Общественная палата на пороге второго созыва


 

В Дзержинске началось формирование второго состава Общественной палаты. О деятельности первого созыва, ее значении для города и об итогах трехлетней работы мы поговорили с председателем дзержинского отделения партии «РОДИНА» и членом Общественной палаты Сергеем Чендыриным.


– Сергей Владимирович, расскажите о роли Общественной палаты в жизни Дзержинска.

– Общественная палата создана в соответствии с Федеральным законом «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» и областным «Об общественном контроле в Нижегородской области». Как следует из названий нормативных актов, палата – это, прежде всего, орган общественного контроля за работой исполнительной власти, а также инструмент для выстраивания диалога между обществом и властью.

Такой функционал нашел отражение в способе формирования Общественной палаты. Половину ее членов утверждает глава города, а другую – выбирают уже утвержденные члены палаты по представлениям разных общественных организаций. То есть в ее формировании заложен механизм представительства широкого круга общественных объединений, которые преследуют цели и решают проблемы разных слоев населения. Работа в Общественной палате дает дополнительные возможности быть услышанными властью. Кроме того, присутствие представителей разных групп общества позволяет рассматривать проблемы всесторонне.

Для квалифицированной помощи при обсуждении вопросов был утвержден список экспертов-дзержинцев, компетентных в различных сферах жизнедеятельности города. Что также должно способствовать глубокому рассмотрению насущных вопросов и выработки качественных предложений по их решению. Ведь бывает так, что органы исполнительной власти не всегда имеют представление об отношении жителей к той или иной проблеме, и, соответственно, не всегда способны принимать адекватные решения в интересах горожан. Поэтому палата должна не только формулировать общественную позицию, но и помогать выстраивать диалог с властью.

– Какие вопросы в работе первого созыва стали наиболее значимыми?

– Отмечу, что проблемы, поднимаемые на заседаниях, априори являются общественно значимыми, иначе они не стали бы предметом рассмотрения. Из знаковых вопросов можно назвать ситуацию с попыткой изменить герб Дзержинска, когда мы выражали протест против пренебрежительного отношения к истории города. Обозначили позицию в вопросе выборов мэра путем всенародного голосования. Предложили городской власти привлечь общественников в помощь муниципальному контролю за работой управляющих компаний. Много времени уделили экологическим проблемам в Дзержинске.

Именно члены Общественной палаты провели огромную работу по изучению и анализу проекта маршрутной сети города, заказанного администрацией Дзержинска. Выявили его непригодность и обратились в прокуратуру с просьбой расследования этой авантюры. Напомню, город тогда «выкинул на ветер» почти два миллиона рублей.

Вопросы, не требующие рассмотрения на заседании палаты, оформлялись письмами и направлялись в соответствующие органы власти. В них мы не только обозначали свою позицию, но и предлагали пути решения проблем. Три года пролетели быстро. За это время палата собиралась на заседания порядка десяти раз. Между заседаниями работали созданные нами комиссии: по муниципальной экономике, городскому хозяйству и экологии, по социальной политике, местному самоуправлению и гражданскому обществу.

– Решение палаты носит рекомендательный характер, тем не менее – удавалось ли обращать внимание власти на проблемы жителей? Прислушивались ли к вашему мнению?

– К сожалению, не всегда (а чаще именно так и было) органы власти слышали нас. Причины этого, наверное, понятны дзержинцам. Первый созыв в большинстве своем подобрался из активных и критично настроенных к власти общественников.
 
Администрация получила совсем не «ручной» рупор общественности, а наоборот. И запросы, которые направлялись в адрес городских чиновников и депутатов, не могли не вызывать у них раздражения. Например, власть предержащие избегали обсуждения темы по развитию городского парка, который пытались застроить структуры бывшего заместителя главы администрации. О проблемах жилищно-коммунального хозяйства также не любят говорить ни в «сером», ни в «белом» доме, так как в органах власти пристроены представители этого бизнеса.

В одном из последних обращений Общественной палаты к Сергею Попову, когда тот еще возглавлял Дзержинск, мы попросили разобраться с произвольным завышением платежей, начисленных управляющими компаниями населению за содержание общедомового имущества (СОИ), и рассмотреть вопрос на заседании Городской думы. Но, как ожидалось, такие проблемы местные депутаты предпочли не рассматривать, слишком много заинтересованных лиц от «партии ЖКХ» кормятся на этом поприще.

Надежда на то, что глава города все-таки начнет прислушиваться к мнению общественности, появилась, когда этот пост занял Иван Носков. Сейчас мэр начал формирование нового состава Общественной палаты. Хочется верить, что следующий созыв также будет отстаивать интересы простых горожан. 

А глава администрации получит в ее лице партнера по развитию городской среды и гражданского общества в Дзержинске.

– Как часто в Общественную палату обращались рядовые граждане? Они вносили какие-нибудь предложения?

– Статистики по количеству обращений от граждан нет. Однако идея организовать общественную приемную, куда могли бы прийти люди со своими предложениями или на консультацию, появилась, как только сформировалась первая палата. Но до настоящего момента городские власти не предоставили помещение не только для приема граждан, но и для проведения самих собраний палаты. Поэтому обращения горожане могли направлять лишь в письменном виде, что, конечно, затрудняло общение.

– Сергей Владимирович, есть мнение, что Общественная палата – декоративный орган, необходимый для поддержания видимости демократии. Ваша точка зрения по этому поводу?

– По поводу декоративности того или иного органа власти скажу, что в первую очередь это зависит от самого общества. Именно мы наполняем наши дела смыслом или, наоборот, превращаем их в профанацию. Хотите, чтобы было «по-настоящему», не «для галочки»?! Так требуйте «по-настоящему», объединяйтесь, контролируйте, анализируйте работу администрации, Городской думы. Глядишь, станут работать, избавятся от кадрового балласта, лоббистов различных бизнес-групп.

– Если мэр примет решение, с которым Общественная палата не согласится, вы сможете сказать ему «нет»?

– Не только сможем, но и должны это сделать. Иначе теряется смысл работы данного органа. Главным и единственным мотивом для формирования мнения палаты должны стать интересы горожан. Для чего, разумеется, необходимо постоянно изучать общественное мнение, контактировать с жителями. Возражение – это нормальный формат диалога с властью. Но позиция общественников должна быть сильной, подкрепленной аргументами. И, конечно, отвергая какие-то решения чиновников, необходимо делать альтернативные предложения по решению проблемы.

– Положа руку на сердце, скажите, какие чувства испытываете, когда подводите итоги работы? Принесла ли она моральное удовлетворение?

– Так как многие вопросы не были решены, то и полного удовлетворения нет. В начале работы казалось, что теперь будет проще поднимать и решать общественно значимые проблемы. На деле получилось совсем иначе.

Думаю, пока все органы власти (и исполнительная, и представительная) на муниципальном уровне не начнут работать сообща, пока в Городскую думу будут избираться бизнесмены для продвижения своего бизнеса, а в администрацию – пристраиваться представители тех же бизнесменов – никакая Общественная палата, состоящая даже из самых прекрасных людей, не сможет изменить ситуацию.

В любом случае хочу пожелать ее новому составу не ронять «планку», поднятую первым созывом, и оставаться выразителем чаяний горожан, настойчиво и твердо отстаивать их интересы.

Записала Оксана Орлова