СИБУР ничего не должен


 
Решение по иску властей к нефтехимической компании опубликовано на сайте суда. Муниципалитет и область требовали от АО «СИБУР-Нефтехим» оплатить проект ликвидации шламонакопителя в 172 млн рублей, а химики просили расторгнуть так и не исполненное трехстороннее соглашение 2012 года, по которому возникла такая договоренность. Нижегородский Арбитраж в итоге отказал всем сторонам. Суд сослался на то, что «дочка» СИБУРа выполнила свое обещание, а ликвидация объекта накопленного экологического ущерба в Дзержинске финансировалась из федерального бюджета.


Как мы уже рассказывали, трехстороннее соглашение о финансировании работ по ликвидации шламонакопителя «СИБУР-Нефтехим» заключил с дзержинской администрацией и областным правительством в октябре 2012 года. Подписание документа состоялась после того, как в федеральном правительстве приняли решение о консервации шламонакопителя в Дзержинске площадью 90 га. По соглашению с властями «СИБУР-Нефтехим» передал объект в муниципальную собственность. Одновременно с этим нефтехимики через дочернее АО «Индустриальный парк «Ока-Полимер» пожертвовали в местный бюджет 77 млн рублей на софинансирование работ, а также за собственный счет разработали проект ликвидации хранилища шламов. Однако местные власти не справились с функций заказчика работ по ликвидации «Белого моря». Так возникло уголовное дело, в котором фигурировали и чиновники, и подрядчики. В этой связи нижегородское правительство отстранило муниципалитет от «Белого моря». А в 2014 году областные власти утвердили новую программу ликвидации объекта без частных инвестиций.


В 2015 году правительство РФ определило генподрядчика по ликвидации трех объектов накопленного экологического ущерба в Дзержинска, в том числе и «Белого моря». Им стало ООО «ГЭС-Экологические технологии» («ГЭС»). Через год после этого заместитель главы администрации Дзержинска Александр Кабанов распорядился вернуть из бюджета оставшиеся от пожертвований 66 млн рублей индустриальному парку «Ока-Полимер». К тому времени предприятие уже контролировал не СИБУР, а компания «Тосол-Синтез» Валерия Артамонова. Решение обернулось для господина Кабанова уголовным делом и обвинением в нецелевом расходовании бюджетных средств. По итогу его  приговорили к двум с половиной годам лишения свободы условно.


Между тем, в нижегородском правительством решили взыскать с «СИБУР-Нефтехима» 172 млн рублей. В такую сумму чиновники оценили неисполненные обязательства компании по софинансированию ликвидации шламонакопителя, прописанные в допсоглашении к трехстороннему договору 2012 году. Сумма этих обязательств, по расчетам властей, увеличилась пропорционально увеличению стоимости ликвидации всех трех объектов накопленного ущерба в Дзержинске. За пять лет работы по санации полигона ТБО «Игумново», отстойника промотходов «Черная дыра» и «Белого моря» подорожали до 7 млрд рублей, в том числе шламонакопителя до 2 млрд рублей. Таким образом, по расчетам властей, увеличилась и доля софинансирования проекта со стороны СИБУРа. 172 млн рублей региональные власти потребовали у компании после того, как в декабре 2020 года госзаказчик принял у «ГЭС» выполненные работы по консервации шламонакопителя.


В СИБУРе настаивали на том, что проект консервации шламонакопителя разрабатывался на основе проектных решений «ГЭС»», который не использовал ранее составленную на деньги СИБУРа документацию. Нефтехимики заявили, что не обязаны финансировать чужой проект, тем паче, что консервация «Белого моря» уже получила целевое федеральное финансирование.


При рассмотрении спора Арбитражный суд указал, что после передачи шламонакопителя в областную собственность администрация Дзержинска выбыла из состава участников соглашения 2012 года. При этом договор о передаче прав в нем прописан не был, да и СИБУР не подтвердил своего дальнейшего участия в ликвидации шламонакопителя и не софинансировал госконтракт. Также консервация «Белого моря» обошлась без проекта, оплаченного СИБУРом. Таким образом Арбитраж согласился с тем, что правоотношения сторон закончились еще в 2012 году. Одновременно с этим суд зафиксировал и еще один момент. В 2013 году Городская дума Дзержинска проанализировала заключения проектной документации по ликвидации шламонакопителя и рекомендовала дополнить проект материалами экспертизы, представленной специалистами СИБУРа. В приложении к госконтракту с «ГЭС» документация с аналогичным названием и нумерацией была указана. Поэтому суд решил, что компания исполнила свои договоренности с властями. Учитывая, что ликвидацию «Белого моря» подрядчик проводил по собственному проекту, Арбитраж отказал нижегородскому правительству в его денежных претензиях к Сибуру.


Одновременно с этим суд отказал и АО «СИБУР-Нефтехим» в требованиях о расторжении трехстороннего соглашения 2012 года. Как разъяснил суд, это был договор простого товарищества, действие которого прекратилось с выходом администрации Дзержинска из проекта и передачей шламонакопителя в областную собственность.


Как написал «Коммерсант», юристы «СИБУР-Нефтехима» посчитали решение суда законным и обоснованным. В областном министерстве экологии нашим коллегам сообщили, что пока изучают выводы суда. «Коммерсант» также привел мнение управляющего партнера юрфирмы Александра Маслова. Эксперт заявил о том, что судебное решение, установившее прекращение правоотношений, фактически вынесено в пользу СИБУРа и правительство может его обжаловать.


Ранее мы рассказали о заявлении Росприроднадзора. Объекты накопленного экологического ущерба в Дзержинске, в частности, шламонакопитель «Белое море» и полигон ТБО «Игумново», в ведомстве считают не до конца ликвидированными.


Владислав Шепелев

фото — архив «ДВ»