Не так давно закончился весенне-летний призыв в армию. Об его ходе, итогах, а также прогнозе на будущую кампанию мы поговорили с военным комиссаром города Дзержинска и Володарского района Вадимом Кортиковым.
– Вадим Дмитриевич, каков был план на минувший призыв и выполнен ли он?
– Наряд был серьезный – 443 человека, из них 93 должны были набрать из Володарского района. Мы же направили в войска 495 новобранцев. То есть в целом план перевыполнен. Однако из района удалось призвать лишь 65 парней.
– Получается, в районе больше уклонистов, чем в городе?..
– Дело тут, скорее, в том, что молодежь активно мигрирует из сел и поселков района. Вот и выходит, что на бумаге у нас столько-то юношей призывного возраста в таком-то поселке, а на деле их там чуть не вдвое меньше. И не факт, что отсутствующие имеют намерение «косить», возможно, они просто живут и работают в городе, но на воинском учете стоят по месту прописки. Вообще же говоря, парни из района служить идут очень охотно.
– В этом году вступила в силу поправка, дающая вчерашним школьникам отсрочку до 1 октября. Как это отразилось на призыве?
– Эта отсрочка вступила в силу 29 июня, но воспользоваться ей пытались и раньше. Есть у нас категория граждан, которая законов толком не знает, но любит говорить об ущемлении прав человека. О каком «ущемлении» идет речь – не понимаю: закон еще не действует, а на него уже ссылаются. Так получилось и с поправкой: ей досрочно пытались воспользоваться 50 человек. При этом не исключаю, что часть из них просто заблуждалась по причине низкого уровня правовой грамотности.
– А как в целом складывалась ситуация с призывом выпускников школ и студентов?
– Вопреки слухам, мы не стремились «забрить» вчерашних школьников еще и до начала действия отсрочки. Нередко ситуация складывалась так: парень поступил в вуз, сразу взял академический отпуск и отправился служить. Понятное дело, вузам это невыгодно, равно как «неинтересны» им и аспиранты…
– Почему же?
– Аккредитация на право иметь аспирантуру стоит недешево, некоторые вузы замахнулись на него, а платить оказалось нечем, вот и стремятся «избавиться» от имеющихся у них аспирантов… С учебными заведениями вообще бывает масса нестыковок. Например, вуз имеет аккредитацию на обучение одного количества человек, а числятся в нем в три раза больше студентов. В результате не понятно, кто из этого количества имеет право на отсрочку, а кто нет – ведь они все студенты…
– Традиционный вопрос: много ли в нашем городе уклонистов?
– Число «бегунов» медленно, но верно сокращается. В частности, в осенний призыв было 1400 парней, которым мы не смогли вручить повестку, летом же их стало чуть более тысячи. Кто-то достиг 27 лет, кого-то «отловили»… Собственно, уклонистов, то есть тех, кто получил повестку и не явился на комиссию, было выявлено 150 человек. В отношении четверых мы уже передали документы в прокуратуру… Повторюсь, на самом деле убежденных уклонистов немного. Как показывает практика, большая часть из них имеет право на отсрочку, но не знает об этом.
– Чем же это объясняется?
– Нередко причиной заблуждения становится деятельность разного рода дельцов, которые, гонясь за выгодой, запутывают призывников и их родственников. Известны случаи, когда подобного рода шарлатаны брали с людей деньги за свои «консультации». Как правило, с их же подачи распространяются и всяческие нелепые страшилки об армейской жизни. В сотый, в тысячный раз повторяю: призывники и их родители, в случае, если вам что-то не понятно по части призыва в ряды Вооруженных сил, обращайтесь непосредственно ко мне. Уж поверьте, никто вам в моем кабинете руки заламывать и голову брить не будет, чтоб поскорее наряд закрыть!
– Вместе с этим, жалобы на работу призывных комиссий существуют по всей России…
– В масштабах страны я говорить не готов, но семь из восьми жалоб, поступающих как ко мне, так и к моему начальству, оказываются необоснованными. Более того, часть из них составлены юридически безграмотно. Доходит до того, что от меня требуют, чтобы я как военком повлиял на решение призывной комиссии. Во-первых, сделать я этого никак не могу, а во-вторых, само по себе подобного рода требование противозаконно.
– Как, по вашему мнению, будет проходить следующий призыв?
– Крайне нелегко: парней призывного возраста в городе и районе немного, опять же уклонисты… В этой связи будем тесно сотрудничать с ГАИ, с полицией, ФМС и другими структурами. С их помощью будем выявлять уклонистов и вести разъяснительную работу. Ничего другого в условиях демографической ямы двадцатилетней давности военкоматам не остается…
Беседовал Евгений Павлычев