Дзержинское время

30 июля в наших краях должно случиться событие, коего ждали, о котором говорили и спорили. Именно в этот день в свой путь по маршруту Нижний Новгород – Москва – Санкт – Петербург отправится новейший скоростной поезд «Сапсан», призванный сократить время в пути от столицы Приволжья до Первопрестольной до 3,5 часов. И, казалось бы, нам остается только радоваться – уже с конца этого месяца мы сможем кататься в Москву с ветерком, но восторг по поводу этого события все никак не приходит. Боязно что-то…. Об открытии скоростного железнодорожного движения между Нижним и Москвой у нас, кажется, заговорили аккурат после прихода к власти Валерия Шанцева. Помните, губернатор даже в Японию ездил, на тамошние красавцы – поезда любовался, опыт изучал. А уже в 2006 году стало ясно, что совсем скоро лозунг «от Нижнего до Москвы за три часа» превратится в реальность, так как Российские железные дороги заключили контракт с немецкой компанией «Сименс» на поставку в нашу страну восьми «Сапсанов». А потому даже у нас в Дзержинске заговорили о пуске скоростного поезда и подготовке к этому историческому событию – по городу пошла молва, что вскоре железнодорожные пути обнесут забором, так что просто так через «железку» уже не перейдешь. Тогда эта информация большого шума наделала, особенно среди обитателей «зажелезнодорожной» части нашего города. И немудрено, ведь тамошние жители всю свою сознательную жизнь ходили в город напрямик через пути. А тут им предвещали появление забора, который, при отсутствии в поселках регулярного хождения общественного транспорта, превратил бы их чуть ли не в изгоев. Тогда, правда, городские власти мягко успокоили народ обещаниями строительства переходов через дорогу. И один из них даже был введен в эксплуатацию недалеко от железнодорожного вокзала при личном присутствии Валерия Шанцева. На этом с планами и было покончено – более о возведении новых пешеходных мостов у нас не говорили. Да и забор вдоль «железки» тоже расти не торопился. Не построен он и сегодня, когда до пуска «Санпаса» осталось чуть меньше месяца. Этот факт, как бы того ни хотелось уважаемым бабушкинцам, отнюдь не радостный. Ведь поезд-то собираются запустить как – никак быстрый, двигаться он собирается по дзержинской земле со скоростью гоночного болида, а доступ к железной дороге у нас, повторимся, сегодня открыт любому желающему. Возможные печальные последствия в этой ситуации лезут в голову сами собой. Между тем, ситуацией с обеспечением безопасности скоростных перевозок в нашем регионе все же заинтересовались надзорные органы. Этой весной информационные агентства распространили информацию о том, что Приволжская транспортная прокуратура провела проверку Горьковской железной дороги на предмет «исполнения законодательства… в части безопасной эксплуатации электропоезда «Сапсан» на скоростном участке железной дороги «Нижний Новгород – Петушки». Тогда в ходе проверки прокуроры выявили многочисленные нарушения федерального закона и, в частности, обратили внимание на то, что «полосы отвода железной дороги не обеспечивают безопасных условий эксплуатации скоростного поезда «Сапсан». Нам стоит лишь догадываться, что значит эта фраза, но по собственному опыту скажу, что, например, между Москвой и Петербургом, где сегодня уже курсирует «суперпаровоз», железнодорожные пути давно огорожены высоким таким заборчиком, какого у нас пока нет. Прокуроры, кстати, по своему обыкновению предписали устранить выявленные нарушения. Вот только выполнила ли их требования железная дорога или нет – пока остается тайной. Никакой информации по этому поводу более на лентах информагентств не было, а забор у нас так и не появился. Но зато в середине июня этого года ОАО «РЖД» распространило сообщение о том, что «инвестировало 9,5 млрд. рублей в реконструкцию участка Москва – Н.Новгород для курсирования поездов «Сапсан». В тексте новости присутствовал и список «добрых дел», на которые были потрачены огромные деньги. Объемный список получился, но завершала его такая вот фраза – «установлено ограждение участка на протяжении 331 км»… Какие выводы из этой информации делать, я, признаться, не знаю. Но не поленился, измерил расстояние по карте от Москвы до Нижнего и обнаружил, что эти самые километры заканчиваются где-то рядом с границей Владимирской и Нижегородской областей. Вот и получается, то ли в Российских железных дорогах посчитали, что настоящие люди живут лишь в зоне чуть более трехсот километров от столицы, а остальных можно «Сапсаном» давить, то ли у них просто деньги кончились, то ли… Кстати, скоростную железную «птицу» уже видели в наших местах. Не так давно на железной дороге начались ходовые испытания «Сапсана» на местности. И, по нашей информации, власти все же озаботились проблемой безопасности «придорожных» жителей. Правда, беспокойство это выразилось весьма в своеобразной форме. Как стало известно корреспондентам «ДВ» из неофициальных источников, не так давно на железнодорожные пути перед проездом скоростного поезда начали выгонять…дзержинских милиционеров. Люди в погонах из местного УВД курсировали от станции «Дзержинск» до «Калининской» и «Пушкинской», отгоняя с железнодорожной насыпи людей. А действо это происходило якобы под предлогом антитеррористической операции. Другой способ борьбы за благополучие населения придумали в Володарском районе. Например, на станции «Сейма» на днях можно было увидеть очень странную картину. Работники вокзала по громкой связи уговаривали пассажиров покинуть перрон и укрыться в здании вокзала, объясняя это тем, что к станции приближается «Сапсан», а зевак при прохождении поезда может и под него затянуть. К счастью, подобные методы пропаганды пока оказались действенны. Случаев гибели от лап «хищной птицы» пока не было. Но это пока, а уже скоро скоростные поезда собираются ходить у нас регулярно. Причем, в конце июля будет запущен один состав, а с сентября планируют присовокупить к нему еще два. Конечно, стоит добавить, что пока железнодорожники обещают не разгонять поезд быстрее 160 кмч, но все же у них есть намерения довести эту скорость до плановых 250 кмч уже через два года. Будем надеяться, что время это пройдет для них в думах над проблемой обеспечения безопасности граждан…

 Сергей Кулаков

Для справки «Сапсан» – высокоскоростной электропоезд серии «Velaro RUS» производства компании «Сименс», способный развивать максимальную скорость 250 км/ч. Контракт на поставку 8 поездов «Сапсан» был подписан между ОАО «РЖД» и департаментом Транспортных систем компании «Сименс» в мае 2006 года. Стоимость контракта – 276 млн. евро. В апреле 2007 г. был подписан договор технического обслуживания поездов в течение 30 лет на сумму 354,1 млн. евро. В свой первый рейс «Сапсан» отправился по маршруту Москва – Санкт-Петербург 7 декабря 2009 года. Время в пути следования поезда составило 3 часа 45 минут.