Дзержинское время

Так сложилось, что большинство вопросов, которые депутаты Городской думы рассматривали на заседаниях комитетов в январе, в той или иной степени касались перспективных планов развития города. И никто не оспаривал преимуществ планирования, с маленькой поправкой на то, что любой план без конкретных действий и крепкой финансовой базы – всего лишь пустое прожектерство. Об этом говорили и народные избранники.

Аварийность в ноль

Администрация города разработала довольно большую и амбициозную программу комплексного развития транспортной инфраструктуры Дзержинска. Об основных ее положениях депутатам на комитетах рассказывал заместитель главы администрации города Денис Дергунов. Чиновник отметил, что программа рассчитана на семь лет и основными ее целями являются улучшение качества дорожной сети и развитие транспорта. В частности, наличие программы необходимо для вхождения в федеральный проект, в рамках которого чиновники намерены приобрести для города около 40 троллейбусов.
Ближайшим мероприятием программы станет полная реконструкция улицы Красноармейской. Денис Евгеньевич сообщил, что строительные работы начнутся в этом году с переходом на 2021 год. За это время администрация надеется разработать и построить новый троллейбусный маршрут № 10 протяженностью почти 17 км от завода им. Свердлова до остановки «Деловой центр». Честно говоря, дзержинцы заждались обещанного расширения. 
Подавляющее большинство остальных мероприятий, перечисленных в программе, намечено на период после 2022 года. Здесь развитие пешеходной и велосипедной инфраструктуры, сети автомобильных дорог, обустройство и реконструкция светофорных объектов, установка систем фото-видеофиксации, а также создание сети автомобильных парковок, в которых так остро сегодня нуждается город.
В программе обозначается, что ее целевым показателем является выведение всех дорог города на уровень действующего стандарта, с тем чтобы аварийность по причине плохого дорожного покрытия ушла в ноль. Для этого, отметил Денис Евгеньевич, Дзержинск будет продолжать участвовать во всех областных и федеральных проектах, предусматривающих ремонт городских и сельских дорог. 
Кстати, суммарный финансовый объем программы намечен в размере почти 9 млрд  рублей. «Все это хорошо, – вздохнул кто-то из депутатов, – лишь бы область и федерация не перестали нам давать денег». По факту так и есть. Исполнение программы напрямую зависит от траншей, поступающих в город из областного и федерального бюджетов.

Лучший город на земле

Не менее интересным стало обсуждение новой Стратегии социально-экономического развития Дзержинска, разработанной до 2030 года. Ее депутатам представляла заместитель главы администрации Юлия Ашуркова. Мы уже писали, что в депутатской среде отношение к этому документу неоднозначное. Кто-то откровенно считает стратегию нерабочей, а кто-то видит в ней конкретное руководство к действиям, благодаря которым Дзержинск станет «лучшим городом земли». Тем не менее, как отметила заместитель главы администрации города Юлия Ашуркова, без утверждения новой концепции Дзержинск не сможет войти в новую стратегию региона. А это значит, что федеральные и региональные проекты с их мощным финансированием пройдут мимо Дзержинска.
В чем же суть обсуждаемого документа? В стратегии обозначены основные направления, по которым, по мнению администрации, Дзержинск должен развиваться в ближайшие 10 лет. Юлия Ашуркова сообщила, что над ней работали несколько групп, в которые входили эксперты, общественники, представители администрации и заинтересованных учреждений. Это ощущается, так как некоторые разделы разработаны настолько подробно, что их действительно можно брать в работу и прямо завтра начинать воплощать в жизнь. А другие ограничиваются красивыми фразами.  Например, в разделе, посвященном развитию инфраструктуры, указываются конкретные улицы и дороги. А вот  в здравоохранении кроме скупой строчки о привлечении медкадров ничего не говорится. С одной стороны – оно не входит в полномочия города, но как же тогда с вхождением Дзержинска в федеральные и областные проекты? Почему с дорогами мы можем в них участвовать, а обратить внимание на проблемы дзержинской медицины областного начальства не смеем? Хорошо хоть, что по настоянию одного из депутатов в стратегию включили пункт строительства диспансера для спортсменов города.
Невнятным и поверхностным многим показался и пункт о цифровизации города. Электронный документооборот введен давно и уже не может считаться прорывом. Регистрация населения на сайте Госуслуг, отслеживание движения общественного транспорта по системе Глонасс, создание единой диспетчерской службы, переход на оплату покупок через электронные карты – все это тоже есть. Так и хочется спросить: в чем же прорыв? Где ноу-хау и внедрение опыта современных городов? Словом, документ есть, но вопросы к нему остаются.
Чтобы сгладить возможные дискуссии, Юлия Ашуркова сообщила, что для каждого направления будет разработан конкретный план реализации, включающий в себя финансовое обеспечение и план-график исполнения. Депутаты, со своей стороны, попросили заместителя главы города представить доклад о том, какие мероприятия из стратегии-2030 будут реализовываться в Дзержинске уже в этом году.

А что выбирают кадры?

Любопытным оказалось обсуждение городской концепции профориентационного обучения. Документ этот не требовал серьезных решений от народных избранников, скорее его представили к сведению. Однако  депутаты указали на то, что сегодня в городе существует колоссальный разрыв между запросом предприятий на квалифицированные рабочие кадры и программами, по которым готовят студентов дзержинские колледжи и училища. Проблема серьезная, и ее нужно решать с помощью взаимодействия городской администрации, профучилищ, заводов и министерства образования Нижегородской области. В представленной же концепции было много формализма. Например, в нее включили традиционные и ежегодные дни «открытых дверей», классные часы и родительские собрания, а также производственную практику студентов и обучение предпенсионеров, которые проводят центр занятости и управление социальной защиты.
Депутаты, многие из которых работают на крупных и средних предприятиях города, подчеркнули, что вопрос нужно ставить намного шире. Учебные заведения должны предлагать современной молодежи обучение по таким специальностям, которые востребованы в Дзержинске, а не готовить, как отметил один из депутатов, специалистов для других городов. Нужно учесть опыт учебных заведений и дзержинских предприятий, которые смогли наладить подготовку действительно нужных и востребованных кадров. «Тогда и ребята не будут уезжать из Дзержинска, потому что сразу найдут работу с достойным заработком и перспективой профессионального роста», – резюмировал один из народных избранников.

Скорее в концессию

Самым конкретным из обсуждаемых на думских комитетах проектов, пожалуй, было предложение заместителя главы администрации Дениса Дергунова. На согласование с депутатами он представил перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений в 2020 году. Речь идет об абонентских вводах отопления и горячего водоснабжения.
Формально никаких концессионных соглашений, даже в виде проекта, еще не существует. Объекты, которые предлагается отдать в концессию, в настоящий момент находятся в аренде у ОАО «НКС», которое вот-вот прекратит свое существование. Как только ликвидация предприятия завершится, сообщил Денис Дергунов, все вводы –  их более тысячи штук – вернутся на баланс города. Состояние их, мягко говоря, критическое. Да, на протяжении долгих лет аренды «НКС» поддерживало городское имущество в рабочем состоянии. Но не более того. О капитальном ремонте, реконструкции, модернизации речи не шло. Взвалить все это на плечи городского бюджета, считает заместитель главы города, сейчас нереально. Поэтому администрация заранее начала готовиться к заключению концессионного соглашения. Сформированный перечень имущества – лишь первый шаг на этом пути.
Потенциальные концессионеры – представители ПАО «Т Плюс» – на заседании профильного комитета присутствовали. «Объекты, предлагаемые к включению в перечень, входят в технологический комплекс системы теплоснабжения, часть которой на текущий момент находится в концессии ПАО «Т Плюс», – пояснил Денис Евгеньевич. – Эта организация – возможный концессионер». Денис Дергунов не скрывал, что с заключением соглашения появится надежда на модернизацию устаревшего оборудования. Разумеется, как всегда, оговаривается, что предстоящие ремонты не должны отразиться на тарифах для населения.
И все же депутаты попеняли чиновнику, что для принятия решения по вопросу на комитет необходимо предоставлять более полный пакет документов, в том числе проект концессионного соглашения, отчетные данные по состоянию имущества, соглашения о намерениях с потенциальными концессионерами. Народные избранники проект документа поддержали, но обещали держать под контролем процесс заключения нового концессионного соглашения.
Евгения Макарова