Держу в руках пресс-релиз ГЖД и в очередной раз убеждаюсь, как же по-разному выглядит мир, если смотреть на него из окна «Сапсана» и стоя на железнодорожной насыпи, мимо которой несется этот самый супер-поезд, с высоты полета чиновничьей мысли и с обычных земных позиций. Сойдутся ли когда эти взгляды в одной точке или так и останутся параллельными прямыми?

Признаться, есть некоторые сомнения в том, что городские власти и ГЖД  когда-нибудь сами бы заметили существование проблемы сообщения жителей Прибрежного микрорайона с «большой землей», не устрой те в конце февраля громкую и грозную акцию протеста. Доведенные до отчаяния,  обитатели дзержинских выселок взбунтовались против изоляции, на которую их обрекло четырехкилометровое бетонное заграждение  вдоль железной дороги. Ее митингующие обещали перекрыть, если чиновники и дальше будут отгораживаться от них такой же бетонной стеной молчания и бездействия. 

С тех пор проблема в центре пристального внимания власти и железной дороги. И пресс-релиз, который ГЖД направила в адрес нашей редакции на прошлой неделе, в развитие этой темы. Интересное, надо сказать, послание – проникновенное, местами лирическое, с погружением в историю вопроса. Здесь и о том, что «железные дороги – каркас экономики государства»  и «без стального обруча… жизнь современного государства просто немыслима». И о том, как разрастались города и веси вдоль железных магистралей, но при этом не учитывалась «травмоопасность дороги». И о том, что «время не стоит на месте, темп жизни нарастает», и скорость поездов  увеличивается, а вместе с ней и «риски для населения».  В общем, обо всем, только не о том, почему на протяжении последних 5 лет, когда, по информации железнодорожников, показатель травматизма в районе Дзержинска достиг самых высоких показателей на ГЖД,  проблема переправы через рельсы никого не занимала всерьез. В том числе, и саму «железку».

Хотя ГЖД, разумеется, так не считает. По ее мнению, она «делала и делает все возможное для предупреждения несчастных случаев при пересечении путей» – построила воздушный мост, тоннель, два перехода. Только вот мост сразу же обнаружил свою бесполезность – взобраться на него не каждому пожилому человеку под силу, да и расположен он более чем неразумно – рядом с тоннелем и одним из переходов.  Второй – на другом конце довольно длинной улицы Попова. Все как всегда – формально, для галочки и без учета потребности людей.

Впрочем, осознавая, что в таком расположении переправ через пути нет здравого смысла, железная дорога никогда не забывает уточнить, что «места строительства всех этих сооружений согласованы с администрацией города». Ну а та, видимо, слишком редко пешком ходит, чтобы знать, где мосты и переходы нужнее.

Появление злосчастной оградительной стены железнодорожники тоже объясняют просьбой дзержинских властей,  озаботившихся безопасностью горожан. Но высокоскоростной «Сапсан», с пуском которого и совпало возведение  бетонного забора, тут совершенно ни при чем, спешит заверить ГЖД в своем сообщении, – ведь на подъездах к городу он идет со скоростью обычного поезда. При всем при этом в копии письма губернатору начальнику Горьковской железной дороги, приложенном к пресс-релизу,  рекомендуется нашему филиалу РЖД установить «сплошное ограждение вдоль железнодорожного полотна на наиболее уязвимых участках высокоскоростного движения». И далее: «Реализация данных мероприятий будет способствовать повышению уровня безопасности движения высокоскоростных поездов «Сапсан». Ну и как же он после этого неповинен?

Честно говоря, не понятно,  почему железная дорога так упорствует в своем желании отвести любое подозрение от  «хищной птицы». Может,  по привычке защищать ее, подозреваемую во всех грехах? А ведь, по большому счету, какая разница, из-за «Сапсана» или нет выросла стена. Главное, что после этого положение жителей самого живописного и перспективного района города  стало еще более плачевным.

Да, ходить по путям в неположенном месте опасно, кто бы спорил. Но нельзя же ради безопасности горожан «запереть» их в прибрежной зоне, словно в резервации?! Это же все равно, что перестать есть, дабы ненароком не отравиться. Как же тут не закипеть, не дойти до точки?!

Хочешь – не хочешь, а реагировать надобно. А то ведь и вправду перекроют дорогу…

Согласно письму начальника службы корпоративных коммуникаций ГЖД Л. В. Тодуа, которое пришло в нашу редакцию вдогонку к пресс-релизу, на недавнем совместном совещании железнодорожников и городских властей стороны выработали некий план действий. В 2011 году ГЖД берется обустроить и оборудовать сигнализацией уже существующий переход через пути, ведущий от домов № 32 и 34 по улице Попова к перекрестку улиц Октябрьской и Клюквина, где останавливаются троллейбусы. В этом же году в надлежащий вид приведут переходы возле платформы «Пушкино» и еще один – в районе Бабушкино, рядом с трамвайной остановкой.

А вот ждать долгожданного, самого нужного подземного перехода, который свяжет Поповку с рынком, похоже, придется долго. На упомянутом совещании было решено, что руководство города подаст заявку о включении строительства «подземки» в региональную программу. Так что, получается, радикально проблема переправы жителей «полуострова» на «материк» в ближайшее время решена не будет…

Неужели у нас никогда так и не научатся устанавливать причинно-следственные связи, предвосхищать события и объемно мыслить? Неужели мы так и будем сначала возводить глухие «китайские стены», а только потом ломать голову над тем, как преодолеть  преграду? Что же мешает чиновникам думать наперед, соединять многочисленные ниточки в один клубок? Может, то, что на мир они смотрят из окна «Сапсана»?

 

Елена Серова