В последние месяцы законодатели не на шутку взялись за систему социальных гарантий, в чем определенно угадывается страстное желание вступить в новый год с наименьшими бюджетными издержками.
В результате обуявшей народных избранников экономии казенных денег на свет появились поправки к Закону «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». Не успели утихнуть страсти по поводу этих изменений, как в госдумовских кулуарах всерьез началось обсуждение и вовсе революционных нововведений в Трудовой кодекс, призванных теперь уже защитить работодателей от работников и содействовать якобы экономическому развитию страны.
Как ни бились профсоюзы и представители Общественной палаты против минздравсоцовских поправок в закон об обязательном соцстраховании, но полностью отстоять существующий порядок выплат по больничным и декретным им не удалось. 24 ноября документ принят Госдумой в третьем и окончательном чтении.
Напомним, при первом рассмотрении законопроекта из него исчезло самое антинародное предложение – выплачивать пособие по болезни в размере среднегодового заработка лишь после 15 лет трудового стажа. Устояли-таки нынешние нормы, позволяющие при страховом стаже до 5 лет начислять по больничному листу 60 процентов от среднего заработка, со стажем от 5 до 8 лет претендовать на 80-процентные выплаты, а сверх 8 лет и на все 100%. И обошлось это фонду социального страхования в 11 млрд рублей – именно на такую сумму образовалась прореха в его запланированном без дефицита бюджете.
Однако уже ко второму чтению стало ясно, что сохранение прежних стажевых порогов не чистая победа профсоюзов, а, скорее всего, результат их сделки с Минздравсоцразвитием и ФСС. Поступись, как говорится, малым ради большого. И следуя этому принципу, авторы законопроекта в конечном итоге все-таки остались в выигрыше.
Одно только увеличение с года до двух периода работы, за который учитывается зарплата при расчете больничных и пособий по беременности и родам, может обогатить ФСС более чем на 50 млрд рублей. Было бы, по крайней мере, странно, если бы эта супердоходная поправка в закон пролетела, как фанера над Парижем. Разумеется, не пролетела. И теперь та часть россиян, чьи работодатели исправно индексируют зарплату, будут наказаны рублем за дерзновение болеть не на рабочем месте. И только работникам, уже забывшим когда им в последний раз поднимали жалование, от новшества не будет ни жарко ни холодно – выплаты за больничный у них не пострадают.
Хотя и здесь бабушка надвое сказала. В новом законе работодателей обязали из собственного кармана оплачивать своим сотрудникам не два первых больничных дня, как было до этого, а три. Однако некоторые особо экономные хозяева фирм и двухдневными-то выплатами пренебрегали. Стоит ли говорить о возможных перспективах этого новшества.
Не увенчалась, надо признать, особым успехом и попытка смягчить закон в отношении женщин, которые за год-два до больничного или декрета находились в отпуске по уходу за ребенком. С их письменного согласия пособие им может быть рассчитано исходя из среднего заработка за два года, предшествующих уходу в первый «материнский» отпуск. Но только в том случае, если зарплата за тот период у них была выше нынешней. Едва ли по стране найдется много женщин, зарабатывавших 3-6 лет назад больше прежнего. Так что рождение двух детей подряд теперь непозволительная роскошь. Вот истинная цена декларациям государства, якобы упорно борющегося за демографию.
Социальные гарантии таят на глазах. И это, похоже, только начало. В ближайших планах депутатов Госдумы рассмотреть поражающие своим цинизмом и уже наделавшие много шума предложения миллиардера и лидера Российского Союза промышленников и предпринимателей Прохорова ужесточить Трудовой кодекс.
Новый проект, напомним, предполагает узаконить с согласия работника возможность 60-часовой рабочей недели (а как умеют работодатели выбивать согласие у своих подчиненных рассказывать, думается, не надо), ввести понятие «дистанционной работы», урезать социальные гарантии работающим студентам – предоставлять оплачиваемые отпуска для сдачи экзаменов только тем работникам, которых работодатели сами направили на обучение. Кроме того, поправки к ТД предлагают заключать срочные договоры с выпускниками без опыта работы и работающими пенсионерами, разрешить работодателю в одностороннем порядке менять трудовой договор “по причинам экономического характера” и увольнять сотрудников с предупреждением об этом за месяц. Необходимость таких радикальных изменений владельцы заводов, газет, пароходов объясняют – только не смейтесь – невозможностью в рамках действующего законодательства воздействовать на ленивых работников. Из этого плавно вытекает другой аргумент – якобы Россия отстает от развитых стран по производительности труда в три-четыре раза. Но если она и отстает, то далеко не по вине ленивых работников, а по причине недостаточных инвестиций, устаревших технологий и доисторического оборудования. В своем заявлении Федерация независимых профсоюзов России назвала предложения олигарха Прохорова «литературной фантазией на трудовую тему» и пообещала им «жесткое противодействие». Но насколько жестко умеют противодействовать профсоюзы мы уже смогли оценить не далее как неделю назад, когда новая редакция Закона «Об обязательном социальном страховании на случай нетрудоспособности и в связи с материнством» приблизилась к закону джунглей, по которому, как известно, выживает сильнейший. И как бы абсурдно ни звучала идея введения 60-часовой рабочей недели, нет никакой гарантии, что она не найдет отклик в сердцах законотворцев, давно оторвавшихся от реалий, нужд и чаяний простых россиян.Елена Серова