Владимир Колчин: Ресурсы для пополнения бюджета есть

Дзержинское время

Около месяца назад у дзержинского мэра появился новый первый заместитель. Им стал нижегородец Владимир Колчин.  В дзержинской администрации ему предстоит заниматься инвестиционной политикой,  курировать работу КУМИ и управления архитектуры и градостроительства. То есть тех структур, которые так или иначе  несут ответственность за пополнение доходной части  весьма скудного городского бюджета. Владимир  Колчин  встретился  с корреспондентом «Дзержинского времени» и поделился своими первыми  впечатлениями о Дзержинске, его инвестиционном портрете, рассказал, какие проблемы здесь увидел и какие меры намерен предпринять для их решения. – Владимир Сергеевич,  вы несколько лет  работали вице-мэром Нижнего Новгорода по вопросам  экономики, городского имущества и градостроительства.  Аналогичный участок работы вы теперь ведете и в  нашем городе.  Есть повод для хотя бы частичного сравнения. – Действительно, в областном центре я решал похожие задачи с теми, которые мэр Виктор Сопин поставил передо мной здесь. В названии моей теперешней должности слово «экономика» отсутствует, но что такое инвестиции, строительство и градо-строительство, если не составляющие экономики? Но пути, по которым идет решение этих задач, зачастую разнятся. Приведу один пример:  разработанный  москвичами генплан Нижнего Новгорода предполагает вынесение всех промышленных предприятий за черту города. Развитие Дзержин-ска как городского округа, как промышленного узла идет, как я вижу, по обратному пути  –  власти намерены привлекать предприятия в город.  Мало того, уже сейчас мы закладываем в региональном и местном бюджетах средства на развитие дорожной и инженерной инфраструктуры отдельных городских территорий в расчете на то, чтобы на них можно было  максимально быстро найти  инвесторов и по-строить промышленные предприятия. С точки зрения инвестиционной привлекательности, на мой взгляд, Дзержинск вы-глядит даже предпочтительнее областного центра. По двум причинам. Во-первых, здесь нет явного дефицита в обеспечении  инвестпроектов энергоресурсами.  В Нижнем эта проблема стоит остро. Иногда инвесторы  уходят из областного центра потому, что либо вообще  нет возможности подключиться, образно говоря,  к «розетке» или «газовой трубе», или такая возможность отсрочена на несколько лет. Какой  серьезный бизнесмен станет ждать подключения к энергосетям  2-3 года? Во-вторых, в вашем городе намного лучше выстроена транспортная логистика. Магистрали проходят не через сам город, а параллельно. Это дает городу возможность нормально дышать и двигаться. Именно поэтому вокруг Дзержинска сейчас выстраивается целая сеть транспортных логистических терминалов. Буквально на днях новый крупный терминал открывается в поселке Дачном. Такое место расположения создает дополнительное притяжение для инвесторов. – Наверное, работать в Дзержинске не так интересно, как в Нижнем?  Масштабы не те. – Масштабы, конечно, меньше. Но зато и результаты работы, если двигаться в правильном направлении, видны быстрее. Поэтому надеюсь, что плоды моих трудов  достаточно скоро увижу и я сам, и все жители города. – Так что можно ожидать в ближайшем будущем пришествия на дзержинскую землю новых инвесторов? – На мой взгляд,  сегодня работа по привлечению инвесторов в сферу производства   идет в плановом режиме. Есть неприятные  моменты с проектированием, согласованиями и прочими бюрократическими заморочками, которые не зависят от работы органов местного самоуправления. Что меня больше беспокоит и над чем я намерен работать, это почти полное отсутствие инвестиций в новое  жилищное строительство. Я объехал все строящиеся в городе коммерческие дома. Все – это громко сказано, их всего 4. Это в общей сложности примерно 20 с небольшим тысяч квадратных метров. Немного. Но и они, уверен, в нынешнем году вряд ли  будут сданы в эксплуатацию. Строители не располагают достаточными финансовыми ресурсами для завершения работы. И президент, и премьер говорят о том, что нужно увеличивать объем жилищного строительства,  а в Дзержинске он, можно сказать, на нуле. – А разве виной тому не низкая покупательная способность населения? Если так, то на уровне местной власти проблема вряд ли разрешима. – Вы  правы только отчасти. Действительно, спрос на новое жилье в городе сегодня низок, так как   достаточно бойко работает вторичный рынок.  Средняя цена квадратного метра в новом доме  – примерно 30 тысяч рублей. Поэтому надо вести речь о привлечении на рынок жилищного строительства города  мощных инвесторов с большими оборотными средствами. Задача городских властей ближайшего времени – подготовить максимальное количество площадок под строительство жилья, выставить их на аукцион, обеспечив такие условия, чтобы потенциальные  инвесторы  сталкивались с наименьшим числом обременений. Подчеркиваю, речь идет о жилье эконом-, а не бизнес-класса. – В вашей сфере влияния – КУМИ, одна из  главных структур-добытчиц денег в городскую казну.  Программа приватизации муниципального имущества на 2011 год, которая обсуждалась накануне принятия бюджета, вызвала много  споров и нареканий. Оцените ее. По-вашему,  реально продать за год 40 объектов вместо прошлогодних семи? – Прогнозный план приватизации составлялся и был принят Думой еще до моего назначения. Готовился он,  как  мне  сообщили, в условиях временного цейтнота. В городе шла смена власти, и одновременно нужно было принимать бюджет. Времени на  анализ не было. Естественно,  этот прогнозный план приватизации оставляет желать лучшего.  В него вписали  практически все объекты, которые не сумели продать за последние несколько лет. И это явно не самые ликвидные объекты. Не стоит ждать, что новая администрация волшебным образом сумеет их все сбыть с рук. Понимая это, депутаты Городской думы дали нам поручение провести ревизию имеющегося муниципального имущества и внести в план приватизации дополнения.  У нас уже есть предложения на этот счет, и до конца февраля мы внесем их в Думу. – Какие новые объекты  появятся в плане? – Перечислять не буду. Назову только один, о котором уже шла речь на Думе, – центральный рынок. Изменения коснутся не только списка объектов, но и самой системы оценки. У прежней администрации, на мой взгляд, был несерьезный подход к этому делу.  В ряде случаев есть большие сомнения в их объективности.  Мы приняли решение заново рассмотреть и переоценить все вызывающие сомнения случаи. Нельзя разбрасываться муниципальным добром. Кстати,  переоценка многих имущественных объектов с их последующей продажей по их реальной, а не мифической  стоимости тоже принесет деньги в бюджет. – Недавно депутаты Думы 5-го созыва  приостановили действие 571-го постановления, принятого их предшественниками в мае 2006 года. Этот документ разрешал администрации Портнова заключать с частными фирмами инвестконтракты  по своему усмотрению, без конкурса. Говорят, сейчас ваша команда проводит ревизию заключенных прежде договоров. Ищете нарушения? – Ищем  возможность вернуть муниципалитету слишком дешево отданное инвесторам муниципальное имущество. И, кстати, ревизия инвестконтрактов началась еще до решения Думы.  Правильный и вполне оправданный, я считаю, шаг. К отдельным инвестконтрактам претензий по поводу необъективной оценки муниципального имущества даже больше, чем к тем, что стоят в плане приватизации. Вспомните историю с автовокзалом. Этот знаковый для города объект практически был передан в руки частной фирме. Инвестор получил 73 процента имущества. По нашим скромным подсчетам, бюджет здесь недополучил примерно 20 миллионов рублей. – Какие пути увеличения налоговых поступлений вы видите в сфере управления архитектуры, землепользования? – Потенциал огромен. Опять-таки надо смотреть, анализировать, вплотную работать с предприятиями. Один пример: известный всем дзержинцам  «Синтез» сегодня пользуется льготой по земельному налогу. Незаконно. Бюджет теряет до 5 миллионов рублей в год. Есть среди предприятий и такие, которые не платят налог на землю из-за того, что она не прошла инвентаризацию, из-за всевозможных бюрократических проволочек. В том числе таких, которые  дополнительно изобрела для избранных предприятий прежняя администрация города. Я намерен мониторить собираемость земельного налога каждые две недели. С тем, чтобы к концу года мы подошли к такой ситуации, что все сознательные или несо-знательные «уклонисты» среди предприятий в будущем году вошли в число налогоплательщиков. Нынче, как известно, авансовые налоговые платежи отменены, и предприятия или частные лица, которые приобретут статус налогоплательщиков в 2011 году, начнут платить налоги только в году будущем. Неинвентаризированных налогоплательщиков в Дзержинске очень много. Земельным контролем несколько лет никто не занимался. В этом смысле 2011 год будет для нас переходным. Сейчас мы создаем налоговую базу, с тем, чтобы в будущем году получать от земельного налога максимальный доход.  Я вас уверяю, что разница в сборах налога на землю в 2011 и 2012 годах будет существенной.
Записала Елена Бахтина