Наш город возведен на древней земле с названием Черноречье. О жизни предков-чернореченцев – коренных обитателей здешних мест – напоминают добротные дома позапрошлого века в пригородных поселках, пожелтевшие фотографии в старых альбомах. С годами все меньше становится этих крупиц памяти. Воспоминания старожилов да скупые сведения документов из архивов позволяют заглянуть в далекое прошлое края.
Были монастырские, стали государственные
Первые письменные свидетельства о нашем крае, дошедшие до нас, встречаются в исторических документах начала XVII века. В жалованных грамотах царей Василия Ивановича Шуйского и Михаила Федоровича неким игуменам Евфимию и Ионе от 1606 года и 1622 года на деревню Польцо Большое и слободку Тетерюхово «с деревнями». Они находились близ Желнина, по обе стороны реки Оки: по левобережью – вплоть до озера Пырского и реки Ржавки (Нижний Новгород), по правому берегу – до реки Ворсмы и деревни Шварихи (Богородский район). Сведения о Желнино находим в «Переписной книге Березопольского стана Нижегородского уезда» 1678 года.

После указа 1764 года о секуляризации церковных и монастырских земель владения Амвросиева Дудина монастыря и Троице-Сергиевой Лавры в Черноречье передаются государству, а бывшие монастырские крестьяне переходят в разряд экономических (государственных). В 1775 году созданные наместничества были поделены на уезды с населением в них от 20 до 30 тыс. человек. По окончательному завершению межевания Нижегородской губернии Чернорецкая волость с центром в селе Черное отошла к Балахнинскому уезду. Территория волости протянулась по левому берегу реки Оки, с восточной стороны она была ограничена землями Гнилицкой волости, с западной – Мысовской.

Коренные жители
Ревизские сказки 1768 года дают подробные сведения о домовладельцах всех селений Черноречья, их семьях. Однако фамилии к тому времени еще не оформились. Они появились в более поздних документах. Чуть ли не половина всех жителей деревни Растяпино (ныне пос. Дачный) носила фамилию Бармины, коренные жители той же деревни – Хохалины, Королевы, Пегеевы. В Желнине испокон веков жили Марковы, Тарасовы, Куварины, Солины, Осокины, Рябиковы. В селе Черное – Постновы, Кабатовы, Бурановы. Самыми распространенными фамилиями в Колодкине были Маркитантовы, в Бабине – Бочкаревы, Сухаревы, Бровины, в Игумнове – Шулешовы, в Юрьевце – Постниковы и Мословы. Распространенные имена – Степан, Василий, Сергей, Андрей, Анна, Ольга, Екатерина…
Выбор имени новорожденного в семьях чернореченцев мало зависел от воли родителей. Обычно на вопрос священника в храме: «Каким именем младенца назвать хотите?» – следовал ответ: «Как сами скажете, батюшка. Гляньте в Святцах». Придерживались следующего правила: мальчика крестили «под святого», девочку «за святой». Праздником имени, избранного по божественному промыслу, дорожили, его берегли. Пятеро-семеро и более детей в семье чернорецкого крестьянина было обычным делом.
Без новой одежки – замуж не возьмут
Народные гулянья в нашей местности с давних пор получили самое широкое распространение. Каждая деревня имела свое излюбленное место сборищ молодежи. Желнинцы ходили гулять на «яр», что на взгорке близ деревни, растяпинцы собирались за околицей на берегу Оки, у бабинцев это место называлось «горка». С первого мая до Петрова дня веселились молодые, получая передышку перед сенокосной страдой. Заря встречалася с зарей короткими июньскими ночами.
К летним гуляньям каждая семья готовилась загодя и без шуток. Немалые денежки приходилось выкладывать на наряды. Таковы уж были порядки у предков-чернореченцев: одетых в старое в хоровод не допускали, престиж семьи в глазах селян падал и могли возникнуть проблемы с замужеством, с женитьбой.

В честь него названы церкви в Решетихе, придел в Подъяблонской, в Петряевке.
Сватовство и свадьба
На праздниках и гуляньях молодые люди ближе знакомились, выбирали себе спутников и спутниц на долгую жизнь. По сведениям ревизских сказок, крестьяне деревни Желнино, издавна относившиеся к вотчине Дудина монастыря, по укоренившейся традиции в конце XVIII – начале XIX века брали в жены исключительно правобережных невест, из деревень той округи – Подъяблонное, Дубенки, Трестьяны, Польцо, Шевариха. Доморощенными невестами тоже, конечно, не пренебрегали. В селениях, ближних в волостному селу Черное, женихи предпочитали невест своих же окружных деревень. Чужих, с дальней стороны, в те времена чернорецкие парни в жены брали редко.
Свадьбе в нашей местности предшествовало обязательное сватовство. После рукобитья она уже расстроиться не могла – большой грех за это ложился на виновную сторону. Свадебный поезд из пролеток, запряженных лучшими конями, украшенный лентами и бумажными цветами, доставлял молодых венчаться в храм. В то время, когда молодых вели из церкви, наблюдали за погодой: если ненастная – будут жить богато, ветер – бедно, тихо – очень бедно. После венчания отправлялись в дом жениха. На крыльце венчаных встречал крестный отец с иконой и крестная мать с хлебом-солью. Гости обедали, отдыхали. Свадебный пир начинался часов с шести вечера. В начале застолья молодая жена обносила мужнину родню дорогими подарками – ситцевыми отрезами на рубахи, головными цветастыми платками. В ответ родственники одаривали молодых деньгами. Захмелевшие гости без умолку кричали: «Горько! Подсластить надо б!». На что молодые прилюдно целовались, а гости под громкие одобрительные возгласы и шутки бросали на блюдо деньги.
Дом за сто рублев
Молодые селились в доме отца мужа. Со временем, по мере накопления средств, они могли возвести себе дом, отделиться от отцовского хозяйства. Постройка жилья в три окна обходилась чернорецкому крестьянину по ценам 2-й половины XIX века в сто руб-лей: семьдесят стоил лес, тридцать платили плотникам, если сами не владели ремеслом. Амбар, клеть, овин, погребница, баня – необходимые в хозяйстве постройки – еще
рублей сто двадцать. Незатейливую меблировку в горнице: лавки, стол, полати, полки мужики ладили сами или звали плотников. На все уходило три рубля. Домашнюю скотину чернорецкие крестьяне покупали либо у односельчан, либо в соседних деревнях, а то отправлялись на базар в Нижний, в Богородск. Корову выторговывали рублей за 20-25, доброго коня – за 30-50, овца стоила рубль с полтиной. Коров держали почти в каждом доме, зачастую не одну, лошадей по 2-3, овец – по семь-восемь голов. Запасались сеном на долгую зиму. Если старшие в семье были заняты промыслом, в страдную пору нанимали косцов со стороны, пахотный надел сдавали в аренду для обработки сельчанам, остававшимся на лето дома. Так, в Выселках села Черное в 1910 году на 181 двор приходилось 114 коров, в Решетихе на 151 хозяйство – 111 коров, из 127 желнинских хозяйств коров содержали 80. Овец особенно много разводили в Бабине, Игумнове, а вот коз можно было встретить в Колодкине. Свиней в Черноречье содержали редкие хозяева, совсем без скотины на подворье в волости по сведениям 1889 года обходилось 16,5 процента домовладельцев, без лошадей и коров – 20 процентов.

Умели работать
В те далекие времена слыли наши коренные чернореченцы людьми небедными, а многие даже состоятельными, умевшими заработать денежки за счет природной сметки, трудолюбия. Благодаря работе на Волге, селяне скоро лапти сменили на сапоги, армяк – на городской пиджак. Избы, крытые соломой, в чернорецких селениях перестали встречаться с середины позапрошлого века. Даже теперь впечатляют старинные дома зажиточных крестьян в Растяпине (п. Дачный), Бабине, Желнине. Многие из построенных искусными мастерами плотницкого дела домов второй век доживают, а прочными и основательными до сего времени кажутся. Внутри домов – добротность и основательность. О достатке хозяев напоминают массивные бронзовые ручки на дверях, печки-голландки, облицованные глазурованной плиткой. В домах братьев Крицковых, например, в Желнине потолки в комнатах расписаны ярким многокрасочным орнаментом.
В 1854 году писатель П.И. Мельников-Печерский, побывав в наших краях, не без восхищения заметил: «Отличается Нижегородская губерния красивой поместительной постройкой крестьянских домов, но в ней нигде нет таких обширных и поместительных домов, как в Чернорецкой волости. Деревня Желнино особенно замечательна в этом отношении».
Национальность – великоросс
С постройкой железной дороги, появлением гипсо-алебастровых кустарных заводов, канатной фабрики, мукомольных мельниц Бугрова в селениях Чернорецкой и Мысовской волостей (ныне Володарский район) во второй половине XIX века оседали на жительство выходцы из других уездов губернии. Здесь они находили работу по найму и считались людьми пришлыми, к сельскому обществу не приписывались, а потому общинного надела земли не имели. Коренные жители работой на этих производствах пренебрегали, считали ее «грязной». Вплоть до Первой мировой войны, когда в наших местах стали селиться беженцы из западных земель России, население Чернорецкой волости было сугубо однонациональным. В архивных документах по переписи населения 1897 года в соответствующей графе о национальности у жителей селений Черноречья значатся одинаковые записи – «великоросс». Иных не встречалось.
Станислав Шальнов, краевед