В этом году Минэкономразвития РФ завершает работу над Концепцией по развитию производства и использования электротранспорта в России на период до 2030 года. Реализация концепции оценивается в 750 млрд рублей. Нижний Новгород, наряду с Москвой, Санкт-Петербургом, Севастополем, Сочи, Калининградом и Казанью, вошел в список пилотных регионов.
«Развитие
электротранспорта – глобальная тенденция
XXI века в контексте борьбы с климатическими
изменениями. Преимущества электромобилей
сделают их транспортом будущего, и
сейчас мы только в начале пути. Переход
на новое оборудование на электродвигателях
требует важного системного шага –
создания эффективной системы переработки
аккумуляторов электромобилей и источников
бесперебойного питания, которые сегодня
чаще всего попадают на полигоны и
приводят к образованию объектов
накопленного экологического ущерба»,
– отметила Елена Шаройкина, председатель
Комиссии по экологии и охране окружающей
среды Общественной палаты РФ.
По
подсчетам экспертов, на 140 млн электрокаров
в мире (а именно столько их станет к 2030
году) будет приходиться около 11 млн
аккумуляторных батарей, требующих
дальнейшей перереботки.
В
Европе, где популярность электрокаров
растет с каждым годом, правительствами
большинства стран уже разработаны меры,
мотивирующие использовать электромобили
вместо привычных автомобилей с двигателями
внутреннего сгорания. Параллельно
построено и запущено около 50 заводов,
занимающихся переработкой аккумуляторов
электротранспорта.
В
России аналогичных предприятий пока
нет. Первый в стране экотехнопарк «Центр»
по переработке
аккумуляторов электротранспорта,
железнодорожного транспорта, мобильных
устройств и источников бесперебойного
питания (UPS) планируют построить в
Дзержинске в Нижегородской области.
Проект экотехнопарка, обеспечивающего
бережное отношение к имеющимся ресурсам
и не допускающего образования объектов
накопленного вреда окружающей среде,
разрабатывают в соответствии с
международными стандартами специалисты
АО «Русатом Гринвэй», предприятия
Госкорпорации «Росатом». Общие инвестиции
в проект составят более 5 млрд. руб.,
объем ежегодных налоговых отчислений
в бюджеты различных уровней – более 500
млн. руб.
Экотехнопарк «Центр» станет первым в
России проектом по созданию замкнутого
цикла производства в сфере электротранспорта.
Комплекс будет включать 5 автоматических
технологических линий для сортировки
и переработки каждого типа батарей.
“Аккумуляторы,
то есть источники тока, которые мы
используем в мобильных телефонах или
электрокарах – это ценный источник
лития, никеля, кобальта и других химических
веществ, которые можно использовать
повторно. Поэтому основная цель
экотехнопарка – создать производство,
в рамках которого эффективным и безопасным
для экологии способом из аккумуляторов
будет извлекаться сырье, которое в
дальнейшем будет направлено в другие
технологические циклы” – рассказала
директор по развитию АО «Русатом Гринвэй»
Екатерина Демичева.
В экотехнопарке
будут применены прогрессивные подходы
в области обеспечения экологической
безопасности, эффективные технологии
очистки воздуха и сточных вод, планируется
использовать автоматизированные системы
контроля состояния окружающей среды,
создать многоуровневую систему
мониторинга.
«Безусловно, региональное правительство заинтересовано в крупных инвестиционных проектах. Это и ежегодные налоговые отчисления, и новые рабочие места. Очевидно, что строительство экотехнопарка даст дополнительные возможности для развития перспективных секторов экономики и позволит решить важные социальные задачи, но в то же время необходимо уделять серьезное внимание экологической стороне вопроса, выполняя задачи, поставленные президентом Владимиром Путиным в ходе послания федеральному собранию, – ключевые направления развития экономики должны быть адаптированы к новым вызовам изменения климата. Необходимо не только снижать объемы углеродных выбросов, но и жестко контролировать объемы всех выбросов», – отметил заместитель губернатора Нижегородской области Андрей Саносян. К началу 2022 года проектная документация по экотехнопарку «Центр» пройдет все необходимые государственные экспертизы и общественные обсуждения. Только после этого будет принято решение о старте строительства объекта.
Ольга Максимова