Счетная палата России оценила результаты ликвидации объектов накопленного экологического ущерба в Дзержинске. Итоги проверки ошеломляют. На обезвреживание старых советских свалок идут миллиарды бюджетных рублей, но это не гарантирует достижения главной задачи – улучшения экологической обстановки.
Почему Счетная палата России решила изучить результаты работы по ликвидации объектов накопленного экологического ущерба в Дзержинске – промышленной свалки «Черная дыра», шламонакопителя «Белое море» и полигона ТБО «Игумново»? Да потому, что это важное поручение президента.
При этом дзержинские объекты – лишь часть масштабных мероприятий нацпроекта «Экология». Всего, как сообщается на официальном сайте Палаты, в стране планируется ликвидировать и рекультивировать десятки свалок с отходами, представляющими опасность для природы и человека. И работы на дзержинских объектах стали своего рода полигоном для отладки механизма и поисков решения давно назревшей проблемы. В этой связи Счетная палата и решила тщательно исследовать «пилотный проект», чтобы обнаруженные недоработки не повторялись при санации десятков других.
А всяческих огрехов в Дзержинске оказалось предостаточно.
Один из них – мизерный объем проведенных работ. Так, на «Черной дыре», как говорится в отчете Палаты, подрядчик за все время своего нахождения на объекте ликвидировал только две из трех фракций отходов. Это жидкий и пастообразный слои, на которые приходилось всего 20% объема отходов. Все остальные, твердые, увы, остались в земле без дополнительных мер по устранению их влияния на экологию. «Твердая фракция отходов не имеет защитных горизонтальных и нижнего экранов, что не позволяет в том числе исключить загрязнение подземных вод», – объяснил аудитор Счетной палаты Данил Шилков. Одновременно с этим проверяющие установили, что химический и компонентный составы отходов отстойника в паспортах и проектной документации не совпадают. Кроме того, апробация термического обезвреживания прошла на установке, которая не аналогична технологии и оборудованию, которые затем применялись на «Черной дыре». Это, как сообщается в выводах Палаты, указывает на нарушение положений закона об экологической экспертизе.
Что касается самой установки термического обезвреживания, то она оказалось не такой уж и уникальной, как повсеместно ранее заявляли руководители подрядчика. Не конкурирует «печка» и по своей цене. «Стоимость данного оборудования составила 1,65 миллиарда рублей. Результаты мониторинга цен ведущих отечественных производителей оборудования для термического обезвреживания отходов свалки с аналогичными либо улучшенными характеристиками показали, что стоимость применяемой установки завышена», – отметил Данил Шилков.
Технические характеристики установки также вызвали сомнение у аудиторов в целесообразности ее применения. Мини-завод, установленный на площадке «Дзержинского оргстекла», как выяснилось, не подходит для переработки отходов с содержанием ртути и галогенорганических веществ более 1%. Оба показателя на объекте превышали эту отметку. «Также проектной документацией предусмотрен демонтаж установки по обезвреживанию отходов свалки «Черная дыра» с дальнейшей утилизацией. Однако по окончании обезвреживания отходов установка выработает лишь половину своего ресурса», – рассказал Данил Шилков.
Стоит отметить, что работа ликвидатора объектов накопленного экологического ущерба в Дзержинске ООО «ГазЭнергоСтрой – Экологические технологии» (ГЭС) уже не в первый раз попадает в поле зрения контролирующих органов. Так, ранее Росприроднадзор оштрафовал подрядчика более чем на
700 тысяч рублей за работу на «Черной дыре». Проверка ведомства показала, что подъездные пути между двумя производственными площадками не оборудованы временными дорогами с твердым покрытием. Подрядчик также не смог правильно оборудовать площадку для временного размещения отходов. Кроме этого, ликвидатор не организовал на объекте производственный экологический контроль промышленных выбросов по всем нормам и правилам, а также нарушил периодичность контроля по ряду загрязняющих веществ.
Компания не смогла показать и сопроводительные документы на используемые при подготовке «зологрунта рекультивационного» материалы, подтверждающие их соответствие требованиям ТУ. Во время проверки у ГЭС отсутствовали необходимые паспорта на ряд отходов I и III классов опасности, не было разработанных и согласованных проектов нормативов их образования. Первичный учет образования отходов и их дальнейшего движения был организован с нарушениями.
О завершении работ на «Белом море» и полигоне ТБО «Игумново» ГЭС отчитался минувшим летом. А вот ликвидация «Черной дыры», по планам подрядчика, должна завершиться только осенью 2021 года. На санацию этой промсвалки ликвидатор требует еще 215 млн рублей.
Вадим Щуренков