Дзержинское время

Про внедрение автоматической системы оплаты проезда (АСОП) в общественном транспорте Дзержинска говорилось давно. Но, пока реформа вплотную не подошла к своей реализации, никто в городе, похоже, к ней особо не готовился. На прошлой неделе, то есть уже почти в самый канун Нового года, в редакцию «ДВ» толпой пошли изумленные и возмущенные бабушки: почему закрыты пункты с бумажными проездными? И как ездить на автобусах с внедрением транспортной карты? О ней горожане слышали, но понятия не имеют, где взять и как она работает. 

Официальным языком

Первым делом мы направили запрос в управление транспорта администрации города и получили ответы в короткие сроки.
– Система АСОП будет внедрена и в муниципальном транспорте, и в коммерческом?
– В Дзержинске все пассажирские транспортные средства независимо от форм собственности будут оборудованы системой АСОП.
– Будет ли переходный период? Останется ли возможность платы за проезд «живыми» деньгами хотя бы в январе?
– Оплата наличными не отменяется. Вводится альтернативная безналичная оплата проезда.
– Кондукторы в связи с этим будут сокращены?
– Сокращения кондукторов не будет, так как кондуктор будет производить оплату через валидатор.
– Неперсональные карты будут, как сейчас, продаваться только в одном месте? Справится ли одна точка с нагрузкой?
– Организация мест выдачи транспортных карт находится в компетенции оператора (ООО «Ситикард»). Он прорабатывает организацию и других мест выдачи транспортных карт. Информацию предоставят дополнительно. Пока получить неперсональную карту можно в киоске АО «Печать» на ул. Привокзальной, 2 (автостанция).
– Сами карты бесплатные? Положить на них можно любую сумму?
– Транспортная карта предоставляется в пользование оператором системы при условии оплаты активации в размере 50 рублей. Персональные транспортные карты с фотографией и именем владельца предоставляются бесплатно. На транспортную карту записываются тарифы двух типов: «Электронный кошелек» или «Электронный проездной билет». При тарифе «Электронный кошелек» карта содержит информацию об электронных денежных средствах. Принцип действия этого тарифа: при оплате проезда картой с нее списывается сумма, равная стоимости разовой поездки. Чтобы пользоваться этим тарифом, надо иметь на карте сумму не менее стоимости разовой поездки. Вносить деньги на карту можно когда угодно и сколько угодно. Единственное условие – общая сумма на карте не должна превышать 14 999 рублей. Если используется тариф «Электронный проездной билет», то карта содержит информацию о проездном билете, количестве поездок, сроке его действия. Этот тариф имеет заранее определенную стоимость, действует ровно обозначенный срок или пока не закончатся поездки. Такие тарифы записываются на карту при внесении полной стоимости проездного. Есть еще тариф «Льготный электронный проездной билет». Он для граждан, имеющих право на льготы при оплате проезда: пенсионеров, ветеранов, людей с ограниченными возможностями, школьников и студентов. Эти проездные также имеют заранее определенную стоимость, которая должна быть полностью оплачена при записи на карту. Действуют, как правило, в течение месяца. Данная серия тарифов записывается только на льготные транспортные карты (персональные), карты школьников и студентов.
– Если пополнять баланс в банке, будет ли взиматься комиссия?
– При пополнении карты комиссия не взимается.
– Платить за проезд банковской картой можно и контактной, и бесконтактной? При бесконтактной оплате при посадке всем пассажирам придется набирать банковский код? На сколько увеличится время посадки на остановках?
– Время посадки и высадки никак не изменится. Оплату проезда будет проводить кондуктор с переносным валидатором. Оплатить проезд можно только бесконтактной банковской картой (без набора кода).
– Как будут ездить школьники и студенты?
– В январе 2019 года проездные для студентов и школьников будут, как и раньше, на бумажном носителе. С февраля ООО «Ситикард» перепрограммирует оборудование под проездные школьников и студентов.
– Как работает персональная транспортная карта?
– Это серия электронных проездных билетов для граждан, имеющих право на льготы при оплате проезда: пенсионеров, ветеранов, людей с ограниченными возможностями, школьников и студентов. Эти проездные также имеют заранее определенную стоимость, которая должна быть полностью оплачена при записи на карту. Действуют, как правило, в течение месяца.
– Как будут ездить те, кто раньше пользовался проездными документами?
– Если используется данный тариф, то карта (персональная) содержит информацию о проездном билете, количестве поездок, сроке его действия. Этот тариф имеет заранее определенную стоимость, действует ровно обозначенный срок или пока не закончатся поездки. Такие тарифы записываются на карту при внесении полной стоимости проездного.

Три дня назад карту купить было невозможно
На прошлой неделе

В «ДВ» № 51 от 20 декабря 2018 года («Поездка – с картой») мы уже сообщили сведения городской администрации о том, где дзержинцы могут получить транспортную карту и как потом ее пополнять. Однако все оказалось не так просто. В МФЦ (ул. Гастелло, д. 11/25), как рассказали льготники, уже выстроились очереди из желающих оформить заявление на персональную транспортную карту.
В то же время в мэрии уточняли, что неперсональную карту нужно оформлять по единственному адресу – в киоске АО «Печать» на ул. Привокзальной, 2 (автостанция). И мы очень удивились, когда, приехав туда в прошлый четверг, обнаружили – народа совсем нет. Тут выяснилось, что карты пока даже не завезли, хотя до введения новой системы оплаты остались считанные дни. Продавец посоветовала нам подъехать в понедельник, что мы и сделали. И столкнулись с очередной неожиданностью – в 11 утра киоск был закрыт. Позже, как выяснилось, его открыли, но началась ли продажа транспортных карт – неизвестно. 
Тем временем мы поинтересовались у женщины-кондуктора одной из городских маршруток, как она и ее коллеги восприняли новость о смене системы оплаты проезда и что ожидает дзержинцев. Ответ нас ждал интересный. Кондуктор пояснила, что она знает об этом не больше остальных горожан.
«Инструктаж для меня и моих коллег не проводился. В то же время, если бы нас увольняли, то должны были бы предупредить об этом заранее, но таких разговоров не возникало. Мы поняли так: кондукторам выдадут специальные приборы, к которым нужно будет прикладывать транспортную карту. Те, у кого она есть, могут ею воспользоваться, а те, кто еще не приобрел или пока не желает приобретать по каким-то причинам, – оплатить проезд наличными. Для этого каждому кондуктору тоже выдадут карту – человек платит как раньше, а кондуктор за него прикладывает ее и выдает чек. Долго ли ситуация будет складываться подобным образом или через несколько месяцев дзержинцев полностью переведут на карты – точно сказать не могу. В любом случае считаю, что это неудобно – пенсионеры уже сейчас задают много вопросов, не понимают, как им быть без талонов, а мы не можем ответить точно – сами все узнаем из новостей», – рассказала женщина.
Старые проездные начали продавать только-только

Ближе к делу

Во вторник, 25 декабря, когда было официально заявлено, что в Дзержинске в тестовом режиме запускается АСОП, дела с новой системой оплаты обстояли так. Открылись киоски, где продаются бумажные проездные, которые еще можно купить на январь. К пунктам продажи выстроились очереди.
Наконец-то начали продавать неперсональные транспортные карты (ТК) в киоске печати на автостанции. Стоимость – 50 рублей, тариф «Электронный кошелек», здесь же можно его пополнить. Судя по информации на чеке, карта действительна два года – до 23.12.2020 г. Женщина-продавец сообщила, что ТК хватит на всех, 25 декабря их завезли 500 штук, но особым спросом они не пользуются. Интересуются картами все больше пенсионеры, а их здесь направляют в МФЦ. Молодежь же практически не подходит.
В первом встречном троллейбусе кондуктор карту к оплате принять не смогла: «Я слышала о новой системе, но пока нам ничего не дали. И коллегам тоже, насколько известно».
В отделениях Сбербанка, заявленных как места возможного пополнения ТК, помочь с такой просьбой не смогли. Сама услуга в банкоматах значится. Но система предлагает положить деньги на… метро, поездки 90 минут, поездки на 7 дней или купить проездной. Положить деньги просто так – для пополнения баланса – ни самостоятельно, ни с помощью сотрудников не получилось. 
На сайте ООО «Ситикард» среди мест распространения ТК Дзержинска нет вовсе, пунктами пополнения карт заявлены все те же отделения Сбербанка и только в пунктах «обслуживания и пополнения» назван дзержинский МФЦ. Кстати, до горожан совершенно не доносится информация, что персональную ТК могут оформить все желающие, в том числе нельготники. Для этого надо посетить МФЦ, предоставить паспорт, сфотографироваться. Карту будут делать 2-3 недели, но зато достанется она совершенно бесплатно.

Кому это надо?

Когда стали известны подробности внедрения АСОП, горожане заинтересовались: кому это нужно? Ведь пассажирам, привыкшим платить наличными и предъявлять проездные билеты, и транспортникам, много лет работавшим по старинке, это новшество, в общем-то, без надобности.
Автоматическая система оплаты проезда – проект федеральный, в нем заинтересовано государство.
В крупных российских городах, в том числе в Нижнем Новгороде, программа работает давно. С 2019 года на нее переходит вся Нижегородская область. Делается это, по большому счету, для того, чтобы транспортные предприятия не могли утаить деньги, вырученные за провоз, от налогов. Ведь при оплате наличными велик соблазн сокрытия определенной суммы – даже на уровне кондуктора есть возможность сдать после трудового дня меньшую сумму в кассу ИП или МУПа, а исчезнувшие билеты «потерять», или «обсчитаться». Проезд с АСОП – полная фиксация денежных средств. Даже если вы продолжите расплачиваться за проезд наличными, кондуктор, чтобы выдать вам чек вместо билета, должна будет приложить к валидатору свою карту. И система вас «сосчитает».
Только случится ли все это четко с 1 января? Пока, как показывают наблюдения, в Дзержинске АСОП не заработала, и люди к новой системе не готовы.

Комментарий

Проезд без денег – на пользу

Галина Мирошкина, генеральный директор ООО «Орбита-2»: 
«Мы положительно относимся к введению безналичной системы оплаты проезда, потому что прежде всего она расширяет возможности для пассажиров. Ну вот, например, тем, кто обзаведется пластиковыми картами, не придется постоянно запасаться мелочью. И у кондукторов несколько сгладится одна большая проблема – поиска сдачи на купюры крупного номинала. АСОП понравится молодежи, у которых, как правило, все пластиковые карты заведены в сотовый телефон. Платить за проезд можно будет так же, как в магазине, приложив экран к устройству. Плюсы АСОП и в контроле за выручкой в салоне. Ну и как любые автоматизированные процессы, переход на АСОП в перспективе приведет к оптимизации штатной численности пассажирских компаний. Транспортники будут уходить от наличия в штате кондукторов. При этом важно понимать, что безналичная система – всего лишь одна из форм оплаты проезда. Возможность покупки билета за деньги сохранится. Ведь даже в будущем АСОП не рассматривается как единственная возможность оплаты проезда».
Ксения Князева, Елена Родионова, Вадим Щуренков