Вскоре от тепловиков последовал ответ, в котором они указали, как проводилась корректировка персонально по квартире Любови Трутневой. Из предоставленной информации следовало, что, осуществляя корректировку, тепловики руководствовались Постановлением правительства РФ
№ 307 от 23.05.2006 г. По этому нормативному документу плата корректируется по формуле:
 


На первый взгляд ресурсники применили вроде бы верные расчеты, но есть, как говорится, один нюанс. «Как мы видим из приведенной формулы, при расчете размера корректировки в учет берется общая площадь всех помещений в многоквартирном доме, причем эта величина в формуле указана в знаменателе, – объясняет Максим Петров. – Поэтому чем больше размер площади всех помещений дома, тем меньше собственники дома должны платить за 1 кв. м площади. Как следствие, и размер корректировки за поставленное тепло должен быть больше.»

Однако специалисты ресурсоснабжающей организации, как утверждает юрист «Альтернативы», совершили ошибку в корректировке размера платы за отопление и почему-то забыли, что в доме № 5 на Патоличева есть нежилое помещение общей площадью аж 500 кв. м, где располагается городской архив.

Вот его-то площадь ресурсники, видимо, и забыли учесть. По расчетам, которые первоначально провели в «Альтернативе Есть!», только у одной Любови Трутневой ресурсники незаконно «сберегли» 1303,39 рубля. По целому дому «упущение» выливалось в более круглую сумму – около 150 тыс. рублей.

Интересно, а сколько еще в Дзержинске домов с нежилыми помещениями, площадь которых ресурсники забыли учесть при корректировке? На практике получается двойное взимание платы за одну и ту же услугу. За нежилые помещения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, платят и жители дома, и пользователи этих помещений. Последние – это чаще всего  юридические лица, которые имеют с поставщиками тепла отдельные договоры. И даже если бы их не было и помещение было пустующим, все равно его площади следовало бы учитывать при проведении перерасчета. Важно понимать, что действующее законодательство пока не дифференцирует услугу отопления – отдельно для собственников, пользователей жилых помещений, отдельно на все остальное, то есть на общедомовые нужды (ОДН).

В общем, за тепло платят все, а дивиденды от этого получают, догадайтесь, кто?

После всех подсчетов Максим Петров и Любовь Трутнева составили претензию и подали ее в теплоснабжающую организацию. Ресурсники проигнорировали это обращение. Тогда наши герои обратились в Дзержинский городской суд, который попросили признать незаконными действия теплоснабжающей организации по осуществлению перерасчета без учета площадей нежилых помещений.

В процессе разбирательств коммунальщики предоставили отзыв на иск, из которого следовало, что только 66 кв. м из тех 500 нежилого помещения входят в состав общего имущества многоквартирного дома, а остальные площади – пристроенное помещение, которое якобы снабжается от отдельной врезки, установленной до ОПУ. И вот коммунальщики утверждали в суде, что на эти 66 кв. м уже пересчитали Трутневой плату еще в августе 2016 года. А для всех остальных жителей дома № 5 на Патоличева, которые, в отличие от Любови Викторовны, не обращались с претензиями, поставщик тепла провел такой же перерасчет? Этот вопрос так и остался за рамками рассмотрения дела в Дзержинском городском суде. А сам процесс в итоге переместился в мировой суд, на участок по месту жительства заявителя.

«Мы заявляли требования признать незаконными действия по осуществлению перерасчета без учета площадей нежилых помещений, а суд посчитал, что это нематериальное требование относится к материальному требованию по взысканию неосновательно полученных коммунальщиками  денежных средств. Мировой суд не рассматривает споры, которые не носят неимущественный характер», – пояснил Максим Петров.  

Тем не менее в «Альтернативе Есть!» предлагают не ограничиваться частным спором, а довести дело до разбирательства в интересах всех дзержинцев, в домах которых есть нежилые помещения.

В том, чтобы расставить все точки над i, должна быть заинтересована и администрация Дзержинска, которая оплачивает отопление встроенных в многоквартирные дома нежилых помещений, в которых располагаются многочисленные бюджетные организации. За счет бюджета, разумеется. Может быть, после такой общественной экспертизы у чиновников появится желание скорректировать контракты на поставку тепла, сэкономив при этом десятки, если не сотни миллионов рублей на более важные нужды.  
 
Вадим Щуренков