Дзержинское время

 

Тревога обуяла жителей «сталинок» старого города в Дзержинске. А причина страхов в том, что на Клюквина, 9А, на месте двухэтажного бывшего детсада № 34 на участке в 3917 кв. м планируется строительство восьмиэтажного жилого дома. Во вторник на этой неделе встревоженные обитатели старого города сошлись прямо на месте будущей стройки, чтобы обменяться мнениями и собрать подписи под коллективным обращением на имя губернатора Нижегородской области Глеба Никитина и главы города Ивана Носкова. Корреспондент нашего издания побывал на месте событий.

Получите новичка!

На встречу жители пригласили одного из кандидатов в депутаты Гордумы по 29-му избирательному округу. По понятным причинам мы не будем называть его имени. Отметим лишь, что мужчина пытался успокоить своих потенциальных избирателей, заявляя об отсутствии официальной информации о намечаемом строительстве: с чего вы, мол, взяли, что тут кто-то что-то собирается строить? Но собравшиеся развернули прошлый номер «Дзержинского времени» с материалом «Вместо садика – домище», указывая на первоисточник в нем – публикацию в сообществе «Архитектура Дзержинска».
Дальнейший диалог спикера с народом продолжился в духе того, можно ли верить всему, что пишут в газетах и публикуют в соцсетях. Особенно, если на сегодня есть только картинки, но не известен ни застройщик, ни сроки строительства, не говоря уже об отсутствии всякой разрешительной документации. После этого вашему покорному слуге пришлось выдвинуться в центр собрания и подтвердить все то, что мы публиковали ранее и анонсировать новый материал по теме.
Итак, в дополнение к сказанному в предыдущей публикации, сегодня мы можем сообщить, что проект многоэтажки на Клюквина, 9А рассматривался на областном архитектурном совете. Заседание состоялось 21 апреля. Первый заход для авторов нового дома в историческом центре оказался неудачным. Члены «архитектурного жюри» отвергли концепцию новостройки с формулировкой «отклонить представленное предложение, доработать по замечаниям членов архитектурного совета в части стилистики и этажности».
Кто же такой загадочный заявлялся в область с проектом нового жилья? Как мы с вами установили в прошлый раз, к освоению участка на Клюквина, 9А не имеет отношения ни один из четырех крупных городских застройщиков – «Тосол-Синтез», холдинг «Молодежный», «Новый город», «ДИСК» вкупе с их дочерними структурами. Проект высотной застройки на месте бывшего детсада продвигает ООО «Специализированный застройщик Дзержинск Стройград». В руководстве и учредителях компании ничего не говорящие лично для нас фамилии. Компания прописана там же, что и будущая многоэтажка. Хотя, как сообщают наши источники, первоначально юридический адрес фирмы был другой, в одном из домов в начале проспекта Ленина.
Застройщик с уставным капиталом в 20 тысяч рублей, поделенных между двумя гражданами, образовался в начале 2019 года. Надо сказать, что на сходе 8 сентября от местных жителей звучали разные фамилии, якобы имеющие отношение к застройке, но самым упоминаемым был один из депутатов Гордумы Дзержинска. Дабы не нарушать избирательное законодательство, мы не будем называть его фамилию.

Под землей – пустота?

А что не устраивает жителей старого города в стройке? Ведь речь идет не о возведении какого-то торгового центра, на которые у дзержинцев уже аллергия, а нового жилья. Оно, очевидно, будет востребовано нашими состоятельными соотечественниками. Но свои опасения и претензии к застройке на Клюквина, 9А граждане сформулировали в обращении к губернатору Никитину и главе города Носкову. Жители «сталинок» перво-наперво переживают за сохранность своего собственного жилья.
Когда развернется стройка, где в полный рост начнут работать буры, прессы, краны, погрузчики и прочая спецтехника, довоенные постройки, считают местные жители, могут не выдержать «ударной волны» и затрещат по швам. Как рассказала одна из наших собеседниц, например, дом № 7 по Клюквина уже весь в трещинах по фасаду. Кстати, аналогичная стройка в старом городе на улице Кирова имела свои негативные последствия. Горожане не далее как на этой неделе писали в соцсетях о том, что при подготовке площадки у рядом расположенных домов дрожали стены, а кое-где разгерметизировались газовые трубопроводы и разошлись температурные швы.
Сейчас стройка на Кирова, начатая весной 2017 года, находится в замороженном состоянии. А ведь там планировалось поставить всего лишь шестиэтажный дом. На Клюквина, 9А высотность больше, а значит, и работы будут масштабнее, а последствия, как считают граждане, серьезнее. К слову, люди даже в отсутствие полноценного строительства уже ощутили на себе некоторые прелести жизни рядом со стройплощадкой.
Как рассказали наши собеседники, на территории бывшего детсада все лето работала буровая установка, с помощью которой осуществлялась закачка цемента в подземный горизонт. С правой стороны здания мы воочию увидели эту технику, а рядом – груды мешков из-под цемента. Участники собрания в один голос утверждали, что земли в районе 27-го сильно закарстованы.
В качестве примера дзержинцы вспомнили и недавнюю публикацию в «ДВ» про садовое товарищество «Мир» у старого госпиталя. В том материале упоминалось о решении советских властей отдать землю под огороды, а не под пятиэтажки из-за карстовой опасности. На Клюквина, 9А, судя по упорной закачке песчано-цементной смеси под землю, видимо, такая же ситуация. Для обладателя земельного участка, если он решил поставить там что-то гораздо крупнее нынешнего двухэтажного объекта, это вынужденная мера. Скорее всего, тем самым собственники надеются на благополучное прохождение экспертизы участка на предмет высотного строительства. Наша осведомленная собеседница заявила, что покупатель участка сделал предварительную геологоразведку. Исследование показало наличие полостей, которые для получения положительного заключения на строительство в госорганах интенсивно и тампонируются.
Другое веское основание против стройки со стороны населения связано с уничтожением зеленых насаждений. Вся та растительность, что есть на самом участке и вокруг него, к гадалке не ходи, пойдет под топор. А там как рослые деревья, так и кустарник. Еще один существенный негативный момент – нарушение инсоляции существующих домостроений. Больше всех от «нового соседа» в восемь этажей достанется дому № 11А по Клюквина, который по южной стороне расположен параллельно эпицентру назревающего конфликта. Если затея в восемь этажей реализуется, то обитатели большей части Г-образной «сталинки» действительно рискуют лишиться солнечного света от восхода и до самого заката.

Дзержинск – не Шиес

Закончив перечисление негативных последствий многоэтажной стройки, авторы обращения к властям выразили недоумение по поводу того, почему для этого нельзя было выбрать другие площадки. По их мнению, можно расчистить территории расформированных старого госпиталя на Клюквина и инфекционной больницы на Пирогова, расселенных домов в конце проспекта Ленина и на улице Студенческой. Упоминался в обращении и совсем неуместный в данном случае кинотеатр «Родина». Видимо, активисты не в курсе, что это объект культурного наследия, который с 1997 года находится под охраной государства. «Да еще по городу можно много найти недействующих зданий. Почему именно мы должны страдать от этой ненужной в старом городе новостройки? У нас во дворе, можно сказать, и так нет полноценной детской площадки, престарелым жителям негде погулять, да еще и построят эту высотку», – недоумевали авторы обращения, прося от властей вмешательства в ситуацию и запрета стройки.
Но что, по большому счету, в истории с очередной застройкой смогут сделать руководители города и области? Разве что пойдут навстречу населению, приняв политическое решение о запрете стройки. Технически это несложно – сесть за стол переговоров с девелоперами, предложив им, например, варианты обмена земли, или выкупив ее под государственные нужды, скажем, для строительства социального учреждения – детского сада или школы, которых в Дзержинске пока дефицит. Но пойдут ли на это власти? Лично у нас в этом большие сомнения.
Если вы следите за обстановкой в стране, то должны понимать, что все политические решения в последнее время принимаются только там, где недовольство населения приобретает всероссийский размах. Достаточно вспомнить Екатеринбург, где люди протестовали против православного храма на месте сквера или Шиес с палаточным лагерем против мусорного полигона. Урал и север, встряхнувшие страну, отстояли свою землю. И от храма, и от свалки после протестов отказались.
А что и кто заставит отказаться от жилищной стройки на Клюквина, 9А в Дзержинске? Местечковые собрания, коллективные обращения – письменные и видео, посты в соцсетях? Все это, как показывает практика нашего родного Дзержинска, не помеха для застройки. Она состоялась даже там, где были массовые нарушения градостроительного законодательства. Например, на Свердлова, 72, где на месте советского 41-го магазина возник очередной торговый центр, примыкающий к жилому дому. А на Клюквина о каких нарушениях может идти речь?
Гипотетические угрозы от населения, давление на жалость, призывы к морали? Увы, в современной действительности они никем не воспринимаются.
С аналогичными аргументами дзержинцы выступали, например, когда началась стройка первого «небоскреба» в историческом центре города – жилого дома «Возрождение» на проспекте Ленина, 67. Там даже с мнениями местных и нижегородских экспертов никто не посчитался. А они говорили о том, что высотка будет диссонировать с советским архитектурным ансамблем и станет доминантой, испортив внешний облик исторического поселения. Однако нормативная база на то самое историческое поселение была составлена таким образом, что позволяла высотное строительство внутри кварталов. По красным линиям высотная застройка недопустима, а во дворах – пожалуйста.
На Клюквина, 9А ситуация один в один что и с Ленина, 67. Так что высотка на месте садика не пойдет вразрез с законодательством, охраняющим историческую застройку города. Что можно предпринять в этом направлении, так это разве что сменить регламенты этажности по новой застройке в старом городе через правки соответствующего правительственного постановления. Но это долго и муторно, не факт, что получится реализовать такую законодательную инициативу до начала строительства. А во всем остальном, можно сказать, что у застройщика зеленый свет.

Ни шагу назад

Разрешенное использование земельного участка как раз соответствует тому, чтобы строить на нем многоквартирный жилой дом. Жесткие нормативы по парковочным местам застройщик либо выполняет уже сегодня, если дом будет без магазинов на первом этаже, либо выполнит в перспективе – за счет расширения земельного участка. А расширяться, поверьте, есть куда. Впереди здания – гаражи и сараи, половина из которых, не исключено, что не оформлены в собственность, а значит, коммерсанты могут договориться с властями о выкупе земли. С хозяевами зарегистрированных объектов также можно договориться. Главное – цена вопроса.
Еще один вариант – расширение участка за счет прилегающей земли, что числится ныне за техникумом имени Красной Армии. Это единый участок общей площадью 21 463 кв. м. Не представляем, правда, каким должен быть уровень возможностей застройщика, чтобы изъять землю у востребованного учебного заведения, подведомственного областному министерству образования. Но, как говорится, чем черт не шутит, тем более, когда на кону миллионные выручки.
Что касается проблем с закарстованностью грунта и нарушением инсоляции, то это уже давно не помеха для современного строительства. Сегодняшние технологии тампонирования грунтов и фундаменты позволяют возводить «Москва-сити» даже там, куда советские строители и ступить не могли.
Девелоперы научились выкручиваться и в ситуации с затемнением существующей новой застройкой. Вы же сами видели, как некоторые новые объекты в Дзержинске возникают чуть ли не в паре метров от жилых домов, но никакие санитарные врачи и носа не подточат к действиям владельцев новостроек. Коммерсанты благополучно успевают до этого провести независимые экспертизы, обосновывающие возможность сокращения отступов от действующих строений, согласовывают их с Роспотребнадзором. Да, солнечного света в соседних многоэтажках становится мало, но это согласно оплаченному заключению лицензированных экспертов якобы не влияет на здоровье человека. Не ошибемся, если скажем, что у «Специализированный застройщик Дзержинск Стройград» будут на руках такие же экспертизы.
Нет сомнений и в том, что коммерсанты благополучно преодолеют первичный отказ областного архсовета если не со второй, то уж с третьей попытки точно. Тем более претензии специалистов, насколько мы понимаем, несущественны и были связаны всего лишь с внешним обликом дома, что должен гармонично вписаться в архитектуру старого города. Да и впишется, скорее всего, после пары штрихов. Тем более стилистически, судя по обнародованным эскизам, высотка почти брат-близнец принятого в эксплуатацию «Возрождения».
Короче говоря, как бы сильно ни протестовало население, бизнес научился работать с возражениями и не отступает, вложившись в приобретение земельного участка. Не для того тратились, чтобы «давать заднюю» под крики и вопли ничего не решающего населения. По нашим сведениям, сделка по участку на Клюквина, 9А состоялась пару лет назад, стоил он 12,5 млн рублей.
Интересно, а что думают по поводу будущей стройки авторы той самой «Архитектуры Дзержинска», что и обнародовала информацию, вызвавшую резонанс в старом городе? «Если отбросить в сторону сожаления о давно утраченном детском саде, то дом там вписывается, – считает автор сообщества Иван Зырянов. – Вопрос о восстановлении детского сада, насколько я понимаю, на повестке дня вообще не стоит. Расстояние от нового дома будет примерно таким же, на котором расположены друг от друга существующие. Вопрос только в этажности. Там напрашивается пять-шесть, максимум семь этажей. И с организацией двора застройщику предстоит подумать. Нужно, чтобы на имеющемся участке уместились парковка и детская площадка. И, конечно, архитектурное решение должно быть в классических формах. В представленных эскизах как раз данный стиль выдерживается».
Вадим Щуренков