Валентина Рыбакова: Детский театр должен быть доступным


В маленьком уютном зале Дзержинского театра кукол еще царит полумрак и тишина. Но это ненадолго. Совсем скоро каждый уголок театра наполнится шумом, детским смехом и аплодисментами. Ведь не за горами открытие нового творческого сезона, о планах на который мы сегодня беседуем с директором кукольного театра Валентиной Рыбаковой.

– Валентина Алексеевна, чем в этом году порадует театр кукол маленьких зрителей и их родителей?

– Начну с того, что театральный сезон в этом году мы открываем чуть раньше, чем обычно, – 8 и 9 октября приглашаем ребят с родителями на «Град Лебединец». Тема патриотизма, гордости за свой город, проблема порядочности, которые поднимаются в этом спектакле, заслуживают того, чтобы именно он начинал сезон. А 10 октября самых маленьких ждем на спектакле «Поросенок Чок», премьера которого состоялась в прошлом сезоне.

Еще мы готовим большую премьеру – уже в конце октября выпускаем спектакль «Звездный мальчик». Я думаю, что он обязательно войдет в наш «золотой» фонд, который уже составляют такие спектакли, как «Золушка», «Аленький цветочек», «Град Лебединец». Мы очень долго и кропотливо над ним работали, планировали завершить им прошлый сезон, но не успели.

А потом мы будем готовить новогоднее представление и, по традиции, в конце марта к Международному дню театра поставим еще один премьерный спектакль. Его рабочее название «Жила-была Сыроежка», и по нему уже понятно, что спектакль будет для самых юных наших зрителей. Сказка очень добрая и смешная.

– В конце прошлого сезона на сцене кукольного театра появилась немного забытая дзержинцами, но очень красивая постановка «Град Лебединец». Планируете ли вы возрождать и другие «звездные» спектакли?

– Вы знаете, как раз в прошлом году мы проанализировали, какие спектакли у нас, так сказать, «лежат», то есть вышли из репертуара, но декорации и куклы сохранились. Оказалось, что таких постановок довольно много и среди них есть, в том числе, и «Град Лебединец». Поколение детей, которые смотрели эти спектакли, уже выросло, а нынешние малыши их еще не видели. Поэтому мы и решили возродить несколько постановок. Например, в этом сезоне мы с огромным удовольствием, кроме «Града Лебединец», покажем еще «Сказку странствующего факира», которую даже я еще не видела, так давно она была сделана, а также «Солдатскую сказку» и спектакль «Тайна волшебных снежинок».

Не скажу, что восстановить постановку так уж легко, как кажется на первый взгляд. Да, не нужно заново делать декорации, шить кукол, но они требуют реставрации. И потом, с тех пор изменился состав труппы, и молодые актеры начинают работать над ролями с самого начала.

– В каких фестивалях и конкурсах вы хотите поучаствовать в наступающем сезоне?

– Каждый год мы участвуем в областном конкурсе «Лучшие премьеры сезона». Также и в этом сезоне к нам приедет жюри, куда входят серьезные критики и профессиональные кукольники из Нижнего Новгорода, Москвы, Архангельска, Перми, Санкт-Петербурга. Ни разу еще они не отзывались о наших постановках плохо. Надеюсь, не будет этого и в нынешнем году.

Хотели бы еще принять участие в международном фестивале кукольных театров, который проходит каждый год в Рязани, причем, съездить туда не на один-два дня, как обычно, а на неделю, чтобы посмотреть все фестивальные работы своих коллег из других городов.

– А как насчет гастролей?

– В свое время мы ездили со своими спектаклями в города-побратимы Дзержинска. Были в Германии, городе Биттерфельд, где нас очень тепло встречали, потом ездили на международный фестиваль национальных культур в белорусский Гродно, там на наши спектакли тоже с удовольствием ходили местные ребята. А теперь мечтаем познакомиться поближе со зрителями латвийского Друскининкая. Надеюсь, такая возможность появится.

Зарубежные гастроли, как, впрочем, и любые фестивали, конкурсы, – это очень полезно и интересно. Ведь на них мы можем не только показать себя, но и узнать, чем живут другие театры, перенять их опыт. Например, после поездок в Европу я поняла, что там кукольный театр только развлекает, тогда как наш преследует другую цель – в легкой и интересной форме научить, объяснить, заставить подумать.

– Обычно летом театр активно готовится к началу нового сезона и не только в творческом плане. Что было сделано в этом году?

– Да, каждый год мы обязательно проводим косметический ремонт здания, красим окна, двери, чистим нашу знаменитую люстру на втором этаже. Последний глобальный ремонт, на который выделялось много денег, был два года назад. Тогда была заменена кровля театра, закуплено новое осветительное оборудование. В этом году больше, чем обычно, пришлось уделить внимание противопожарным мероприятиям: заменили систему пожаротушения, обзавелись тревожной кнопкой, установили металлические двери. Для этого даже пришлось убрать деревянные двери на входе, которые были, можно сказать, достопримечательностью театра. Но я считаю, все это необходимо, ведь дороже безопасности наших зрителей ничего нет. А здание очень старое, многое оборудование действительно исчерпало все ресурсы. Так что работы еще, конечно, очень много. Нужно бы, например, обновить звуковую аппаратуру.

Зато в этом году у нас большая радость – администрация подарила театру новый автобус. Это обычный ПАЗик, но на заводе его дела-ют специально для нас. Кроме сидений для актеров, он будет оборудован местом для перевозки декораций и кукол.

Собственный транспорт театру сейчас просто необходим, ведь выездные спектакли – одна из немногих возможностей заработать. Труппа, хотя и состоит сегодня всего из 12 человек, поделилась на две группы. Одна работает в театре, другая на выезде. Наши спектакли всегда с удовольствием встречают в Богородске, Нижнем Новгороде, загородных лагерях, мы выступаем в «Меге». Таким образом, все мои актеры постоянно заняты, у них не бывает простоев и, соответственно, есть возможность получать достойную зарплату.

– Последнее время возникают разговоры об автономии театров, то есть о том, что театры должны содержать себя сами. Как вы к этому относитесь?

– Я считаю, что театр никогда не сможет прожить сам, без поддержки города. Это просто невозможно. По нашим расчетам, чтобы наш кукольный театр смог содержать себя сам, билеты должны стоять около одной тысячи рублей. Но ведь детский театр должен быть доступным, так что без средств бюджета существовать он не сможет. Как и библиотеки, музыкальные школы, больницы и так далее. Я понимаю, что времена трудные, но государство должно помогать, несмотря ни на что.

Беседовала Марина Ипатова