Сколько же еще бюджетных миллиардов может потребовать ликвидация свалки промотходов «Черная дыра»? Вопрос встал в повестку дня после того, как нижегородское министерство экологии объявило о продлении еще на полтора года сроков полной санации объекта накопленного экологического ущерба.
Как мы уже сообщали («Черная дыра» для бюджетных миллиардов», «ДВ» № 23 от 05.06.2020 г.), чиновники приняли решение продлить сроки ликвидации до осени 2021 года. Как выяснилось, все ранее запланированные контрактом объемы токсичных отходов уже утилизированы. Однако в процессе работ подрядчик обнаружил дополнительные пастообразные накопления.
Мы решили поинтересоваться в министерстве, о каких объемах все же идет речь, и сколько еще потребуется бюджетных средств на их обезвреживание. Вопросы о деталях финансирования проекта по сжиганию «Черной дыры» мы также направили непосредственному ликвидатору свалки. Запрос мы адресовали президенту корпорации «ГазЭнергоСтрой» Сергею Чернину.
Первым, стараясь выдержать установленный в законодательстве семидневный срок ответа на запрос СМИ, откликнулось министерство экологии.
Чиновники назвали для нас цифру дополнительных объемов пастообразных отходов на «Черной дыре». Это 5,5 тысячи кубометров. При этом министерство подчеркнуло, что новые массы нашлись во время измерений промсвалки так называемым авторским надзором в присутствии представителей заказчика ГБУ НО «Экология региона», подрядчика, а также строительного надзора и аккредитованной химико-аналитической лаборатории.
Очевидно, что тем самым министерство стремится показать – новые массы, подлежащие уничтожению, появились не в желании освоить очередной транш бюджетных средств. При этом в ответе министерства мы не увидели информации об общей массе уже обезвреженных опасных отходов. И, таким образом, на сегодня мы по-прежнему обладаем лишь сведениями об общем объеме отходов всех трех объектов накопленного экологического ущерба, на утилизацию которых направлены бюджетные миллиарды. Помимо «Черной дыры» это шламонакопитель «Белое море» и полигон ТБО «Игумново». Вся троица – это 13,3 млн тонн мусорных масс различных свойств и классов опасности, о чем ранее сообщало само министерство.
О том, во сколько же обойдется утилизация дополнительных отходов на свалке завода «Оргстекло», в областном правительстве пока не знают. Как уточнило минэкологии, сейчас как раз власти региона вместе с Минприроды РФ прорабатывают финансовые вопросы. При этом областное министерство уточнило, во сколько уже обошлась санация «Черной дыры». Стоимость работ по контракту составила 2,8 млрд руб. А всего, как мы уже сообщали, на все три объекта направлено 7,2 млрд рублей. Рекультивация «Белого моря» и игумновского полигона уже завершены.
Помимо финансовых аспектов нас интересовали и экологические, в частности, по процессу сжигания содержимого промышленной свалки, а также контролю за соблюдением норм по охране окружающей среды на всех этапах ликвидационной программы – от добычи пастообразных отходов непосредственно из отстойника до их перемещения в топку. Вопрос не праздный, так как у некоторой части населения сложилось мнение, что на площадке контролируются только выбросы сжигания, а при добыче и транспортировке мониторинг за состоянием атмосферы не проводится. Наконец, небезынтересно было узнать о судьбе самой модульной станции, уничтожающей химические отходы советских заводов.
И этот вопрос не случайный, так как наши читатели опасаются, что заводик после ликвидации «Черной дыры» останется в Дзержинске, чтобы принимать на сжигание промышленные отходы со всего Поволжья. Проблема утилизации – давняя головная боль промышленников и властей всех уровней.
В региональном минэкологии нам сообщили, что оборудование для объекта «Черная дыра» разрабатывалось для обезвреживания промышленных отходов именно неорганизованной свалки. Но вопрос дальнейшего его использования еще не решен. И получим мы на него ответ только после обезвреживания полного объема промотходов «Черной дыры».
Таким образом, мы не получили категоричного заявления о том, что модульную станцию разберут и отправят на свалку истории. Оборудование и технологии, которые себя зарекомендовали, конечно, должны работать и впредь, только вопрос, где это будет происходить? Лично мне, как жителю этого города, не хотелось бы, чтобы Дзержинск превратился в поволжскую топку промышленного мусора.
По другим пунктам нашего запроса, в частности, о деталях экологического мониторинга, министерство ответило общими тезисами. Например, чиновники сообщили, что процесс извлечения и смешения отходов полностью автоматизирован, а выгрузка в автотранспорт осуществляется с помощью закрытого шнекового транспортера. Далее отходы доставляются в приемный бункер на площадку термического обезвреживания в бункеровозах по дороге, оборудованной водонепроницаемым покрытием из геотекстиля с твердым полотном из щебенки. Дорога, как заверяет министерство, используется только для перемещения подготовленных для обезвреживания отходов, а меры безопасности при перевозке подготовленных отходов полностью исключают негативное воздействие на окружающую среду.
При обезвреживании отходов на территории свалки, по словам чиновников, регулярно проводятся экологический мониторинг и производственный контроль за содержанием вредных веществ в исходящих газах при работе установки по обезвреживанию отходов в автоматическом режиме с привлечением аккредитованных лабораторий.
Ответов от ликвидатора работ, которые, надеемся, окажутся более детализированными и по финансовой, и по экологической части, мы еще не дождались. «ГазЭнергоСтрой» попросил нас подождать до 30 июня, в связи с большим объе-мом запрошенной информации.
Вадим Щуренков