Благотворительность бизнеса или бизнес-благотворительность?

Дзержинское время

С развалом Советского Союза и, как следствие, плановой экономики вместе с классовым разделением общества, в наш обиход вернулось подзабытое было понятие «благотворительность». Однако вместе с ней (а по мнению некоторых – следом за ней или даже вместо нее) появилось и понятие спонсорства.

altРазделить эти два понятия, в принципе, несложно. По общепринятому мнению, благотворительность всегда негласна и не приносит дивидендов, а спонсорство публично и подразумевает некий взаимозачет, чаще всего – материальный, реже – морально-имиджевый. Так что же такое современная благотворительность? Закон и порядок

На прошлой неделе в Торгово-промышленной палате Дзержинска состоялся «круглый стол» «Благотворительность как важный элемент социальной ответственности бизнеса». Представители администрации города, бизнеса, благотворительных фондов и правозащитники собрались, чтобы определить «приоритетные сферы благотворительности и круг лиц, нуждающихся в ней» (звучит несколько страшно, ну да не об этом речь).

Другой целью стало обсуждение того, «как сделать, чтобы благотворительность была выгодной для всех» (да простят меня уважаемые читатели, но это цитаты из пресс-релиза). Собравшиеся побеседовали и о взаимодействии городской администрации с благотворительными фондами и благотворителями.

Цели благие – действительно, порядок в сфере благотворительности и спонсорства навести нужно.

Многие, наверное, слышали, что ежегодно в России вручается награда – «Меценат года». Достойнейшие представители бизнеса получают из рук президента почетные знаки, о них трубят по центральным телеканалам. При этом само понятие «меценат» законодательно и официально не оформлено. То есть четко определить, за что же вручается награда, формально невозможно. И благо это была бы единственная заморочка в законодательстве! Есть и другие. Например, благотворительные фонды освобождены от налогов с материальной помощи, которая поступает к ним. В свою очередь и фонд может передать некоей организации освобожденные от налогов средства. Но… каждому объекту только раз в год, и в том случае, если сумма не превышает 100 тысяч. Получается, что, передав в начале года детскому дому «Х» 99.999 рублей, благотворительный фонд уже не может оказать ему безналоговую поддержку, даже если в этом детском доме обвалится стена или рухнет крыша. Потому что изрядную часть переданных средств «съедят» налоги.

Кроме того, существует два Федеральных закона – «О благотворительных фондах и благотворительной деятельности» и «О некоммерческой организации», которые, не противореча друг другу, все же не дают четкого определения понятиям «некоммерческая» организация и «общество». Об этом сообщила руководитель правозащитного центра Эмма Фельдштейн. «Коллизия между федеральными законами приводит к неразберихе между организациями, которые могут быть заняты одним и тем же делом, – подчеркнула она. – Однако разрешить противоречия можно только на федеральном уровне, а для этого нужно проанализировать ситуацию, дать ей оценку, обосновать сделанные выводы. И только после этого можно обращаться в вышестоящие инстанции».

Впрочем, юридический аспект благотворительной деятельности – не самое главное…

Благотворитель пишем, спонсор в уме…

Гораздо более интересная дискуссия разгорелась по поводу самого понятия «благотворительность», его смыслового и даже функционального значения.

Председетель ассоциации «Дзержинскхимрегион» Илья Васянин: «Зачем мы выделяли деньги на строительство детских площадок, их все равно уже сломали. Мы увлеклись строительством киотов и церквей, вместо того, чтобы обеспечить детям, в том числе инвалидам, нормальные условия проживания, чтобы сделать ремонты в родильных и детских домах…»

Настоятель храма Воскресения Христова Сергей Жабура: «Я не настроен полемизировать по поводу храмов и киотов, но не могу не сказать, что без духовного воспитания детей мы не вырастим поколение, которое не будет ломать детские площадки…»

Далее собравшиеся заговорили разом, и, что неудивительно, договориться так и не смогли. Так во что же вкладывать деньги? В здоровье? В духовное воспитание? Кому помогать? Сиротам, инвалидам, малообеспеченным, спортсменам, талантам?

Президент ТПП Ольга Кудрявцева предложила создать некую базу данных, в которой определить пристрастия благотворителей, а также базу данных по организациям, нуждающимся в помощи. Возможно, это предложение и послужило отправной точкой для откровенного разговора.

Во-первых, присутствовавшие на встрече предприниматели наотрез отказались обозначить направления своей благотворительной деятельности, не объясняя причин – мол, пусть свою деятельность афишируют благотворительные фонды, а мы будем обращаться к ним, когда у нас возникнет желание оказать кому-то поддержку. Впрочем, о причинах такой закрытости за них сказал присутствовавший на встрече советник депутатов ОЗС Валерий Хазин: «Наступил период взаимного недоверия – предприниматели боятся оказывать материальную помощь, потому что не хотят огласки. Кто-то – по этическим соображениям, но большинство опасается, что к ним валом пойдут просители, причем из официальных структур – налоговой, милиции, той же городской администрации. И это ни для кого не секрет».

Во-вторых, наконец обозначилась тенденция современной благотворительности. Директор «Завода герметизирующих материалов» Галина Савченкова: «Мне кажется, пришло время откровенно поговорить о благотворительности и спонсорстве. Мы поддерживаем строительство храма, оказываем финансовую поддержку футбольной команде «Химик». Все это – спонсорство, имиджевая реклама. Долгое время мы направляли денежные средства в один из детских домов города, не афишируя этого, значит, это была благотворительность. Сейчас мы думаем: а не перевести ли благотворительность в спонсорство? Чтобы дети знали, что игрушки им купил наш завод, ремонт сделан за счет нашего завода, образование они получают опять-таки благодаря нам. Разумеется, мы рассчитываем, что впоследствии эти дети придут работать на «ЗГМ». Может быть, не надо говорить о благотворительности, а честно признать, что на ее место приходит спонсорство? Давайте оставим благотворительную помощь фондам и другим подобным организациям, а сами станем спонсорами».

Остальные предприниматели если не выразили одобрения сказанному, то по крайней мере промолчали… (полный текст статьи читайте в газете “Дзержинское время” за 6 марта 2008 года)

Елена ЛАЗАРЕВА