Около месяца назад у дзержинского мэра появился новый первый заместитель. Им стал нижегородец Владимир Колчин. В дзержинской администрации ему предстоит заниматься инвестиционной политикой, курировать работу КУМИ и управления архитектуры
и градостроительства. То есть тех структур, которые так или иначе несут ответственность за пополнение доходной части весьма скудного городского бюджета.
Владимир Колчин встретился с корреспондентом «Дзержинского времени» и поделился своими первыми впечатлениями о Дзержинске, его инвестиционном портрете, рассказал, какие проблемы здесь увидел и какие меры намерен предпринять для их решения.
– Владимир Сергеевич, вы несколько лет работали вице-мэром Нижнего Новгорода по вопросам экономики, городского имущества
и градостроительства. Аналогичный участок работы вы теперь ведете и в нашем городе. Есть повод для хотя бы частичного сравнения.
– Действительно, в областном центре я решал похожие задачи с теми, которые мэр Виктор Сопин поставил передо мной здесь. В названии моей теперешней должности слово «экономика» отсутствует, но что такое инвестиции, строительство и градо-строительство, если не составляющие экономики?
Но пути, по которым идет решение этих задач, зачастую разнятся. Приведу один пример: разработанный москвичами генплан Нижнего Новгорода предполагает вынесение всех промышленных предприятий за черту города. Развитие Дзержин-ска как городского округа, как промышленного узла идет, как я вижу, по обратному пути – власти намерены привлекать предприятия в город. Мало того, уже сейчас мы закладываем в региональном и местном бюджетах средства на развитие дорожной и инженерной инфраструктуры отдельных городских территорий в расчете на то, чтобы на них можно было максимально быстро найти инвесторов и по-строить промышленные предприятия.
С точки зрения инвестиционной привлекательности, на мой взгляд, Дзержинск вы-глядит даже предпочтительнее областного центра. По двум причинам. Во-первых, здесь нет явного дефицита в обеспечении инвестпроектов энергоресурсами. В Нижнем эта проблема стоит остро. Иногда инвесторы уходят из областного центра потому, что либо вообще нет возможности подключиться, образно говоря, к «розетке» или «газовой трубе», или такая возможность отсрочена на несколько лет. Какой серьезный бизнесмен станет ждать подключения к энергосетям 2-3 года?
Во-вторых, в вашем городе намного лучше выстроена транспортная логистика. Магистрали проходят не через сам город, а параллельно. Это дает городу возможность нормально дышать и двигаться.
Именно поэтому вокруг Дзержинска сейчас выстраивается целая сеть транспортных логистических терминалов. Буквально на днях новый крупный терминал открывается в поселке Дачном. Такое место расположения создает дополнительное притяжение для инвесторов.
– Наверное, работать в Дзержинске не так интересно, как в Нижнем? Масштабы не те.
– Масштабы, конечно, меньше. Но зато и результаты работы, если двигаться в правильном направлении, видны быстрее. Поэтому надеюсь, что плоды моих трудов достаточно скоро увижу и я сам, и все жители города.
– Так что можно ожидать в ближайшем будущем пришествия на дзержинскую землю новых инвесторов?
– На мой взгляд, сегодня работа по привлечению инвесторов в сферу производства идет в плановом режиме. Есть неприятные моменты с проектированием, согласованиями и прочими бюрократическими заморочками, которые не зависят от работы органов местного самоуправления.
Что меня больше беспокоит и над чем я намерен работать, это почти полное отсутствие инвестиций в новое жилищное строительство. Я объехал все строящиеся в городе коммерческие дома. Все – это громко сказано, их всего 4. Это в общей сложности примерно 20 с небольшим тысяч квадратных метров. Немного. Но и они, уверен, в нынешнем году вряд ли будут сданы в эксплуатацию. Строители не располагают достаточными финансовыми ресурсами для завершения работы.
И президент, и премьер говорят о том, что нужно увеличивать объем жилищного строительства, а в Дзержинске он, можно сказать, на нуле.
– А разве виной тому не низкая покупательная способность населения? Если так, то на уровне местной власти проблема вряд ли разрешима.
– Вы правы только отчасти. Действительно, спрос на новое жилье в городе сегодня низок, так как достаточно бойко работает вторичный рынок. Средняя цена квадратного метра в новом доме – примерно 30 тысяч рублей.
Поэтому надо вести речь о привлечении на рынок жилищного строительства города мощных инвесторов с большими оборотными средствами. Задача городских властей ближайшего времени – подготовить максимальное количество площадок под строительство жилья, выставить их на аукцион, обеспечив такие условия, чтобы потенциальные инвесторы сталкивались с наименьшим числом обременений. Подчеркиваю, речь идет о жилье эконом-, а не бизнес-класса.
– В вашей сфере влияния – КУМИ, одна из главных структур-добытчиц денег в городскую казну. Программа приватизации муниципального имущества на 2011 год, которая обсуждалась накануне принятия бюджета, вызвала много споров и нареканий. Оцените ее. По-вашему, реально продать за год 40 объектов вместо прошлогодних семи?
– Прогнозный план приватизации составлялся и был принят Думой еще до моего назначения. Готовился он, как мне сообщили, в условиях временного цейтнота. В городе шла смена власти, и одновременно нужно было принимать бюджет. Времени на анализ не было.
Естественно, этот прогнозный план приватизации оставляет желать лучшего. В него вписали практически все объекты, которые не сумели продать за последние несколько лет. И это явно не самые ликвидные объекты. Не стоит ждать, что новая администрация волшебным образом сумеет их все сбыть с рук. Понимая это, депутаты Городской думы дали нам поручение провести ревизию имеющегося муниципального имущества и внести в план приватизации дополнения. У нас уже есть предложения на этот счет, и до конца февраля мы внесем их в Думу.
– Какие новые объекты появятся в плане?
– Перечислять не буду. Назову только один, о котором уже шла речь на Думе, – центральный рынок.
Изменения коснутся не только списка объектов, но и самой системы оценки. У прежней администрации, на мой взгляд, был несерьезный подход к этому делу. В ряде случаев есть большие сомнения в их объективности. Мы приняли решение заново рассмотреть и переоценить все вызывающие сомнения случаи. Нельзя разбрасываться муниципальным добром.
Кстати, переоценка многих имущественных объектов с их последующей продажей по их реальной, а не мифической стоимости тоже принесет деньги в бюджет.
– Недавно депутаты Думы 5-го созыва приостановили действие 571-го постановления, принятого их предшественниками в мае 2006 года. Этот документ разрешал администрации Портнова заключать с частными фирмами инвестконтракты по своему усмотрению, без конкурса. Говорят, сейчас ваша команда проводит ревизию заключенных прежде договоров. Ищете нарушения?
– Ищем возможность вернуть муниципалитету слишком дешево отданное инвесторам муниципальное имущество. И, кстати, ревизия инвестконтрактов началась еще до решения Думы. Правильный и вполне оправданный, я считаю, шаг.
К отдельным инвестконтрактам претензий по поводу необъективной оценки муниципального имущества даже больше, чем к тем, что стоят в плане приватизации. Вспомните историю с автовокзалом. Этот знаковый для города объект практически был передан в руки частной фирме. Инвестор получил 73 процента имущества. По нашим скромным подсчетам, бюджет здесь недополучил примерно 20 миллионов рублей.
– Какие пути увеличения налоговых поступлений вы видите в сфере управления архитектуры, землепользования?
– Потенциал огромен. Опять-таки надо смотреть, анализировать, вплотную работать с предприятиями. Один пример: известный всем дзержинцам «Синтез» сегодня пользуется льготой по земельному налогу. Незаконно. Бюджет теряет до 5 миллионов рублей в год.
Есть среди предприятий и такие, которые не платят налог на землю из-за того, что она не прошла инвентаризацию, из-за всевозможных бюрократических проволочек. В том числе таких, которые дополнительно изобрела для избранных предприятий прежняя администрация города.
Я намерен мониторить собираемость земельного налога каждые две недели. С тем, чтобы к концу года мы подошли к такой ситуации, что все сознательные или несо-знательные «уклонисты» среди предприятий в будущем году вошли в число налогоплательщиков. Нынче, как известно, авансовые налоговые платежи отменены, и предприятия или частные лица, которые приобретут статус налогоплательщиков в 2011 году, начнут платить налоги только в году будущем.
Неинвентаризированных налогоплательщиков в Дзержинске очень много. Земельным контролем несколько лет никто не занимался. В этом смысле 2011 год будет для нас переходным. Сейчас мы создаем налоговую базу, с тем, чтобы в будущем году получать от земельного налога максимальный доход. Я вас уверяю, что разница в сборах налога на землю в 2011 и 2012 годах будет существенной.