В предыдущих номерах мы писали о сложностях, с которыми в этом году столкнулись социальные учреждения после визита Госпожнадзора. Судами и приостановкой деятельности закончились проверки библиотек, в срочном порядке, чтобы успеть к 1 сентября, устранялись многочисленные нарушения в школах. Непонятны оставались только причины столь жестких мер: то ли требования к пожарной безопасности стали строже, то ли следить за их соблюдением стали лучше.
Чтобы, наконец, разобраться в сложившейся ситуации, мы обратились к Евгению Геннадьевичу Ковалькову, который с 5 мая этого года исполняет обязанности главного пожарного инспектора по городу Дзержинску.– Евгений Геннадьевич, правда ли, что ужесточение требований к пожарной безопасности в социальных учреждениях связано со вступлением в силу нового технического регламента?
– Это не совсем так и давайте сразу внесем ясность. Действительно, Федеральным законом №123 от 22 июля 2008 года был принят новый технический регламент по пожарной безопасности. Он вступил в силу 1 мая 2009 года, но действует только по отношению к зданиям, которые начали строиться после мая 2009-го. В статье 4 также указано, что требования технического регламента распространяются кроме того и на здания, построенные до 2009 года, но только те, в которых существует угроза жизни и здоровью людей.
Таким образом, все требования, например, к школам, в этом году были выставлены на основании действующих с 2003 года правил пожарной безопасности, а не нового технического регламента. С 3 по 13 августа все школы прошли процедуру приемки, к этому моменту все нарушения, выявленные нами, в том числе и капитальные, были устранены.
– Так почему же тогда в этом году социальным учреждениям было выдано такое количество предписаний Госпожнадзора?
– Мне сложно сравнивать с прошлым годом, так как я руковожу службой лишь с мая 2010-го. Но я считаю, что ничего сверхъестественного наша служба от социальных учреждений не потребовала.
– Но ведь в некоторых школах пришлось делать даже перепланировку помещений…
– Да, например, в актовых залах школ № 23 и 4 оказалось всего по одному эвакуационному выходу, так как второй ведет в подвальное помещение, что запрещено. Это значит, что в залах этих школ одновременно может находиться не более 50 человек, но они рассчитаны на гораздо большее число зрителей. Поэтому сейчас в школах ведутся проектные работы, чтобы сделать еще один выход из зала. В некоторых школах мы рекомендовали отделить фойе от общих коридоров, восстановить тамбуры и так далее.
– Получается, что в свое время эти здания строились с нарушениями?
– Этот вопрос уже не ко мне, а к проектировщикам школ. Но лично я считаю так: да, это ошибки тех, кто строил эти школы, и людей, которые принимали помещения к эксплуатации. Наша же главная задача – обеспечить безопасность людей, если произойдет пожар. Тем более не может быть никаких недосмотров и поблажек, когда речь идет о жизни и здоровье детей.
– В школах выполнять предписания пришлось буквально за месяц. Почему на устранение нарушений давалось так мало времени?
– Все проверки школ прошли строго по плану – в мае-июне этого года. Уже 5 июня директора школ получили заключения инспекторов с перечнем нарушений. Потом состоялось заседание комиссии по чрезвычайным ситуациям, на котором мы доложили о состоянии зданий школ. После этого из бюджета были выделены деньги, которые школами и были освоены. Возможно, проблемы возникли как раз на этапе выделения и освоения дополнительных средств, так как, насколько я знаю, процедуры поиска подрядчиков, проведения конкурсов, заключения договоров занимают довольно много времени. Чтобы такие сложности впредь не возникали, сейчас разрабатывается городская целевая программа по пожарной безопасности в городе Дзержинске на 2011-2013 годы, в которой будет предусмотрено финансирование противопожарных мероприятий во всех социальных учреждениях, в том числе школах, детских садах, объектах здравоохранения, культуры и так далее.
– В этом году нелегко пришлось и библиотекам. Какова сейчас ситуация в них?
– Плановые проверки дзержинских и поселковых библиотек показали, что не во всех зданиях смонтирована система пожарной сигнализации, а это является прямой угрозой жизни и здоровью людей в случае пожара. Был выявлен ряд и других нарушений. По шести библиотекам – двум городским и четырем поселковым – дела были переданы в суд. В итоге, приостановлена деятельность пяти библиотек, в том числе имени Пушкина и Дома книги, еще на одну наложен штраф 10 тысяч рублей.
– Когда библиотеки будут открыты?
– Деятельность всех библиотек приостановлена на 30 дней. Поскольку суды проходили в начале августа, они должны начать открываться в первых числах сентября. При этом у руководства библиотек при устранении всех нарушений есть право начать работу до окончания этого срока. Если же предписания Госпожнадзора так и не будут выполнены и на объектах сохранится угроза жизни и здоровью людей, то после очередной проверки мы вновь будем направлять документы в суд.
– Спасибо за беседу.
Записала Марина Ипатова
Евгений Геннадьевич Ковальков
Родился в 1979 году в городе Балахна Нижегородской области.
В 2002 году окончил Московский институт пожарной безопасности.
С 2002 года работал в нормативно-техническом отделе управления Государственного пожарного надзора ГУ МЧС по Нижегородской области. 5 мая 2010 года назначен исполняющим обязанности руководителя отдела Государственного пожарного надзора по городу Дзержинску.